SS Warrimoo в двух столетиях одновременно
История SS Warrimoo, корабля, который существовал в двух столетиях одновременно. В канун Нового 1899 года капитан этого тихоокеанского лайнера вошел в историю.
Пароход SS Warrimoo курсировал по транстихоокеанскому маршруту из Канады в Австралию, что означает, что он пересекал и экватор, и международную линию перемены дат в каждом путешествии. Аллан К. Грин (1878–1954) /Wikimedia/Public domain
«Будь хорошим, и ты будешь одиноким», — написал Марк Твен под своей фотографией. Автор сидит на складном стуле, положив ноги на перила корабля. В фуражке и с ворчливым лицом он безучастно смотрит в море.
Фотография, вероятно, была сделана в 1895 году на борту парохода SS Warrimoo, когда Твен пересекал Тихий океан из Канады в Австралию. Она используется в качестве фронтисписа для книги «По следам экватора» (1897), путевого очерка его годичного кругосветного лекционного тура. У тура и его плохого настроения была общая причина: Твен был банкротом.
Мировой тур, чтобы расплатиться с кредиторами. В предыдущие годы бывший печатник вложил 300 000 долларов своих (и своей жены) денег в изобретение, которое, как он думал, должно было произвести революцию в печати, которая до того была в значительной степени ручной и трудоемкой отраслью. Но Paige Compositor, механический наборщик, оказался катастрофой. Инвестиции Твена — около 9 миллионов долларов в деньгах 2022 года — оказались полной потерей. Он отправился в мировой тур, чтобы расплатиться со своими многочисленными кредиторами.
Находясь на борту SS Warrimoo, Твен пересек экватор и международную линию перемены дат, два события, которые он отметил в своей книге «По следам экватора»:
«Один моряк объяснил молодой девушке, что скорость корабля плохая, потому что мы поднимаемся вверх по выпуклости к центру земного шара; но когда мы однажды пересечем его на экваторе и начнем спускаться вниз, нам следует лететь.
День. Пересекли экватор. Вдалеке он выглядел как голубая лента, протянутая через океан. Несколько пассажиров сделали кодак.
И несколько дней спустя: Когда мы пересекали 180-й меридиан, на корме корабля, где была моя семья, было воскресенье, а на носу, где был я, — вторник. Они были там и ели половину свежего яблока 8-го числа, а я в то же время ел другую половину 10-го числа — и я мог заметить, насколько оно уже было несвежим.
Семья была того же возраста, что и пять минут назад, когда я их покинул, но теперь я был на день старше, чем тогда. День, в котором они жили, тянулся позади них на полпути вокруг земного шара, через Тихий океан, Америку и Европу; день, в котором я жил, тянулся передо мной вокруг другой половины, чтобы встретить его.
Примерно в тот момент, когда мы пересекали Большой меридиан, в третьем классе родился ребенок, и теперь невозможно сказать, в какой день он родился. Медсестра думает, что это было воскресенье, хирург думает, что это был вторник. Ребенок никогда не узнает свой день рождения. Он всегда будет выбирать сначала одно, потом другое и никогда не сможет принять окончательное решение. Это породит колебания и неопределенность в его мнениях о религии, политике, бизнесе, возлюбленных и всем остальном, и подорвет его принципы, и сгниет, и сделает бедняжку бесхарактерной, а его успех в жизни невозможным.»
Пересечение экватора и линии перемены дат, возможно, было памятным для Твена и других случайных пассажиров, но для команды SS Warrimoo, парохода, курсирующего по регулярному маршруту, перевозящего почту, грузы и пассажиров между Канадой и Австралией, это был просто еще один день в офисе. Переход американского сатирика мог бы стать высшей точкой (если можно так выразиться) более широкой известности судна, если бы не еще более роковая встреча с обеими линиями несколько лет спустя.
Шутка исторического масштаба
Это произошло вечером 30 декабря 1899 года, когда SS Warrimoo снова совершал переход из Ванкувера в Сидней. По случайности судно оказалось всего в нескольких морских милях от пересечения экватора и линии перемены дат.
Увидев возможность устроить розыгрыш исторического масштаба — достаточно большой, чтобы о нем написали более чем через столетие — капитан Джон Дати Сидней Филлипс приказал своей команде направить корабль к точке пересечения обеих линий. Пять опытных штурманов проверили положение солнца, а после захода солнца — звезд. Положение корабля проверялось каждые три часа. Благодаря спокойному морю и открытому небу SS Warrimoo в полночь оказался прямо напротив вышеупомянутого перек это имело некоторые положительно ошеломляющие последствия. Передняя часть корабля находилась в Южном полушарии, где было лето, и уже 1 января 1900 года. Кормовая часть корабля находилась в Северном полушарии, где была зима, и все еще 31 декабря 1899 года. Можно было сказать, таким образом, что один и тот же корабль был, на короткий момент: в двух разных днях (в передней половине уже был понедельник, а в задней части все еще было воскресенье); в двух разных месяцах (в передней части в январе, в задней части в декабре); двух разных сезонах (лето и зима);в двух разных годах (1900 и 1899); в двух разных столетиях (20-м и 19-м); и во всех четырех полушариях одновременно (южном и северном по обе стороны от экватора, а восточном и западном по обе стороны от 180-го меридиана). Это действительно произошло?
Однако, как и многие истории, которые звучат слишком хорошо, чтобы быть правдой, эта тоже. Дело не в том, что эта история полностью выдумана. В 1942 году Ottawa Journal сообщил, что капитан Филлипс, теперь уже на пенсии, смог проверить все это по своим бортовым журналам. И не так уж неслыханно, что корабли в этом районе сворачивают со своего пути, чтобы пересечь экватор по линии перемены дат. В морских преданиях это делает вас «золотым ракушком».
Сомнительно, что они смогли бы достичь и удерживать такое точное положение в нужное время. И теоретически, конечно, возможно, что корабль в этой конкретной точке в определенное время может находиться в разных днях, месяцах, сезонах, годах, столетиях и полушариях. Однако, даже если капитан и его команда считали, что они находятся точно на пересечении Большого меридиана (180° E/W) и равноденственного круга (0° N/S), сомнительно, что с навигационными методами и инструментами того времени они смогли бы достичь и удерживать позицию с такой точностью в нужное время.
И, конечно, есть вопрос нового века. Как некоторые, возможно, помнят из всей этой шумихи вокруг Y2K, столетия (и тысячелетия) заканчиваются только тогда, когда заканчивается год, заканчивающийся на ноль, а не, когда он начинается. Так что, как и 21-й век и третье тысячелетие начались 1 января 2001 года, 20-й век начался 1 января 1901 года, а не 1900 года. (Не то чтобы эта хронологическая истина мешала общественному мнению.)
Кроме этого упоминания в журнале капитана, нет никаких записей о том замечательном вечере на борту SS Warrimoo. Марк Твен, если бы он был на борту, вероятно, сказал бы пару остроумных вещей по этому поводу. Однако, будучи ненадежным рассказчиком, мы все равно не узнали бы, что произошло на самом деле.
Свидетельство о публикации №225042501640