Мой Тукай
Древу труда расти и процветать
Что ещё представляется важной особенностью его творчество то, что он в своих произведениях проблемы излагает с учётом возраста читателя. Например, когда пишет о труде для детей, эти его произведения можно использовать как полноценное учебное пособие, по которым надо учиться создавать художественные произведения с учётом психологии детей, восприятия ими языка, понимание потребности детей, что, естественно, способствует более полному пониманию детьми содержания и смысла поэтического произведения. В качестве примера остановимся более подробно на его стихотворении «Эш» — «Труд». Поэт не задаёт читателю вопросы о том, что такое «работа» и что такое «труд». Потому что произведение написано для детей. Значит, проблема должна быть изложена таким образом, чтобы было понятно ребенку: слова должны быть понятны ему так же, как и среда его естественного обитания. А как довести до его сознания то понятие, о содержании которого ломают головы поколения ученых людей. Разные могут быть способы, но наиболее доступный из них- привязать это понятие к тому природному, в котором естественным образом находится сам ребенок. Разумеется, в этом случае, это - день и ночь, солнце, деревья... День даётся для того, чтобы работать; ночь - для того чтобы отдыхать. Со временем это превращается в привычку- у каждой работы свое время, своя пора и у отдыха. Ребенок с самого детства начинает привыкать к тому, что все около него ночью отдыхают, а с утра взрослые идут на работу; когда подходит время, дети идут в школу. Что должен ребёнок делать в первую очередь? Тукай считает, что, разумеется, с утра он должен заниматься уроками. В природе так устроено: всё в движении, никто не стоит без дела, поэтому и призывает ребёнка к тому, чтобы он видел и понял эту природу, которая построена на том, чтобы не стоять на месте, а постоянно находиться в движении. Вот стихотворение «Эш» - «Труд»: (в пер. В.Ченцова «Не жалей, малыш стараний»)
«Не жалей, малыш, стараний! Для работы создан день,
А устанешь — сон спокойный принесёт ночная тень.
Подымайся утром рано и берись за свой урок,
Срок бывает для работы, для игры бывает срок.
Видишь солнца труд упорный: поднимается с зарёй,
Целый день плывёт по небу, ярко светит день-деньской.
Лишь потом, устав как будто, покидает небосклон,
Отдыхает за горою и земле дарует сон.
Коль в труде примером станет солнце яркое тебе —
Сам, как солнце, засияешь на земле среди людей.
Как видим, Тукай использует образ «Солнца», чтобы довести школьнику свое понимание роли и места труда в жизни человека:
; утренние часы для занятий наиболее удобны;
; все заняты трудом-на этом строится жизнь;
; готовить уроки для школьника -такой же важный, такой же нужный труд, как и для солнца;
; работа, нужная всем, разделена: у школьника-своя, у солнца-своя;
; солнце целый день находится на небе, целый день освещает землю, потом только
ложится спать;
; день с солнцем и ночь без него- это реальность, в котором живет ребенок, на кого направлено произведение.
Поэт, направляя на учащегося свою мысль о том, что если человек будет жить и работать так старательно, в будущем среди других будет выглядеть светлым, как солнце, использует образ солнца именно потому, что это реальность, в которой живет ребенок. Знающие его современники в воспоминаниях пишут, что Тукай много читал. Это видно и по фамилиям ученых и поэтов, которые встречаются в его произведениях. Но у меня нет информации о том, что он изучил труды основоположни
ка педагогики Яна Коменского (1592-1670), например, работу «Великая дидактика», которая была опубликована 300 лет назад. Но я искренне был поражен, когда впервые обнаружил такое понимание Тукаем важнейших принципов педагогики Коменского: например: «...предмет, чему хочешь научить учащегося, надо привязать к реальнос
ти...»; «...утро-лучщее время для учебных занятий с детьми...», на основе которых построено стихотворение «Труд». Он не только глубоко понимает проблемы педагогики на уровне признанного в мировой педагогической науке классика, но еще и излагает их поэтическим языком. Если это - не гениально, то что можно назвать гениальном в литературном творчестве.
Примерно так же построено и следующие произведение, которое написано по стихотворению А.Н. Майкова «Кончил дело -гуляй смело»- «Эш бетк;ч уйнарга ярый». Это произведение Тукая и по своей структуре, и по содержанию, приведённым методам педагогики отличается от стихотворения «Труд», написанного годом раньше.
Здесь речь идёт о мальчике, который сидит дома и готовит уроки. Ребёнок сидит и очень усердно работает. В это время заглядывают солнце и зовёт его на улицу, чтобы отдохнул и поиграл. Ребёнок говорит, что не пойдёт, потому что если выйдет играть, то уроки не сможет выполнить.
В это время соловей который не сидел на ветке у дома тоже зовёт ребёнка на улицу. Но ребёнок соловью отвечает то же самое если я выйду то сам уроки не готовы и продолжает готовить уроки.
Дальше яблоня которая в саду тоже зовёт ребёнка на улицу чтобы поиграть и отдохнуть. Но ребёнок не принимает приглашение и яблони и тем же упорством продол
жает готовить уроки.
Наконец ребёнок заканчивает домашнее задание бегом выходит в сад поиграть и отдохнуть. "Я закончил готовить уроки, говорит он, идёмте, поиграем!" В это время солнышко смотрит на него и улыбается доброй улыбкой соловей с радостью начинает петь свою песню, а яблоня одаривает его большим красным яблоком.
