Юбилей дома

   На выставке "Борисовский колорит-2024" я с удовольствием отметила несколько живописных работ, отразивших достопримечательности родного города. Тронули сердце городские пейзажи  Т. Сергиенко ("Старый город", "Проспект Революции"), П. Козявина ("Уголок Соборной площади"), Ф. Виноградова ("Шуховская башня"). Но более всего задела душу картина Г. Гончарёнка "Весеннее настроение" с изображением деревянного дома в окружении цветущих деревьев.
   Нарисованный художником дом чем-то напомнил отчий, который весенней порою так же утопает в цвету. Во время божественного (иначе и не скажешь!) цветения родительский дом молодеет. Никак не подумаешь, что он юбиляр, переступающий столетний рубеж...
   Находящийся на былой Студенческой улице вблизи педучилища  бревенчатый дом за забором из профнастила - учительский. Педагогами были его первые и нынешние владельцы. Учительская династия не пресекается по сей день.
   К 100-летию дома стараниями его владельцев оформлен постер, отражающий  историю учительской обители. На коллаже размещены фотографии деревянной постройки разных лет, записей из домовой книги, начатой в 1925 году, учительских документов-раритетов  (выписка из трудовой книги учителя математики Марковича Ивана Моисеевича, аттестат на звание учителя начальной школы, выданный Маркович Марии Михайловне). Но все же основу памятного постера составляют фотографии  трех поколений обитателей именинника-дома.
   Среди двух десятков индивидуальных и групповых снимков особое внимание привлекает фотография молодой дамы в элегантном пальто и модном головном уборе. Глаз "выхватывает" уникальное изображение не случайно.
   Портрет Марии Михайловны Павлович (фамилия бабушки до замужества) сделан в начале 20-го века известным минским фотографом. Таких редких художественных фотопроизведений в семейном архиве Марковичей сохранилось несколько. Две работы выполнены в мастерской И. Метора (снимок на юбилейном баннере и фотография юной Марии в гимназическом платье), одна - в ателье Г. Миранского (миниатюра с изображением круглолицей девушки с женственно-мягким взглядом).
   Поскольку фотопортреты дореволюционной эпохи  представляют сегодня национально-культурную ценность, будет уместным кратко рассказать об их создателях.
    Григорий Абрамович Миранский (25 февраля 1875, Режицкий повет, Витебская губерния — после 1928) —  мастер документальной и художественной фотографии, один из первых минских фоторепортеров. Григорий Миранский был многосторонним мастером, работающим в разных жанрах. Особенно  популярным был жанр портрета - в «Центральной фотографии Григория Миранского», находящейся на улице Губернской (ныне улица Ленина), было сделано множество групповых и индивидуальных портретов визитного  и кабинетного размеров. У Миранского было немало и городских пейзажных снимков, показывающих архитектуру Минска. В 1913 г. Миранский получил звание «Почетный потомственный гражданин Минска». Его работы удостоены наград на выставках в Бельгии, Германии, Франции.
   Мещанин  Израиль Овсеевич Метор
родился в 1879 г. в Минске. Семья проживала в собственном доме на углу Торговой и Маломонастырской улиц. В доме отца и была открыта в мае 1901 г. первая фотомастерская. С марта 1906 г. фотоателье Метора обосновывается напротив городской управы, в доме Шнитмана, по улице Губернаторская, 12. Согласно рекламному сообщению  газеты «Минский курьер» № 4 от 31 января 1908 года,  "выполненный Метором портрет в широкой рамке стоит 3 рубля 50 копеек". Немалая стоимость фотопортретов, как показало время, себя вполне оправдала: качество изображений за сто с лишним лет не изменилось, несмотря на то, что "визитки"  хранились в отчем доме без рамок.
   На праздничном коллаже есть  фотографии общественника, просветителя, инструктора образования Ивана Моисеевича Марковича, в 1920-30-е и послевоенные годы преподававшего математику в 1-й, 2-й, 3-й, 4-й школах Борисова, на медрабфаке. Немало коллективных фотографий, запечатлевших педагога среди участников учительских курсов, выпускников борисовских школ,  "осело" в семейном архиве.
    Постер "Учительскому дому 100 лет" обогащают сюжеты "семейного фотографа" Геннадия. Сын Ивана и Марии осваивал азы фотографии в борисовском Доме пионеров. Обогатив полученные знания с помощью самообразования, Геннадий впоследствии стал руководителем фотокружка в названном детском учреждении. Благодаря Геннадию Ивановичу, оформилась летопись отчего дома, закрепившаяся в семейных альбомах (дом трепетно хранит не только выразительные черно-белые снимки, но и принадлежности труда фотомастера).
   Дети (школьники и дошкольники) и их педагоги Ирина Геннадьевна, Галина Геннадьевна, Елена Геннадьевна, представители высшего, среднего и дошкольного  звеньев образования,  - герои более современных фотоснимков, в том числе цветных. Фото улыбающегося Владимира Геннадьевича Марковича, краеведа, исследователя фамилии, получающего из рук декана диплом историка, выполнено отцовским "Зенитом".  Снимок, условно названный как "прежние и новые хранители дома" (Роза Викторовна Маркович изображена на нем в окружении взрослых детей) снят камерой мобильного телефона. Постер, таким образом, отражает и процесс эволюции фотодела. 
     Учительскому дому - 100 лет... Время и его представители  закрепляются, "оживают" в бытовых деталях. Говорящие детали нашего дома - часы с цепочкой (учителю без часов никак!), стеклянная чернильница с бронзовой крышечкой, очки со стеклами разных диоптрий, политическая карта мира на стене, шкафы и полки с книгами, фотогалереи, музыкальные инструменты (скрипка, аккордеон), креативные работы членов семьи (фотовазопись, плетеные короба из лозы, вязаные граффити, резьба по дереву, литературное творчество)  - отражают духовно-педагогическую составляющую жизни обитателей отчего дома.
   Живи, благословенный Очаг, храни и стимулируй созидательный дух твоих уроженцев и их преемников!


Рецензии