Hiraeth

Hiraeth

Субъективные заметки о фильме "Последние в мире" (в оригинале - "Bokeh")


Фильм этот, казалось бы заслуживающий быть причисленным к жанру "антинаучная фантастика", на поверку задает зрителю вопросы, далеко не всегда лежащие в поле нашего внимания, но очень важные для понимания самой нашей жизни на земле.

Сюжет столь же прост, сколь и нереален. Молодая пара из Америки (Райли и Дженай) на каникулах в Исландии утром очередного дня, проснувшись в гостинице, обнаруживает, что все люди в городе и за его пределами исчезли. Все вокруг находится в исправном и действующем состоянии - свет, двери магазинов, водопровод, автомобили (поблизости оказывается даже автомобиль с заведенным двигателем, но, разумеется, без водителя). Даже к интернету можно подключиться, но... только ко вчерашнему. Нет телевизионной программы новостей, нет ни одной живой души вокруг...

Легко можно представить эмоциональное состояние молодых людей, их попытки хоть как-то объяснить себе происходящее. Блуждания по городу в надежде кого-либо встретить. "Отоваривание" в магазинах, больше напоминающее shopping therapy, чем реальную потребность. Попытки устоять психологически и представить себе дальнейшую жизнь, если все это не какой-то страшный сон. Или - странный сон? Ведь сколь многим на протяжении жизни нет-нет, да и приходили на ум картины жизни где-нибудь в полном одиночестве. А как мы зачитывались рассказами о "хозяйственной деятельности" Робинзона Крузо в романе о его 28-летней жизни на необитаемом острове...

Вот и наши герои оказались на острове. На большом, но все же острове. Впрочем, со всеми удобствами и с возможностью обеспечить свою жизнь на несколько лет, а, может быть, и больше. Но... а что, если люди исчезли не только на острове, но и в целом мире? Что тогда? Как тогда строить свою жизнь и вообще - в чем будет ее смысл? На поверхности оказываются две возможности. Одна - обустраиваться, выживать и создавать свое будущее, тем более, что их ведь пара. Так думает и пытается действовать Райли. Что до его спутницы Дженай, то она скорее оказывается в объятиях рефлексии, идущей по замкнутому кругу, нежели в поисках какого-либо реального плана действий на ближайшее будущее.

Не стоит, однако, сразу выносить суждения на сей счет - ведь положение молодых людей действительно непростое. Это мягко говоря. К тому же... к тому же хочется сказать здесь об ином. О том, что фильм, при всей своей, если так можно выразиться "статичности" (действительно, все разговоры и поиски выхода никуда по сути не ведут), оказывается наполненным действием совсем другого порядка - работой души и мысли, созерцанием мира и себя в нем. И действие это ставит даже самого асоциального человека, даже самого крайнего индивидуалиста перед вопросом - а что такое человек и в чем смысл и даже только возможность его бытия, если он совершенно один во вселенной? В фильме этот вопрос вроде бы никем не задается, но он звучит для зрителя неотступно под воздействием происходящего на экране. Звучит и требует ответа. Ведь об одиночестве так часто говорят и так редко при этом осознают, какое оно - настоящее одиночество. Если перефразировать пришедшие на память слова Кобо Абе из его известного романа "Женщина в песках" про "билет в один конец", то можно сказать, что грустную песенку об одиночестве легко напевать тому, для кого это одиночество не НАВСЕГДА. Пусть даже только теоретически.

То, как идея фильма воплощается на экране, очень точно передается и самим его названием  -"Bokeh". Боке по-японски  значит "размытие" или "дымка", в фотографии же соответствует размытости фона. Здесь действительно на первый и самый "прорисованный" план выступает человек, оказавшийся в исключительных обстоятельствах, требующих от него уже не просто следования обычной жизненной рутине, но создания совершенно новой реальности. Новой ноосферы, пусть и включающей в себя лишь несколько человек. А ведь героям фильма посчастливилось в своих поисках повстречаться с "товарищем по несчастью" (или наоборот - счастливчиком?), местным жителем Нильсом, уже весьма пожилым человеком, так же как Райли и Дженай оказавшимся в полном одиночестве. Увы, Нильс болен и день их встречи оказывается его последним днем на земле. Но даже за такое короткое время их общения ему в нескольких словах удается передать целую философию, мироощущение человека, прожившего долгую жизнь и многое пережившего и повидавшего. От Нильса Дженай, скучающая по оставленным родным, слышит и валлийское слово Hiraeth, имеющее два значения - скорбь по утраченному дому и другое - тоска по утраченному дому, которого, возможно, никогда не было...   

Трудно бывает человеку смириться с обстоятельствами, кажущимися несправедливыми по отношению к нему. Вот и приходится Нильсу напоминать: "Мир есть мир. Нельзя его винить за то, что он не такой, как нам хочется". Добавим: также и за то, что в нем существует одиночество и тоска души человеческой по родному и неведомому для нее дому...

В конце фильма Райли остается один - Дженай не находит в себе сил продолжать жить и уходит из жизни добровольно. Что это - слабость и измена близкому человеку? Ни при каких обстоятельствах не стал бы я выносить здесь суждение, тем более, что самоубийство само по себе требует немыслимого мужества и решимости. Но нужно увидеть последние кадры, в которых Райли в шоке от потери Дженай едет на машине - по сути в никуда - чтобы почувствовать всю бесконечную глубину его одиночества и ни с чем не сравнимую мирооставленность.

Можно, конечно, обратить внимание и на то, как перед этим исчезает эффект "боке" окружающего ландшафта и мир вокруг приобретает фотографическую резкость, как бы "принимая" к себе молодого человека, приглашая его стать своей полноправной частью. Однако, боюсь, это будут уже домыслы зрителя, навязываемые им окружающей нас реальности. Наверное, у каждого посмотревшего этот фильм будет свое мнение и свое уникальное восприятие этой казалось бы вымышленной драмы.


Фильм можно посмотреть здесь:  https://www.youtube.com/watch?v=86q-Nr133Kk
 


Рецензии