Как видим, поэт в данном случае не призывает ребёнка к труду. Но читателю понятно, что симпатии автора на стороне ребёнка, который ответственно относится к своим обязанностям, своему труду. Потому что он стремится довести до сознания ребенка свою идею о том, что труд- это самое главное в жизни человека, самое нужное и каждый должен относиться очень серьёзно своим трудовым обязанностям. Эту свою мысль пытается довести до сознания ребенка разными методами: используя разные образы, даже повторив три раза примеры, которые должны убедить ребёнка. Важно то, что он не говорит ребёнку «учись» или «сиди на месте», и не говорит ребёнку «пока не сделаешь уроки, никуда не выпущу», и не закрывает дверь на замок, и не говорит, что «если хорошо будешь учиться, я тебе дам такое количес
тво денег», и даже не угрожает ремнём. Наоборот, демонстрируя себя, как опытный и высококвалифицированный педагог, написал так, что ребёнок сам отвечает тем, кто его приглашает поиграть, что он пока не пойдёт играть, а будет делать уроки. А когда ученик заканчивает подготовку к урокам и выходит играть, Cолнце его встре
чают с улыбкой, Соловей - песней, Яблоня угощает его большим красным яблоком- именно таким образом его упорство получает соответствующую оценку со стороны других участников события — таких родных для него, каждый день жизни которого проходит с ними, для которого их мнение чрезвычайно важно.
Здесь я вижу не только отношение поэта к вопросу формирования у детей соответствующего отношения к учёбе, но и основу его концепции, который строится на научном понимании проблемы. А это разумеется составит основу формирования их отношений к труду. Понятно, что для этого и система труда и степень развития общества должны находиться на соответствующем уровне.
Видение проблем формирования отношения детей к труду не ограничивается только в тех формах, которые изложены в приведенных выше примерах. Например, в своем стихотворении «Кызыклы ш;керт» - «Забавный ученик» он приводит еще более интересный вариант, когда в роли «учителя» выступает сам ребенок, а в роли ученика- его щенок Акбай:
Ну, давай, Акбай, учиться!
Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках!
Чур, не падать, прямо стой!
— Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,
Мне всего недель двенадцать…
Не хочу учить урок!
Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.
— Глупый пёсик!
Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!
(Источник: https://lit-ra.su/gabdulla-tukay/zabavnyy-uchenik)
Чем же «забавен» этот «малыш», который оказался в роли ученика? А тем, что он,
- во-первых, не хочет учиться;
-во-вторых тем, что в качестве оправдания своего нежелания учиться приводит аргумент, что он еще совсем маленький.
Акбай- щенок. Поэтому он не понимает, что желание учиться, особенно необходи
мость учиться, не зависит от количества прожитых месяцев или лет. Все живое с самого рождения начинает учиться. Человек здесь не может быть исключением. Однако противоречивость процесса развития человека как раз и заключается в том,что учеба ему легче дается именно в раннем возрасте и с годами познавательные способности человека ухудшаются. Правда, у поэта в оригинале речь здесь не о «когнитивных спо
собностях», а о физических свойствах организма - «суставы в старости теряют свою гибкость», что лучше подходит к ситуации, когда мальчик-учитель пытается научить своего «ученика» - щенка стоять на задних лапах. Но в данном случае для нас важно другое. Чтобы читателю-ребенку донести эту истину, что нужно именно в детстве на
до стараться учиться, опять же, поэт не говорит об этом «прямым текстом». А нашел, безусловно, более эффективный метод, а именно мальчика поставил на место учителя, как бы, «доставая» одновременно двух «зайцев»: чтобы ребенок, во-первых, пытаясь исполнять роль учителя, понял, насколько это тяжелая и сложная работа-обучать кого бы то ни было; во-вторых, мальчик, исполняя роль учителя, сам сфор
мулировал именно то, что автор хотел бы внедрить в его сознание.Выше мы обратили внимание на то, как по собственной системе понимания особенности труда, Тукай идет «от общего к частному»: на первом примере он рассказывает о наиболее общей проблеме- об «общественном разделении труда». В следующих произведениях показал особенности восприятия труда детьми разных возрастных категорий именно демонстри
руя глубокое понимание детской психологии, особенности лексической конструкции речи детей разных возрастных групп в разных жизненных условиях и ситуациях.
Примерно то же самое можно сказать и в отношении в других категорий людей об их представлениях о сфере труда. Зная требования взрослых создавая точные образы людей разных социальных слоёв населения как его лирических произведениях в расска
зах и сказках или в глубоких аналитических материалах об актуальных общественных политических проблемах в мире - во всём проявляется восхитительная глубина его мышление. О чём бы ни писал, о каких бы проблемах какой бы отрасли деятельности человека ни излагал свои мысли, всегда отслеживается удивительный талант мас
тера художественного слова и сила ума большого мыслителя. Именно вот эти свойс
тва его творчество, честное и чистоплотное отношение к творчеству притягивают к себе особой силой привязывает к себе, принуждая следовать за ними.
Как уже было замечено выше, Тукай в своём творчестве показывает различные отношения к понятию "труд" людей разных возрастных групп исходя из особенностей их к труду, к природе и к людям. Например в своём свободном переводе стихотво
рения известного русского поэта А В Кольцова "Что ты спишь, мужичок"- «Сон мужи
ка» он пишет:
«...Почему спишь, мужик?...
