Воздушный змей

 Прогуливаясь по краю крутого обрыва нового сквера у «Крыла Икара», я заметил небольшую группу мальчишек. На одной из установленных здесь скамеек они что-то мастерили и отчаянно спорили. Подойдя ближе, я увидел, что мальчишки мастерят простенький воздушный змей.
 
 Память вернула меня в далёкие дни моего детства. Было мне тогда лет восемь или девять. На дворе вступала в свои права бурная весна. Дни становились всё жарче и жарче, хотя ночью было ещё довольно прохладно.
 
 Река Мурня ещё только начала разливаться весенним половодьем, затапливая низины и луговины на противоположном берегу. Ласточки береговушки и стрижи уже активно строили свои гнёзда в крутом обрыве реки. На проводах собирались по парам яркие как попугайчики щурки-золотушки. Старожилы поговаривали, что именно от них получило своё название село Золотуха.

 Было уже довольно тепло, но не было ещё, настоящего бича моего детства, мошкары, которая тучами появлялась в конце мая, свирепствовала почти весь июнь и пропадала только в первых числах июля. От этого мелкого монстра с пастью льва спасала только вязаная сетка на голову, обильно смоченная в керосине.
 
 Именно в это время ненадолго приехал из Астрахани мой брат, где он учился в медицинском институте. Поезд под номером шестьсот пять, в то время медленно тащился из Астрахани до станции Владимировка целых восемь с половиной часов. Чтобы скоротать время в поездке брат прихватил с собой популярный тогда журнал «Наука и жизнь».
 
 На одной из страниц этого журнала была инструкция с поясняющими картинками, как самому сделать необычный воздушный змей. Нас эта идея очень заинтересовала, и мы приступили к её осуществлению немедленно.

 В инструкции было указано, что для изготовления воздушного змея потребуется плотная материя и четыре тонких, но прочных рейки. Рейки мы решили заменить изготовленными в запас отцом штапиками, используемыми для закрепления стёкол в оконных рамах, а вот с материей возникли проблемы.

 Немного подумав, брат предложил использовать вместо материи плотную крафт-бумагу, тем более что плотный почтовый мешок у нас имелся в наличии. Каждый такой мешок состоял из нескольких слоёв крафт-бумаги, прошитой по одному краю капроновыми нитками, которые тоже были использованы нами при изготовлении воздушного змея.
 
 Аккуратно распустив швы и смотав нитки в клубок, мы развернули бумагу мешка в один слой. Далее приступили к раскройке деталей воздушного змея по указанным размерам в инструкции. Когда все детали змея были изготовлены, наступил черёд склеивания этих деталей и сборка всей конструкции.
 
 Тут неожиданно выяснилось, что склеивать детали нечем! Это сейчас можно пойти и в любом магазине канцелярских товаров купить клей любого назначения, а в те времена тот же столярный клей надо было предварительно сварить или выпросить у кого-либо готовый. Пришлось мне быстренько пробежаться по соседям в поисках заветного клея или составных частей для изготовления его самому.
 
 Выручила соседка тётя Тамара, она работала на почте, а там этого добра было очень много. Сотни посылок и писем отправлялись во все концы страны и на каждом отправлении клеились ярлыки, марки и извещения. В общем, заветная баночка не совсем хорошо пахнущего клея была у меня в руках.

 Склеив две треугольные конструкции и два боковых крыла, мы приступили к закреплению полученных деталей на рейках. Тут нам пригодилась капроновая нитка от бумажного мешка. Четыре кольца для крепления системы управления воздушным змеем мы изготовили из толстой медной проволоки.
 
 Встал вопрос, чем заменить бечёвку, на которой будет запускаться воздушный змей? Немного подумав, решили использовать толстую рыболовную леску вместе с катушкой от спиннинга, давно валявшегося в сарае без дела. Тогда нам эта идея показалась просто гениальной.

 Всё, наш воздушный змей готов. Немного потренировавшись в управлении воздушным змеем на малой высоте вдоль дороги у дома, мы вышли на улицу Набережную, где восходящие потоки тёплого воздуха подхватили наш змей и понесли его в высоту над просторами разливающейся реки.

 По краю речного обрыва тогда стояли деревянные скамейки. Подойдя к одной из скамеек мы, упиравшись в неё стали постепенно добавлять высоту полёта воздушному змею. И тут….
 
