Легенда ямальской журналистики. Любовь Баженова
Именно Любовь Баженова в ночь с 8 на 9 мая 1945 года приняла сводку Инфорбюро с сообщением Главнокомандующего о полной капитуляции фашисткой Германии и окончательной победе советского народа. В связи с этим, той же ночью в типографии была полностью перевёрстана первая полоса окружной газеты «Красный Север» и утром, 9 мая, она вышла с долгожданным известием для жителей Ямала.
Больше тридцати лет Баженова работала в окружной общественно-политической газете, а 14 из них, с 1962 по 1976 год Любовь Гавриловна возглавляла этот главный печатный орган ЯНАО – газету «Красный Север». После переезда в Новый Уренгой она стояла у истоков создания городской газеты «Правда Севера».
Родилась Любовь Гавриловна в БССР, Витебская область, Ушачский р-н, местечко Великие Дольцы, в семье служащих. В 1949 году закончила Тобольский государственный Учительский институт. Являлась делегатом I-го съезда Союза журналистов СССР; на протяжении всех лет работы в редакции газеты «Красный Север» избиралась в состав городского и окружного комитетов КПСС; в Состав городского и окружного Советов народных депутатов; с 1963 по 1976 год была членом бюро Ямало-Ненецкого ОККПСС, избиралась членом ревкомиссии Тюменского обкома КПСС.
Трудовой путь Любови Баженовой отмечен государственными наградами, дипломами, почетными грамотами. Любовь Баженова награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971 год), медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941- 45гг»; почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1968 год); грамотой Государственного Комитета по печати РФ; грамотой Союза журналистов СССР; знаком «Отличник печати» и многими другими. Неоднократно награждалась благодарностями и почётными грамотами руководства автономного округа, Салехарда и Нового Уренгоя, регионального Совета ветеранов. «Легенда СМИ Ямала» 2004 года.
С 1945 по 1976 годы Любовь Гавриловна работала в окружной общественно-политической газете «Красный Север» г.Салехард: сначала литературным сотрудником, ответственным секретарём, заместителем главного редактора, а затем 14 лет главным редактором. Выполняла работу по организации газетных коллективов, решению житейских проблем рабочих и служащих, рыбаков и оленеводов, геологов и газодобытчиков Ямала во второй половине ХХ века. Её отличали глубокая компетентность, высокое чувство ответственности. Она была не только грамотным руководителем, талантливым журналистом и профессионалом, но и прекрасным чутким человеком. После выхода на пенсию Любовь Баженова переехала в Новый Уренгой, где стояла у истоков создания городской газеты «Правда Севера». В последние годы жизни Любовь Гавриловна являлась активным членом общественной организации ветеранов Великой Отечественной войны.
Журналисты Новоуренгойского отделения Союза журналистов Ямала подчёркивают огромный вклад Любови Баженовой в развитие журналистики, печатного дела на Ямале. Совместно с новоуренгойским Советом ветеранов они ходатайствовали перед Общественной палатой ЯНАО о присвоении одной из улиц города Салехарда имени Любови Баженовой. В свою очередь, с этой инициативой к администрации Салехарда обратились и сотрудники окружной общественно-политической газеты «Красный Север». В итоге заслуженно новая улица в микрорайоне Радужном города Салехарда названа именем Любови Баженовой.
***
Рассматриваю фотографии из журналистского архива. Год 2009-ый, 26 января, Новоуренгойский городской музей, 25-летие газеты «Правда Севера». С радостью обнаружила совместные снимки. Мы увлечённо листаем подшивки газеты. В них так много жизни! Такая история! В это самое время нас и запечатлел фотограф Александр Зинченко: вот я и Любовь Гавриловна, Татьяна Григорьевна Гурулева – ответственный секретарь «Правды Севера», Иван Иванович Костогриз – Глава города Новый Уренгой, Владимир Алексеевич Столяров – депутат Тюменской областной Думы. Это была последняя моя встреча с легендой журналистики Любовью Баженовой.
Спустя полгода, 19 августа 2009 года, её не стало; она ушла из жизни на 86-м году.
Меня накрыло необъяснимое чувство невозвратности. Щемящее, с оттенком светлой грусти. Вдруг осознала, что Любовь Гавриловна – человек-эпоха, легендарный журналист Ямала двух столетий. Испытала гордость невероятную. Мне несказанно повезло. Я не просто была с ней знакома, мы часто пересекались и общались. Сначала в Совете ветеранов Великой Отечественной войны на ул. Строителей, 2 (я работала в то время при Администрации города с общественными организациями), а затем и непосредственно в газете «Правда Севера». Любовь Гавриловна была нашим самым важным гостем. Когда приходила в редакцию – все сотрудники, как по команде тут же принимались её встречать, привечать, потчевать чаями и... внимать её рассказам. Она всегда мило улыбалась, а лицо озарялось светом и добром. Говорила взвешенно, тихо, как будто вещала нечто важное. И мы понимали, что каждое слово из её уст было невероятно значительным. Ведь и сама она часть нашей великой истории.