Не поможет аллах,
Кто без дела лежит...», призывая к труду. Чтобы семью обеспечить необходимыми условиями жизни, накормить, одеть-обуть, нужно меньше спать, больше работать. То есть, здесь «труд» изображается поэтом в качестве главного источника жизненных средств. Поэтому, если не трудиться, если «... и сам лентяй, и жена без поня
тий, ума...», то «и дети голодные», дополняет он произведение известного поэта, добавляя трагизм в характеристику без того беспросветной жизни. Понятие «работа» используется поэтом для характеристики деятельности разного содержания. Например, критически оценивая результаты деятельности Гсударственной Думы в стихотворении «Государственной Думе», написанном по случаю ее роспуска, он, показывая недоволь
ство ее работой, задается вопросом: «Ах, Дума, в этом твоя работа?» и выдает общую оценку: «Ах, Дума, мало дела, много шума!». В этом случае понятие «работа» уступает место понятию «дело».
В другом произведении, например, в стихотворении «М;др;с;д;н чыккан ш;кертл;р ни дил;р» - «Что рассказывают шакирды, покинувшие медресе» (перевод С. Ботвинника) понятие «работа» используется в значении «служба»:
«...Так вперед!
Вперед, смелее!..
«...Лишь тебе, народ,
Служенье!...», именно таким призывом поэт завершает это произведение. В понима
нии Тукая служить своему народу и есть «…cамая нужная работа». Кроме этого, «...святая работа»- воспитание детей, борьба за права, «большая работа» - то, что выполняется рабочими… Если надо, то оказывается, "за работу" можно "взяться", можно стать "хозяином" "работы" и стать рабом "работы". Поразительно, оказыва
ется можно работать, не употребляя слово работа. В произведении "Шурале", напри
мер, джигит "хватается за дело". Он не обращается к лешему "давай со мной рабо
тай", а говорит: "давай, товарищ, поднимись, погрузим вместе это деревце на телегу" и они выполняют это работу. Как видим, здесь "работа" используется в виде услуги; джигит приглашает лещего, готового его лишить жизни, обращается к нему словом, как к равному -"товарищ" и использует его как помощника.
По мнению поэта, как раз в службе народу своему есть и "прелесть", и "удовольст
вие" и "испытание вкуса". В своём стихотворении "Л;зз;т в; т;м н;рс;д;"- "В чем прелесть и вкус" ещё больше расширяет содержание понятия "труд", потому что у него понимание жизни и глубже и многограннее. В жизни много вкусного прелестно
го: мы привыкли применять понятие "вкус" к характеристике того, к чему стремим
ся; а "удовольствие" применяем как чувство от достигнутого. Он показывает и содержание и объем понятия "служить своей нации":
- он не считает "службой нации" то, что националисты бесполезно носятся со словом "нация", брызгая слюной; разоблачает их лживость;
- демонстрирует своё отрицательное отношение к тем, кто под видом службы нации проталкивает собственные интересы;
- горячо призывает к тому, чтобы службой нации считалось работа националь
ных театров, газет и журналов призывает активизировать просветительскую
работу;
- Тукай видит прелесть своей "службы своей нации" в том, чтобы стать полез
ным своему народу поэтом;
- а прелесть и удовлетворение своей «службой своей нации» он хотел бы
ощутить от того, что его старания не были впустую, а народ воспринял бы его другом. («Нации»)
Г. Тукай в своих произведениях отношение к труду излагает на понятном языке с учётом возрастных особенностей читателей. Казалось бы, что такое — "работа". Чтобы ответить на этот вопрос не требуется особой проницательности — для каждого человека это привычное явление. Все мы выросли в семье занятых трудом родителей, с ранних лет готовились к труду; выучившись, поступили на работу и возрастом и освобождаемся от работы. С этой стороны и во времена такая и в настоящее время жизненный путь каждого примерно одинаково выглядит, складывается по одной лекала. Казалось бы, в мире поэзии таинственных и чувств слово труд не так созвучно. С другой стороны, труд, работа -это то, что сделало человека Человеком. Поэт даже называет его священным. В целом мы привыкли называть работой процесс совершаемый человеком в процессе его продвижения по пути удовлетворения своих потребностей. А отношение Тукая к феномену «труд», как уже было показано выше, очень серьёзное. Как в социологической науке, в каждом случае он применяет разные понятия исходя из сущности явления. В его творчестве и «древо труда» изображается
именно так: перед глазами возникает как сказочный богатырь, корнями, уходящими в глубину далёкого прошлого, с мощным стволом, широко раскинув ветви с бесконечным множеством своих листьев жизнеутверждающее явление. Как известно, труд одно из самых важных явлений, которое непосредственным образом касается человека. Например, человек только после того, как начал учиться к труду в процессе удовлетворения своих потребностей, сумел выйти из пещеры Шульганташ. Если сказать, используя метафору Тукая, то человек только в результате того что, как посадил дерево труда и научился пользоваться его плодами, смог выйти на большую дорогу жизни. В то же время работа по уходу за "деревом труда" обеспечивает становление и рост самого человека, в результате этой эволюции человек доходит до уровня, способного трудиться, в процессе исторического развития совершенствует формы труда, продолжает жить, преобразовывая природу в свою пользу.