 Видимо рыболовная леска слишком долго лежала без дела в сухом сарае. В самый ответственный момент, леска с противным звоном лопнула от напряжения. Наш воздушный змей, как огромная подстреленная птица плавно кружась, опустился в воды реки почти на её середине. Нашему разочарованию не было предела. Невольные зрители нашего фиаско, из числа пришедших полюбоваться речным разливом, с сожалением закачали головой, по толпе прошёлся ропот.
 
 Нужно было всё начинать заново, но теперь мы имели небольшой опыт по изготовлению воздушного змея и не совершили ряд мелких ошибок, как при первой сборке. Теперь была только одна проблема – бумажного мешка у нас дома больше не было. Пришлось опять идти на почту и выпрашивать новый мешок, так как размеры нашего змея были довольно большие, в длину более метра и в ширину почти метр.

 Учтя ошибки первой сборки, мы второй экземпляр изготовили гораздо лучше и быстрее. Для бечёвки использовали уже новую леску, более толстую и прочную. Повторный запуск воздушного змея прошёл без проблем. Упёршись в спинку скамейки, мы подняли воздушный змей на высоту почти в сто метров, согласно маркировке на катушке с леской.
 
 Мы по очереди учились управлять полётом воздушного змея, крутили воздушные восьмёрки, меняли угол атаки, резко меняли направление полёта. Я чувствовал себя настоящим пилотом, которому подвластно управление воздушным лайнером, не беда, что я находился на земле, моя сущность была там – в облаках. Восторг переполнял меня, хотелось петь, кричать, смеяться.
 
 Тем более что и на краю обрыва, и на лодочной станции под горой постепенно собирались зрители, которые задрав голову, наблюдали за полётом рукотворной птицы. Среди зрителей были и мои знакомые девчонки.

 Брат предложил отправить воздушному змею письмо. Он вырезал из крафт-бумаги небольшой кружок, сделал на нём разрез почти до середины и надел на леску. Очередной порыв ветра подхватил наше письмо и потащил его по леске ввысь, прямо к самому воздушному змею. Ударившись о центральное кольцо письмо, соскочило с лески, плавно кружась потоками тёплого воздуха, было отнесено почти на противоположный берег реки.
 
 Среди зрителей разразился спор – долетело письмо до берега или утонула в водах реки. Каждый хотел похвастаться остротой своего зрения и отчаянно спорил, доказывая с пеной у рта свою правоту.

 Тут нашим глазам попался коршун, с огромной высоты он высматривал рыбу на мелководье, но не прочь был полакомиться зазевавшейся ласточкой или стрижом. За это его не любили, и мало кто уважал, всячески старались тем или иным образом прогнать от места гнездование малых птах, уничтожавших комаров и мошкару.
 
 Мы направили полёт нашего воздушного змея прямо на обалдевшего от такого манёвра коршуна. Он резко затормозил свой полёт, затем буквально перевернувшись через голову, стал резко удирать от нашего змея, интенсивно работая крыльями, издав тревожный клёкот и писк. Толпа невольных зрителей выразила восторг одобрительным криком.

 Местный сорокалетний дурачок Афонька стал радостно махать своей затёртой фуражкой, бойко подпрыгивать на месте и кричать что-то нечленораздельное, периодически грозя вослед улетавшему коршуну. При очередном прыжке с него слетели его штаны, и тут обнажилась вся его сущность и живая натура, толпа зрителей разразилась громким смехом. Быстро натянув штаны обратно, Афонька опять погрозил улетавшему коршуну. Коршун лишь обиженно и презрительно пискнул в ответ.

 Похоже, наш полёт с манёвром понравился всем нашим невольным зрителям. Солнце стало клониться к закату, толпа зрителей стала постепенно редеть и мы стали медленно сматывать леску, подтягивая воздушный змей, уменьшая высоту полёта. Впечатления от этого полёта с воздушным змеем остались со мной на всю жизнь.

 Значительно позже я сам буду несколько раз изготавливать такой воздушный змей со своими друзьями, но каждый раз буду вспоминать свой первый полёт вместе с моим братом. Тепло этого воспоминания останется со мной на всю жизнь. Сейчас мы живём в разных городах, но братское тепло души остаётся с нами навсегда, несмотря не на что.


Рецензии