Карась

Павел сидел на берегу затхлого пруда и смотрел на неподвижные поплавки. Солнце поднялось над лесом и стало жарко. Заскучавший рыболов уже решил вернуться на дачу и хорошенько отоспаться до обеда. Без особой надежды на удачу он решил забросить удочку в последний раз. Поплавок дёрнулся и пошёл влево, потом – вправо, затем начал мелко подрагивать. Павел подсёк. Из воды вылетел карасик размером чуть меньше ладони. Удачливый рыболов осторожно снял рыбку с крючка и залюбовался ею. У неё была золотистая чешуя и красные плавники. Карасик посмотрел на него грустным глазом.
 «Такого жалко соседской кошке отдавать», –  подумал Павел. Ему показалось, что глаз у карасика выразил испуг. Рыбка дёрнулась, и Павел поспешно опустил её в банку с водой…

– Подъём! –  услышал Павел незнакомый голос и протёр глаза.
На веранде, где он уснул после рыбалки, никого не было. Лишь стоявшей на подоконнике в банке шевелила плавниками золотая рыбка.
– Покорми, а я тебе всё, что ни пожелаешь, сделаю, –  пообещала рыбка и вроде как подмигнула.
«Сплю! Сон!» – пронеслась в голове догадка.
– Нет, не спишь. Так покормишь?
В ушах у Павла зашумело море, будто к уху его поднесли морскую раковину.
«Да, – подумал Павел, бросив взгляд на банку. – Слишком долго отдыхать вредно. Скоро с птичками начну разговаривать. Пора на работу».
– Ты прав – пора, – услышал Павел.
Он подошёл к банке и спросил:
– Это ты говоришь?
– Да. Тебе повезло, парень. Сказочно! Так раз в тысячу лет бывает. Можешь желания загадывать. Просто так, даже на волю можешь не выпускать, – заявил карасик.
– Этот грязный пруд волей называется? – удивился Павел.
– Конечно. Между прочим, настоящая воля там, где ты находишься в безопасности.
– Тогда тебе надо в банке оставаться.
Карась испуганно оглянулся:
– А кошка соседская сюда лапу не запустит?
– Вряд ли.
– Ну, не тяни! Говори, чего желаешь, – поторопил хозяина карасик.
Павел недоверчиво посмотрел на рыбку и поинтересовался:
– Ты на самом деле умеешь говорить?
– Ты о телепатии слышал?
– Слышал. А вот о существовании разумных рыбок не подозревал.
– А кто тебе сказал, что я разумная? Была бы разумная, на крючок бы не попалась. Знаешь, как обидно! Сетью бы если поймали, это понять можно, а так я – дура дурой!
– Как же ты желания будешь выполнять?
– Одним левым плавником! Всё в мире взаимосвязано. Ты желание загадал, и оно уже начинает исполняться. Загадывай быстрее! Чего бы ты хотел больше всего?
У Павла закружилась голова. Он вдруг представил, как читает доклад на международном симпозиуме и сотни глаз знаменитых учёных устремлены на него.
Павел покормил карася хлебными крошками. Рыбка в знак благодарности довольно помахала плавниками.
С этого момента Павла не покидало ощущение, что кто-то словно стоит у него за плечом и то ли наблюдает за ним, то ли даже телепатически подсказывает умные мысли.

Павел вернулся в город с карасём. В Москве его ожидало письмо с приглашением стать присяжным заседателем.
– Вот тебе, и удача! –  вспомнил про галлюцинацию с карасём–телепатом Павел. –  Интересно, как я могу кого-то судить, если я законы не знаю. Ещё футбольный матч я бы мог судить в низшей лиге. В футболе я хоть с правилами знаком. Да, и если что не так, в крайнем случае, тухлыми помидорами зрители забросают, а тут неизвестно чем всё закончится.
На конверте не было даты отправки. Само содержание письма напоминало своим стилем петровский указ, изданный энергичным царём в недобрый утренний час перед одной из многочисленных казней того сурового времени. Письмо начиналось с настоятельного пожелания выполнить свой гражданский долг и стать присяжным заседателем в суде. Далее следовали ещё некоторые строгие слова. Павлу стало тоскливо.
Как честный человек и дисциплинированный гражданин, Павел на следующее утро был в суде. Там удивились его появлению. Никто письмо ему не отправлял, а девушка-секретарь, прочитав письмо, сказала:
– Над вами кто-то пошутил. Смотрите: адреса отправителя нет.
Возвращаясь домой, Павел думал:
«Со мной нечто странное происходит. На той неделе –  галлюцинация с карасём. Теперь вот, с этим письмом чья-то шутка».