Совершенствуя методы труда и орудия труда он повышает уровень своих знаний и умственные способности. Поэтому живет человеческой жизнью. В природе кроме чело
века огромное количество видов живых существ. Однако ни один из них не научился работать. Лишь некоторых из них человек взял себе в помощники. С давних пор и до наших дней "человек" и "труд" всегда вместе, живут в специфическом тандеме. Разумеется, это когда мы проблему берём в целом. Но если конкретизировать, то и отношения между людьми, и оценка человека со стороны общества существуют в рамках отношения к работе. Скажем в нашей стране во времена Советской власти все граждане соответствующего возраста и здоровья должны были быть заняты каким-нибудь видом труда: в СССР, например, в 1928 году 1 млн. 576 человек считался безработным, а 1930 году осталось всего 240.000 безработных. А позже безработица исчезла совсем. Обеспечение каждого человека работой была официально декларируемой внутренней политикой этого государства.
Известно что при капитализме отношение к этой проблеме двоякое: один взгляд, скажем, известный учёный- экономист спекулянт и бизнесмен Дж. М. Кейнс писал, чтобы все люди выполняли хоть какую -нибудь работу, можно приступить к строительству пирамид; другой взгляд- рассматривает капиталистическую систему как возможность части людей жить даже ничего не делая или за счет эксплуатации работающих людей. Всё же, капиталистическая система, по сравнению с нами — которые
сначала перешли из капитализма социализму, а затем повернулись от социализма капитализму- в изучении труда и путей эффективной организации труда добилась гораздо больших результатов, чем мы. Результат организации труда - это достигну
тый уровень его производительности. В качестве примера: специалисты пишут, что производительность труда в нашем сельском хозяйстве составляет 20% от американс
кого.
Отношение Тукая к этим проблемам известно: он пишет о работе, он зовёт к ра
боте и в первую очередь беспокоится положением "любимого рабочего", например, в стихотворении " Осенние ветра".
В наполнение к сказанным хочу подчеркнуть ещё вот один аспект: можно оказы
вается изобразить сущность труда, не говоря о том что это "работа", сущность труда не говоря о том что это "труд". Такая мысль приходит в голову когда читаешь стихотворение Тукая "Театр". В чём сущность труда театра, который служит своему народу. Поиск ответа на этот вопрос переходит из века в век как большая эстетичес
кая проблема. Театр — это урок назидания народу, он повышает эстетический вкус народа, ведёт к свету, смешит, демонстрируя смешное, заставляет плакать, показы
вая плачевное. Театр - "...священное, большое создание",- говорит Тукай. Жизнь человека, работающего здесь, направлена на то, чтобы показать жизнь другим людям, то есть зритель видит не саму жизнь, а ему показывают её искусственное отраже
ние. Здесь отношение к его работе превращается в совсем другую проблему: показывать жизнь, разукрасив бумажными цветами, или показывать "то, что есть"? Веками идёт спор вокруг этого вопроса. Если мы приходим к выводу о том, что нужно демонстрировать "то, что есть", тогда очевидно, что мы должны договориться о его границах. В европейских странах есть такое явление, когда люди на улице ходят полностью голыми; в некоторых московских театрах артисты тоже демонстрирую "то, что есть", пытаются доказать, что это и есть искусство. С одной стороны, все, природой созданное - прекрасно. Но человеку созданного природой недостаточно. Он пытается убедить себя в своем всемогуществе: преобазовать пироду по своему усмотрению - искусственно. Называя результат своего порыва искусством, рожденным в результате его труда. Вообще-то, убийство природного тоже можно рассматривать как труд. Помним скупого рыцаря Пушкина: «…есть люди, В убийстве находящие приятность». Убийство тоже совершают по всем правилам, и это тоже реальная действительность, результат затраченной им энергии. Может, это тоже демонстриро
вать?
Подход Тукая не отличается от мнения француза Жана Гюйона, который создал себе рекламу, написав еще в 19 веке книгу «Социология искусства». Но Тукай считает, что театр, способный ответить на этот вопрос, должен «быть хорошо выстроен из «древа добра» и созревший, как спелое яблоко». Только такой театр способен определить, кому, когда и что демонстрировать. Разумеется, речь идет не о яблоко. Речь о том, что театр должен созреть до способности понимания общества, определения своего места в обществе и оценки своего зрителя.
Как известно, наши родители и прародители жили "трудом", мечтая построить общество справедливости. А общество капиталистического способы организации жизни, куда мы стремимся перейти, направлено на то, чтобы лишить людей человеческих качеств и полностью превратить их в орудие приобретения денег. Превращенный в орудие приобретения денег человек здесь и становится предметом искусства, т.е. аналогом человека, который трудился, чтобы создать общество справедливости. Теперь высшее искусство - служение деньгам и получение от этого удовольствие. Вспоминается старый барон Пушкина, которому доставляет удовольствие даже смотреть на накопленные им деньги, он готов убить собственного сына во спасение этих денег. Но великое произведение великого Пушкина завершается утверждением, что это – «ужасное время» для жизни.
Однако, ругаешь ли капитализм или социализм, полезнее подойти к анализу проблемы с разных сторон. В любом случае, надо помнить, что при капитализме, который заменил феодально - крепостнический строй, жизненные силы человека преобразовали природу в заводы и фабрики, железные дороги, автомобили и самолёты, удивительные для своего времени достижения в технике технологии привели к тому, что в этих странах жизненные условия людей в целом перешли на новое качественное состояние.