О чём повествовала Любовь Гавриловна за чашкой чая? О многом. О жизни своей, о тяжёлом военном детстве, о родителях, о послевоенном времени, о переезде на Север, о комсомольских буднях, о начале трудового пути…
Родители Анна Ипполитовна и Гавриил Антонович Севбо успели хлебнуть довоенных невзгод. Маленькой Любе было всего два года, когда отца «забрали». Он отбывал срок на Соловецких островах. Впоследствии, в 1931 году его выпустили и реабилитировали, вот только запретили возвращаться домой, в Белоруссию. Затем были периоды выживания для всей семьи: голод, болезни, скитания, переезды.
Спустя три года семья воссоединилась и стали они жить в Салехарде. Люба с братьями Георгием и Сергеем ходили в школу, стали пионерами, затем комсомольцами. Всё в соответствии с эпохой. Оба брата учились в первой школе в Салехарде, оба после последнего школьного звонка ушли на фронт и погибли на войне. Их имена с фамилией Севбо выгравированы у Вечного огня в Салехарде на площади памяти.
Мужа Любови Гавриловны звали Анатолий Степанович Баженов. Они вырастили двоих детей Виктора и Веру. Дочь, Вера Анатольевна Маковяк, рассказала мне о том, что оформила в Салехарде дощечку памяти дедушки Гавриила Антоновича и бабушки Анны Ипполитовны Севбо. Теперь их имена выгравированы на деревянном кресте, который установлен на месте массового захоронения, возле православного христианского храма; раньше где-то там было кладбище.
Ещё Вера поведала историю о своём муже - Маковяк Михаиле Васильевиче. Оказывается, он у неё первопроходец - с первых дней основания Уренгоя. Приехал с Надымским санным поездом в АТП -1, которым руководил Константин Ватолин. Изначально он работал водителем в редакции «Красного Севера», возил Любовь Гавриловну на работу. Она же, работая в горкоме комсомола, дала Михаилу рекомендацию на работу на новое месторождение. Через неёё же Михаил и познакомился с её дочерью.
Папа умер, когда Любе было 16 лет. Работал отец в здравпункте, был человеком уважаемым и нужным – ему приходилось постоянно бороться с различными инфекционными заболеваниями; по долгу службы он часто выезжал в тундру лечить коренных жителей – ненцев, хантов.
На работу в газету Люба попала после горкома комсомола. Когда приходила в типографию – наблюдала за работой сотрудников газеты, за тем, как шлёпала печатная машинка. Увлеклась. С благодарностью вспоминала печатника Михаила Пантелеева, и семейную чету Бояркиных, Феоктисту и Михаила, она работала тогда корректором, а он – наборщиком. Ещё много имён звучало из уст нашей героини, и, пожалуй, каждый из них достоин отдельной истории.
О годах Великой Отечественной Любови Гавриловне было трудно вспоминать: приходилось тяжело работать, заготавливать дрова на зиму, чтобы не замёрзнуть – сами пилили их и кололи, а летом также заготавливали сено, ловили рыбу на лодках.
Люба была активной комсомолкой. Возможно поэтому Салехардский горком ВКП(б) в 1944 году утвердил её уполномоченной облрадиокомитета по Ямалу. А было Любе на то время слегка за двадцать. Юная девушка принимала информацию, которую больше всего ждали люди: известия о событиях из фронта.
Очень трогательные воспоминания у Любови Гавриловны о том, как она принимала сводку Совинформбюро в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Говорит, когда записывала под диктовку, то вся дрожала от этой новости. Известие о Победе в войне зачитали по местному радио на специальной волне. Приёмник для передачи был только в редакции газеты «Красный Север». Часто в художественных фильмах о Великой Отечественной войне мы видим кадры с чёрными репродукторами на столбах, когда люди, столпившись и затаив дыхание, слушают очередные сводки с фронта. Для юной Любы это не было фильмом, а кадрами из её жизни.
После войны, в 1949 году, Люба с отличием окончила Тобольский Учительский институт и вернулась в Салехард, город, который уже на то время много для неё значил. В окружкоме её попросили поработать какое-то время в окружной газете, в которой с кадрами на то время было туго. Вот так Люба снова оказалась в редакции окружного издания и осталась там на долгие годы.
Похоронили Любовь Гавриловну в Новом Уренгое. На её памятнике надпись: «Легенда журналистики Ямала Любовь Гавриловна Баженова».
И эпитафия от коллеги-журналиста Александра Зинченко:
«В войну, в тылу ты рук не покладала,
На радио Ямала о Победе ты сводку принимала.
В газете окружной редактором трудилась,
И «Правда Севера» с тобою становилась.
В ямальских СМИ работав больше полувека,
Ты заслужила титул Легенды-Человека».
© Полина Росошик, Ямал,
г. Новый Уренгой, 2009-2025 гг
Фото Александра Зинченко
Свидетельство о публикации №225042501931