Дома его взгляд сразу упал на аквариум. Карась приоткрывал толстые губы и шевелил плавниками.
– Не бойся, тебе не придётся лететь на Сатурн. Принимать решение будешь здесь, – услышал Павел тихий голос. –  Поздравляю! Ты избран присяжным заседателем Верховного межгалактического суда от вашей планеты.
«Опять это началось!», – с тоской подумал Павел и непроизвольно снова включился в странный разговор с карасём:
– Слушай, ты ведь обещал, что у меня неприятностей не будет, а сам свинью подложил.
– Это не я. Твоя кандидатура выбрана после тщательного сканирования мозга и ауры всех землян. Это не то, что у вас – по результатам компьютерной выборки присяжных заседателей назначают. Ты в свои двадцать пять лет обладаешь редким сочетанием интеллекта и порядочности. У тебя есть шанс прославиться на всю Солнечную систему.
– А удача?
– Будет удача. Во-первых, тебе будут хорошо платить. Средняя зарплата везде выше, чем у вас в десятки раз. Во-вторых, на всю солнечную систему прославишься.
– А мне это надо? Вдруг я что-нибудь напутаю?
– Тогда тоже прославишься. Только со знаком минус. Шучу… Ты можешь оказать неоценимую помощь всему человечеству. Ведь ты описал принцип действия гравилётов! Ты объяснил, что гравитационные волны не существуют. По крайней мере, в том виде, в котором их представляет современная наука.
И карась жаром принялся с цитировать:
– Плотная материя играет роль экрана и является препятствием для потока мельчайших частиц – эфирионов, распространяющихся во всех направлениях с одинаковой скоростью…
– Откуда ты узнал? Я никому не говорил, – перебил Павел.
– У тебя в нижнем ящике стола два года валяются бумаги. Почему статью в научный журнал не направил?
– Не знаю. Сомневался.
– Многие положения твоего трактата являются спорными, но принцип верен. Мне разрешено подсказать тебе химическую формулу вещества для экрана гравилёта. Ты получишь и технологию синтеза этого материала. В общем, нобелевская премия у тебя в кармане! Но сначала ты должен поработать в Суде. Вся информация уже в твоём компьютере. Изучай!
– И чего этот карась ко мне пристал? Может зажарить золотую рыбку, и дело с концом? – подумал Павел.
– Этим ты ничего не добьёшься, – возразил карась, прочитав его мысли, – Вся солнечная система над тобой будет хохотать. Ну, съешь ты моё тело, а душа моя останется, и мысли мои тоже, и тело настоящее. Если бы ты меня настоящего увидел, перепугался. И ведь вернусь я к тебе. И снова процесс начнём. Я все равно добьюсь от тебя принятия решения.
Павел включил компьютер и нашёл «Данные о предстоящем судебном процессе цивилизации Урана против Сатурна». Речь шла о ловле нефтеносных астероидов в кольцах Сатурна космическим флотом Урана.
Павел обернулся. Карась внимательно наблюдал за ним.
– Так ты нарочно попался мне на крючок и письмо из районного суда подделал?
– Такая работа. Мы знаем, что ты нерешительный. Я тебя хотел подготовить, чтобы ты не испугался.
– Слушай, а зачем сатурнианам и уранидам эти астероиды с нефтью? Зачем им обычное ископаемое топливо при их уровне развития?
– Всё может пригодиться. Тут ещё и политика… Так что думай!
Павел снова уставился в компьютер и дошёл до абзаца, в котором было сказано, что ураниды очень агрессивны и теоретически могут объявить войну цивилизации, присяжный заседатель которой примет решение не в их пользу.
– Да, это правда, –  подтвердил карась. – Не вздумай выступить на стороне уранидов. Сатурниане же, хотя и не столь агрессивны, как ураниды, но мстительны. Они могут использовать бактериологическое оружие против Земли. В их арсеналах находится до нескольких тысяч опаснейших вирусов и бактерий. Но Галактика берет ответственность на себя. У нас достаточно сил, чтобы защитить Землю, – продолжил карась, когда Павел вернулся в комнату.
– А сами между собой они не могут договориться? – с надеждой спросил Павел.
– Могут, конечно, но не хотят.
– Что же делать?
– Тебе решать.
– Я же не знаю всех обстоятельств этого спора.
Карась молча уплыл в дальний угол аквариума.
На дисплее компьютера появилась запись: «Уран против Сатурна. Можете задавать вопросы по существу процесса». Поразмыслив, Павел спросил:
– Чьей собственностью являются кольца Сатурна?