Как известно, в шестидесятые- девяностые годы XVIII века сначала в Англии, затем в других странах Европы появляются отрасли промышленности, то есть товары, изготовляемые вручную, начинают производиться с использованием технических станков и на более высоком уровне. Чтобы полнее представить эту картину роста остановлюсь только на одном примере: в Англии в 1784 году была изобретена паровая машина и то, что раньше приводилось в движение вручную, затем с помощью воды, теперь начали производить товары на станках, приводимых движение с паровой машиной. Разумеется, это приводит к небывалому повышение производительности труда и увеличению массы производимого товара. Хозяева фабрик быстро оценили ситуацию. Очень скоро вся Англия была покрыта фабриками с подобными станками. В результате, параллельно с этим, в стране растёт численность рабочих, заработная плата рабочих этого поколения становится выше, чем у прошлых поколений.
В том же веке появляются пароходы на основе паровых машин, начинается строительство многоэтажных домов. Надо сказать, что многоэтажные строились и раньше в других странах как своеобразный показатель мощи страны. Например, построенный ещё в XVII веке мечеть Тадж-Махал очаровывал своим могуществом и высотой. Жалко, что десятиметровой высоты золотой мэнерет этой мечети стащили английские бандиты, существующие на основе своих морально-правовых и эстетических принципов. Но здесь хотелось отметить другое: все же, рост промышленности даёт возможность подняться капиталистическим отношениям на более высокий уровень.
А эти изменения выводят нас на новую проблему, связанную с "работой"-выходит на первый план вопрос, связанный с необходимостью измерения результатов работы.В экономике появляются новые отрасли, растёт число тех работников, которые трудятся в этих отраслях. Теперь работник полностью посвящает себя службе хозяину завода или фабрики. До этого он сам реализовывал свой товар, полученной прибылью кормил и одевал свою семью, а теперь товары, которые производятся в совокупной рабочей силой, реализовываются специально назначенными хозяином людьми.Полученные от реализации товара деньги теперь собираются напрямую в карман хозяина, на долю работника попадает только мизерная часть. На этой основе происходит разделение личности работника: дома он- муж, родитель, чей-то сын, чей-то родственник, а на заводе он не является человеком. Он - обезличенный работник. Тукай в своих произ
ведениях показывает читателю результаты этого разделения, раздвоения личности человека.
В жизни, так же, как и во всём остальном, "работа" тоже находится в состоянии постоянного изменения: меняются и формы, и содержание, и характер труда. Старые листочки дерева труда естественным способом опадают, на их место появляются другие, продолжая существование системы. Как показывают словарь Оксфорда, число специальностей нашего времени превысила 45.000. Как утверждают специалисты, в нашей стране каждый год около 500 специальностей заменяются други
ми, одни специальности уходят из нашей экономики, их место занимают другие. Не вникая в сущность таких изменений, некоторые начинают говорить о том, что
"человек может жить и не работая" и оставаться человеком. На этой почве появилось представление о том, что вскоре потребность в рабочих отпадёт, поскольку всё будут делать автоматы—роботы. Возможно, основанием для такого представления стало активное многолетнее продвижение японцами процесс автоматизации труда на своих заводах и фабриках. В семидесятые годы прошлого века было заявлено, что к 2000 году автомобильные заводы начнут работать без участия людей. Однако, по мере приближения обозначенного года, пришлось отказаться от этого прогноза. Выяснилось, что даже очень развитая автоматизация не может обеспечивать процесс производства автомобиля без участия человека.
Разумеется, во-первых, изменение в обществе при переходе от феодализма капита
лизму не происходит с понедельника ко вторнику. Это - метамарфоза, происходящее в течение веков. Во-вторых развитие экономики не всем социальным слоям населения даёт одинаковый результат — кто-то резко богатеет, а кто-то впадает ещё большую бедность. Всё же, европейских странах и в Америке эти изменения приводит к тому, что меняется внутреннее строение населения, состав населения и его структура. Скажем, развиваются заводы и фабрики, а для работы в них нужны образованные высококвалифицированные инженерно-технические работники, экономисты и профессио
нальные организаторы труда; наряду с ними растёт потребность и в образованных, профессионально подготовленных рабочих. Чтобы обучить их к труду для работы в разных отраслях нужны соответствующие учебные организации, значит, развитие системы образования, расширяются возможности для активного развития научных исследований. С другой стороны, увеличиваются социальные последствия с отрицател
ьным знаком. Активное внедрение новых технологий в процесс производства приводит к тому, что работники, занятые до сих пор преимущественно ручным трудом и традиционными орудиями труда на старых технологиях, массово высвобождается из своих рабочих мест и по уровню и качеству жизни переходят нижнюю ступень социальной пирамиды. Здесь необходимо подчеркнуть ещё одно: во времена жизни Г.Тукая изменения в жизни российского населения происходит более низкими темпами, чем в странах Европы. Особенно в жизни людей, которые жили за пределами Москвы, Петербурга и других больших городов, и занимались в основном животновод
ством, обработкой земли примитивными орудиями труда, кое-как обеспечивали себя продуктами питания, продавая в городских рынках излишки, если таковые оставались.
