Илекский городок
Но сначала мы отправимся в станицу именуемым среди казаков городком Илекским. Стоит он в ста тридцати пяти верстах от Яика. Стало быть, городок находился при впадении река Илек в реку Яик. В окрестностях расположения города и вдоль рек на красивой равнине растут широколиственные леса с живописными озёрами.
С первого взгляда в станице было тихо, но стоит увидеть группу казаков как можно услышать недовольство атаманским правлением. Хотя наши казаки, чье самолюбие приводило к брожению умов, стремились сохранить дедовские традиции. А войсковое правление наоборот пыталось изменить казачий уклад звучными названиями, напоминавшими о былом. Хотя жилища по-прежнему именовались избами, наружные ограды станицы – защитными стенами; частный двор при избе нарекали куренем; имелась у казаков и оружейная зала: обычно ею служила кладовая для продуктов; была, в каждой избе, и красная комната для молитв, хотя на самом деле — церковь была в станице, куда чаще ходили казачки.
Тем не менее, если бы не ущемление традиций все эти жители станицы могли бы стать счастливыми; однако станичники полагали для себя унизительным признаться в том, что они счастливы при этом потеряв волю и старину. Надо сказать, что их можно понять:
- Нам слишком тяжко, чтобы радоваться по потери старых традиций кое наши атаманы и старшины мыслят нежелательно и не хотят возрождать старые традиции, так как по указу царя промыслы были под запретом и карались казнью.
Согласно царскому указу чтобы добиться действенного контроля над казаками, казачьи войска были изъяты из ведения Коллегии иностранных дел, где они до этого указа находились, и были подчинены Военной коллегии.
Угроза потери воли пришла и на Яик. Правительство под видом розыска беглых отправляла комиссию за комиссией. Казаки громогласно заявляли, что ни в грош не ставят атаманское правление, так как это дозволяла, и все больше и больше атаманы и старшины теряли авторитет.
- Вот теперь царева власть принудит казачье войско быть регулярным войском, а там как повезет где службу несть в уланах али в кирасирах, – возмущались казаки.
Прошло время атаманы и старшины стали наказными, утверждали именно тех послушных, кто выполнял царскую волю.
Хочу заметить, что в этом небольшом городке яицкого войска, станичный атаман уже слыл зажиточным. По большей части атаман и старшины получали из царской казны жалованье, которое предназначалось для всего войска. Но они зачастую их присваивали и делились лишь с послушными казаками, а простым непослушным казакам приходилось довольствоваться меньшей частью жалования. Несмотря на скудость такой суммы, они все же умудрялись вместе со своими порою весьма многочисленными чадами и домочадцами достойно принимать участие в праздничных сборищах.
Помимо всего прочего, эти славные казаки, а вернее, их предки, пользовались в старые времена весьма вольными правами, чего были лишены нынешние казаки, бывало, они могли поправить свой доход от ведения скота или продажи заготовленного фуража, и реализации рыбы. Они, конечно, испытывали известную гордость при мысли о том, что их прадеды в свое время могли совершать самые невероятные поступки, это морские промыслы, после которых они могли жить, целый год не работая. Вот почему некий зажиточный сотник Корнильев Григорий сын Камаришнина из донских казаков городка Паншина, отец его пришел на Яик лет сорок назад сохранил с этих промыслов небольшое состояние. Сын его Григорий родился и живет в Илекской городке, где был избран атаманом городка на Круге, он был в хороших отношениях с Прохором Вахрамеевым сына Севрюгина дед его тоже пришел на Яик более тридцати лет назад из города Хлынова, он был из пасацких людей. Вот этих казаков судьба свела при осаде крепости Азова.
ЦГВИА, ф. 13, оп. 107, д. 10, св. 30, л. 289, А. Б. Карпов. Памятник казачьей старины. Уральск.
Свидетельство о публикации №225042501751