Тут же возник ответ: «Сатурниане объявили кольца своей собственностью двенадцать тысяч лет назад».
Павел набрал второй вопрос: «В чью зону ответственности входят кольца Сатурна?» Последовал ответ: «Урана. Ураниды давно добывают топливо в этих кольцах и обеспечивают безопасность пролёта нефтеносных астероидов».
Павлу совсем не хотелось, чтобы на Землю обрушились сатурнианские эпидемии или чтобы она подверглась вторжению уранидов. Он оглянулся на аквариум. Карась стал грязно-жёлтым.
«Надо бы ему корма купить, а то ещё сдохнет. Может быть межпланетный скандал», – подумал Павел.
Он лёг спать. Во сне за ним гонялись разумные ящеры с Сатурна в очках и с пробирками и жуткие монстры с Урана в касках и с лазерными пистолетами.
Утром в почтовом ящике он обнаружил два конверта.
В первом было приглашение для участия в международном симпозиуме в Токио по проблемам космонавтики, а также поздравительная открытка с изображением ящерицы на фоне оранжевого шарика с кольцами вокруг и пробиркой.
Второй конверт был значительно толще. В нём находился перечень (на нескольких листах) оборудования и приборов, которые требовались Павлу для научной работы. Согласно приложенной записке все указанное должны были доставить ему в ближайшее время. А ведь в институте, где он работал, таких приборов не было. В конверте также лежал листок с нарисованными на нём щупальцами, обхватившими человеческую руку. На заднем плане виднелся меч и человеческий череп.
Павел бросился назад, в квартиру. Карась как будто ждал его.
– Это ещё не всё! – сказал он.
– Как понимать эти угрозы? –  Павел швырнул на тумбочку перед аквариумом открытку с пробиркой и листок с изображёнными на нём щупальцами.
– Не обращай внимания, – молвил золотой карасик.
– А если астероиды поделить?
– Это исключено. Они пошли на принцип. Ураниды вообще очень принципиальны. А сатурнианам нефть не так уж и нужна. Они вообще дома любят сидеть и никуда не летать. Даже свои бактерии они по межгалактической почте рассылают. Но они тоже очень принципиальны.
Павел бросился в ванную комнату и стал с яростью отмывать руки горячей водой. Когда он вернулся в комнату, карась спросил его:
– А почему ты не спрашиваешь меня, кому я симпатизирую, и кого представляю?
– Так откуда ты взялся, карась?
– С Юпитера. Мы тоже заинтересованы в нефтеносных астероидах.
– Ты мне тоже будешь предлагать блага и угрожать?
– Буду. Власти хочешь?
– А бактерии?
– А любви безумной?
– А оккупация Земли осьминогами?
Карасик вяло заворочал плавниками:
– Скучный ты. Шуток не понимаешь.
– Отстань! Без тебя так хорошо было!
Павел вышел из дома. По пути на работу его не покидали мысли о множественности миров и о жадности цивилизаций, их населяющих.
По окончании рабочего дня он зашёл в зоомагазин и купил для карася сухой корм…
Карась с растрёпанными плавниками, метался по аквариуму, и встретил его криками:
– Беда! Беда!
– Что случилось?
– Скоро не станет нефтеносных астероидов на орбите Сатурна. Теперь вместо них останутся только акции на Уране и полно документов на право собственности на эти астероиды у сатурниан.
– И что теперь?
– Теперь – кто кого! Ураниды высадили на астероиды военный десант. Сатурниане, в свою очередь, объявили готовность номер один. С минуты на минуту начнутся боевые действия. Не о чем больше спорить в Суде. Без тебя, меланхолика, все решилось. Твоя работа закончена.
Павел подошёл к аквариуму и, не зная, что сказать, достал пакетик с кормом:
– Не расстраивайся, карась. Лучше поешь.
– Сам ты карась! –  ответила рыбка с золотистой чешуёй. – Я умываю плавники!
Рыбка ударилась о стекло аквариума. Посыпались зелёные искры –  и рыбка исчезла.
Павел упал на диван и провалился в глубокий сон.
Когда он проснулся, то первым делом, взглянул на аквариум. В нём не было ни воды, ни карася.
Павел пошёл на кухню и попил воды. Вернувшись в комнату, заметил разбросанные на тумбочке чистые листки бумаги, и подумал:
– «Может, и к лучшему?»
«Как есть – карась!» –  услышал он откуда-то знакомый голос и оглянулся.
В комнате никого не было.


Рецензии