Важно остановиться ещё на одной особенности этой темы—в сегодняшних условиях развития, нет смысла продолжить бесконечный разговор о том, где лучше жить - в городе или в деревне. Приведённые выше проценты говорят только о том, что в России по сравнению с европейскими странами уровень развития экономики был ниже. Например, в городе Казань того времени были кирпичный, медеплавильный, мылова
ренный, кожевенный заводы и некоторые предприятия. Несмотря на это экономику Казанской губернии в основном составляла сельское хозяйство. Историки пишут также о том, что остатки крепостничества в жизни народов, живущих на этой Земле, тормозили внедрение в экономику технико- технологических инноваций. В том числе и татарская интеллигенция проявляет недовольство по этому поводу. И Тукай, естес
твенно, не остаётся на стороне. В своём стихотворении "Хасият"-"Особенность", написанном в 1910 году, в сатирическом стиле написал особенные свойства татар в числе других народов следующим образом:
"... османцы " доблестные",
"... немцы "вооружены",
"... евреи "быстры и удобны к делу",
"... китайцы..."симпатичны и чай у них хороший",
"... французы..." очень профессиональны и душевны",
"... англичане..." усердны и состоятельны",
"... Что скажешь о татарском народе?
Не находя ответа, скажешь: "он с бородой".
Как уже говорилось выше, народ России, в том числе и татары, проживающие в тех исторических и социально-политических условиях, по сравнению с народами Европы не только по уровню техника технологического развития но и по уровню сферы образования и культуры заметно уступали.
В приведённом коротком перечислении Тукай вплотную подошёл к очень большому в историческом плане вопросу, к которому пока нет чёткого обоснованного ответа. Не только подошёл, но в течение всего своего богатого творчества показал и своё понимание ответа на него. Отчасти это видно и приведённом выше перечисле
нии характеристик народов. Надо сказать что к списку народов обращаемся с очень большой долей условности. Проблема, в основном, в появлении разницы в уровне развития народов стран Европы и Азии. Как это получилось, что народы, которые жили в мусульманской религии- доблестные, но остались с бородой, а в странах Европы немцы оказались с вооружением, французы- отличились профессионализмом, англичане- усердством и богатством? Тот ответ на этот вопрос, который висит на кончике языка — нам знаком: потому что Германия, Англия и Франция захватили в свое время колонии и богатели разграбленным... Разумеется, это так. Но ведь Российская империя тоже имела колонии. А Европейские страны ещё в X веке проживали несравненно низком уровне по сравнению с странами Востока. Арабы в свое время получили знания у греков, персов, китайцев. Позже эти научные знания передали европейцам. В целом ещё в средние века европейские страны в математике, в медицине, в философии, в астрономии и в других областях научных знаний учились у специалистов мусульманских стран. Нельзя, разумеется, говорить о том, что они были совсем безграмотными. Всё же, общий уровень развития европейских стран был очень низким. Однако со временем они обошли в скорости развития и в экономике достигли больших успехов.
Причин множество. Тем не менее, Тукай основную причину описывает следующим образом: «...в пустых мыслях, мечтаниях и спорах о религии в мире нет более смелой нации, чем наш народа»,- говорит он. Учёные европейских стран, знания полученные на Востоке суммируя со своими, двукратно увеличенные знания научились «впрягать в дело»: с одной стороны, научились получать прибыль, превратив знание в товар; с другой стороны, чтобы получить прибыль, научились использовать знания в процессе производства товара. Тукай пишет, что наши религиозные деятели занимались тем, что «мечети превратив в базар», обманывая свой народ, «торговали намазом», превратившись в настоящих торгашей, веками «продавали миру загробную жизнь»: «Японияне м;селман ит;ч;к галимн;р кайда?» — «Где ученые, которые сделают Японию мусульманской»?
А в европейских странах выявили формулу, что «Знание —сила», поменяли её в «Знание —в дело», научились использовать знания в производстве товара и превращать товар в деньги. Возможность превращения знания в деньги, в свою очередь, побуждает людей на получение знания. На этом пути число активных растет в геометрической прогрессии, что способствует росту конкуренции в экономике. Таким образом, как я понимаю, поэт ещё раз демонстрируя глубину своих умственных способностей, замечательным образом раскрывает часть причин того, как и почему татарская нация оказалась в таком плачевном состоянии.
Разумеется в нашем этом небольшом материале даже просто перечислить существующие в этой проблеме вопросы места бы не хватило. Тем не менее на некоторых из них не остановиться невозможно.
* Г.Тукай, как уже было показано выше, обвиняет деятелей религии в низком уровне развития нашего населения. Но дело в том что и в России, и в странах Европы "Наука" и "Религия" не живут рука об руку. Религия больше всего встревает между Государством и Наукой, тормозя развитие науки.
* У нас религиозные деятели стремились Просвещение держать в рамках религии, параллельно тормозя стремление молодёжи вставать на путь науки, а в европейских странах, условно говоря, светское образование и религиозное образование ещё до эпохи Ренессанса жили на параллельных плоскостях. Скажем, университеты в европейских странах начали открываться друг за другом уже в тысячные годы, что дала возможность создавать рабочие места и для преподавателей и для помощников преподавателей и их деятельность входило в ряд "труда" в общественно признанном смысле слова. Татары как раз ещё 1100 лет назад приняли мусульманскую религию.
Надо сказать что этот путь развития и в нашей стране как и в других странах не было без проблем. Противоречия и здесь живут параллельно с процессом развития. Например, религиозные деятели Италии в 1600 году на костре сожгли монаха Джордано Бруно, за его собственный взгляд на строение Вселенной, за его мнение о религии. И никто не смог остановить это преступление, хотя получается, что Болонский университет функционировал уже 500 лет в этой стране. Значит, как бы там ни было, чтобы у народа росло и давала плоды свое “древо труда”, недостаточно того, чтобы открывались университеты—прогрессивные изменения должны происходить во всех сферах общества.
Если бы в нашем обществе общественно-политическая жизнь развивалась быстрее, если бы признав талант Тукая, ему император ли, или государь ли оказал хотя бы часть той поддержки, которую оказывали Пушкину, он бы сумел выйти из вонючего номера гостиницы, начал бы жить по-человечески в собственной квартире, он мог бы своими глазами увидеть через несколько лет, как совокупный интеллект татар, освободившись от вековых тормозящих факторов, "древо труда" татар, выросшее на научной основе, начало давать свои плоды. Если бы татарский народ сумел сохранить своего талантливого поэта, он бы сумел осуществить свою мечту и оставил бы миру своего татарского "Евгения Онегина", написанного на татарском языке и в татарском духе.
Мы привыкли, восхищаясь умственными способностями древних философов, составлять список выдающихся мыслителей и поклоняться им. А если внимательно прочитать мысли Тукая в его произведениях, будь это о труде или о любви, об отношении к родному языку, если это даже раздумья о судьбе картошки, то в них можно увидеть и почувствовать вселенскую, поразительную проницательность мудреца.
Разумеется, он жил в другое время. Разумеется, наше время другое - всё больше становится число людей, получивших высокий уровень современного образования. У времени свои требования к эпохе. Вся проблема в том: у каждой эпохи свои, присущие ей, противоречия и изучаться они должны своевременно, анализироваться в своё время и на основе выводов этого анализа должны приниматься меры, соответствующие требованиям происходящих изменений. "Каменный век закончился не потому, что закончились камни сказал,"- министр Саудовской Аравии. Если будут созданы необходимые условия для развития техники, для появления всё новых технологий, оптимизируются социально-политические условия, это приведёт к положительным изменениям жизнедеятельности и улучшению качества жизни народа. Жизнь Тукая проходит в условиях Российской царской империи. Он видит глубинные причины отсталости своего народа, резко критикует недостатки в развитии образования, постоянно пишет о необходимости проведения реформ. Например, в стихотворении «Авыл м;др;с;се»- «Сельское медресе» пишет, что в заведении, которое называется «мэдрэсэ», нет никакого образования, там сидят с «Кораном» и «Афтияк» в руках и впустую проводят время, заучивая непонятные слова. Во многих деревнях, пишет он, в русских школах дают полезные знания, а в татарских только увлекаются религией и оставляют детей невеждами.
В своей статье «Без ни бетер;мез?» - «Чего мы достигли?», которую опубликовал в 1906 году, он пишет: «Стоит нам подумать над тем, что мы делаем и чем занимаемся, нам только остается краснеть от непростительного греха...» Что же так стыдит нашего поэта и о каком «непростительном грехе» он говорит?
Мысль Тукая вот какая: в среднем в татарских деревнях проживает 2.000 человек, говорит он. Из них 400 человек летние месяцы занимаются в поле, но чем они занимаются долгими зимними месяцами? «Конечно, пишет он, живой человек не может жить без дела, занимает своё время каким-нибудь занятием, — и продолжает, как будто от себя: «просыпаясь, я в течение часа потягиваюсь, строю вклады на будущее...беру кумган...совершаю омовение, читаю намаз... обнимаю, ласкаю, воспитываю своих детей, помогаю жене...после чая иду к людям... потом кто-то ко мне приходит, я должен его уважить, говорить ему то, что я не хотел бы сказать...». В таком стиле лирического сарказма, он перечисляет все «мелкие дела», изображая таким образом качество «среднего» дня «среднего» человека «средней» татарской деревни. На естественным образом возникаюший вопрос о том. каков результат прожитого времени и какая польза, он отвечает: «... если кто-нибудь даст несколько копеек милостыню, это все, что я добыл».
А качество жизни многих в деревень ещё ниже. У них «...нет места, где они могли бы лежать часами подтягиваясь, в домах холодно, омовения не совершают, намаз не читают, в поисках куска сахара и щепотки чая или соли - муки проживают в дикой нищете...». Невозможно не соглашаться с мнением поэта: как уже говорилось выше, в ту эпоху почти весь народ проживал в деревне. Многие из них проживали в условиях той крайней нищеты. Конечно жалко, конечно стыдно поэту.
Говоря о другом основании для стыда, Тукай обращает внимание читателя на то, что часть татарского населения увлечена занятием, которое относится к «непростительному греху». Это часть занята торговлей, но какой: они с «...раннего утра заботятся о том, что и как продать: чай, который стоит 18 коп., продать за 20 коп; лапти, которые стоят 6 коп., продать за 8 коп. и "прибыль" получить". Однако это занятие, считает автор, направлено на то, чтобы "...лукаво урвать часть из результатов чужого труда...". Если взять в целом, по мнению автора, самое прибыльное занятие татар — это купля- продажа. В то же время, можно сказать, что татары могут производить всё что нужно для жизни…: « в Казани изготавливают тюбетейки, шьют ичиги; в Оренбурге -курдючное сало и жир изготавливают. А вот штаны, которые мы носим, чекмены и даже чалму привозят нам непонятно какие люди не знаю, откуда. А если выйдешь к Волге, сотни лодок, пароходов, здания в городе... Чьих рук это дело? На всей Волге не найдёшь ни одной татарской лодки...».
В то же время, Тукай не ограничивается только описанием жалкое существование народа, но и стремится показать пути изменения сложившееся состояние. При этом у него основательное понимание проблемы: нужно организовать обеспечение народа «работой». Понимая, насколько сложно и тяжело решение этой проблемы, он призывает к реализации неотложных и хорошо продуманных мер. Разумеется, он не предлагает конкретную программу. В то же время, если внимательно изучать его работы в этом направлении, например, статьи «Наши свершения», «Что нам нужно насчет безработицы?» и др., не возможно, как мне кажется, не восхититься глубиной его понимания проблемы и продуманностью предлагаемых им мер:
* попытку объяснять наличие миллионов татар, обречённых к безработице, ленью- это поклеп; массовую безработицу никто не мог придумать;
* российские безработные, попавшие в руки зловредного правительства, сами по себе ничего решить не могут;
* об этих проблемах много говорят, пишут в газетах, но никто не может показать в открытую конкретные пути их решения;
* людей с малых лет нужно обучить профессии;
* в каких школах учатся русские дети, нам тоже своих детей нужно устраивать в те школы;("Хиссияти миллия")
* решение проблем безработицы необходимо рассматривать как работу;
* безработицу саму надо рассматривать как источник нужды;* надо помнить, что тысячи религиозных деятелей борются за сохранность религии,
считают, что сидеть без работы благословенное дело, ратуют за безработицу…
На этом месте хочется сказать что «...мы сильно изменились- многое
осталось позади...», что проблемы труда у нас давно и окончательно налажены. К сожалению, в стране, где совсем недавно люди всех национальностей
жили одной семьёй, сегодня дошли до убийства друг -друга. И это явление
нередко пытаются связать с тем, что якобы где-то сильная безработица и люди
бросив свои дома, вынуждены искать работу на стороне. На этой основеякобы
обостряются отношения между людьми разных национальностей. Наверное,
такое тоже имеет место быть. Только вот, объяснение того, что нанесли вред
здоровью известному не только в Дагестане но и в разных странах поэту Расулу
Гамзатову, обокрав его дом, тем, что бандиты эти страдали от безработицы, ра
зум мой отказывается принять. Или то, что на рынке в Москве, представитель
какой-то национальности, работающий в торговом центре, разбил голову предс
тавителю другой национальности, работающему в полиции, а третий работник
полиции, тоже другой национальности, стоял и спокойно смотрел на всё это-
тоже захочется отнести к безработице - это тоже сложно принять. Может, в
таком случае, Каддафи тоже безработные, дико расправились, устав от безра
ботицы? Может, и то, что женщина очень большой и сильный страны, которая
занимала высокие должности в государственной службе, посмотрев запись
этой расправы, с довольной улыбкой радостно воскликнула "Wau!" тоже отнес
ти к тому, что она вконец замучилась из-за отсутствия работы?
Одним словом, сказанное выше теорема Адама Смита о том, что в капита
листических отношениях всё успешно регулируется "невидимой рукой
рынка", в наших российских условиях превращается в сказку. Здесь даже
органы государственной власти или не заботятся об обеспечении людей
работой, или не получается, если даже пытаются организовать. В этом ряду,
восхищаясь глубиной понимания поэтом проблем, хочется подчеркнуть две
идеи поэта:
1. Если взять Казанскую губернию, как территорию, где проживало много
татар, уровень экономического развития по сравнению со странами Европы находится на очень низком уровне. Большинство населения в течение года работает только несколько месяцев, остальное время занимается религией, живёт, рассчитывая на подачки, тратя время впустую. Пользуюсь метафорой поэта, "древо труда" татар ещё не способна давать необходимые плоды. Нужна обеспечить его рост. В этом обеспечении роста, нельзя рассчитывать на теорию английского учёного о "невидимой руке рынка". Нужно, как призывает Тукай, принимать конкретные, реальные меры. В первую очередь детям, молодым давать современное образование и обучать профессиям.
Как видим, выросший в невыносимых условиях "деревенский парень" поправляет ошибку выдающегося учёного Англии, а правильность его мысли подтверждает сама история.
2. То что определённое количество нашего народа занята тем, что считается
непростительным грехом, разрывает душу поэта. В поисках выхода из этой ситуации, двадцатилетний поэт Г. Тукай переводит на татарский язык книгу академика А.Н.Баха "Царь-Голод. Экономический очерк" и публикует первую часть в журнале. В сущности, это книга марксистской политэкономии, написанная на понятном народу языке. Здесь также изложено то, что производственные отношения это не только "дёшево купить- дорого продать", а научиться производить много товара и в конкуренции с другими производителями, добиваться быстрых темпов производства товара высокого качества.
Почему-то и тогда, и в наше время поэты в этом возрасте ( да пусть простят меня) не пишут ни об общественном положении своего народа, ни о процессах, происходящих в обществе, не пишут так тщательно и глубоко анализируя проблемы социального развития. Во всяком случае, если судить по тому, что идёт в СМИ.
Разумеется, в данном случае сегодняшнюю жизнь татар сравнивать с жизнью того времени, когда жил Тукай, было бы не правильно, да и необходимости - то в этом нет. Но было бы куда полезнее подумать над тем, как организовать жизнь людей в сегодняшних реалиях, чтобы были необходимые условия для успешного роста «древа труда» народа.
Может, все необходимые условия здесь уже созданы и остаётся сидеть и ждать, когда плоды созреют и упадут нам в руки? Тогда давайте будем сидеть... Время, определённое Г. Исхакый ещё пока не наступил.
Свидетельство о публикации №225042501863