Смыслы. Церковь

Моё детство прошло среди верующих людей и в виду Церкви, но это окружение не напитало мой пытливый ум религиозностью. Церковь была для меня неприступной, не похожей на то, что я видела в реальной жизни, чужой.

Мне казалось, что Церковь построена для состарившихся людей, которые приходят туда молиться невидимому Богу, чтобы Он помог им скоротать старость и превозмочь смерть.

В раннем детстве я была послушным ребёнком и, конечно, пошла бы в Церковь с любой жительницей нашей коммунальной квартиры (все они были верующими), но никто из них меня не позвал. Моё «воцерковление» ограничилось тем, что соседки крестили меня в Храме Воскресения Господня, который находился в пяти минутах ходьбы от нашего дома, и у меня появилась крёстная мама Августа Владимировна, которую я стала называть кокой. Но она в Церковь не ходила, поскольку была партийной и занимала на работе высокий пост.

Зато дошкольным, а потом и школьным учреждениям образования удалось воспитать меня с вполне атеистическим мировоззрением.

Только обретя веру в зрелом возрасте - и то не сразу, а по мере укрепления в ней, - я открыла для себя Церковь, и Церковь открылась мне, ибо она открывается каждому, возлюбившему её.

То, что открыла мне Церковь, потрясло меня до глубины души. Я поняла, что это — дом Божий, мир Вышний, обитель святости и Царство Божие на земле.

* * *
Церковь создана и возглавлена Господом нашим Иисусом Христом для осуществления спасения человеческого рода: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её.» (Мф.16:18)

Церковь Божия пребудет до скончания века, и Господь будет пребывать с ней.

В Церкви осуществляется усвоение плодов Искупительной Жертвы Иисуса Христа для достижения вечной жизни в Царстве Божьем.

Церковь объединяет тех, кто принадлежит к ней. В неё призваны все люди, она способна спасти весь мир.

Церковь – это единство во Христе многих её членов.

Церковь свята святостью Господа Бога нашего Иисуса Христа, Духом Святым, Ангелами, святыми людьми, своим святым учением.

* * *
Вступающие в Церковь получают особое освящение через Таинства. Вне Церкви не может быть Таинств, не может быть благодатных даров, достаточных для спасения.

Невозможно быть просто верующим христианином вне Церкви: Церковь – это единство во Христе, а единство подразумевает собрание многих, благодатью «соединенных в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.» (Кол.2:2-3)

Церковь при содействии Божественной благодати просвещает людей светом Христовой веры, соединяет их с Богом и с ближними, кардинально меняет их жизнь, духовно возрождая и преображая, даруя им возможность быть и называться Христовыми.

Церковь является апостольской, так как она основана на проповеди апостолов, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» (Еф.2:20), и продолжает апостольское служение – то есть проповедь веры Христовой во всём мире. (Мф.28:19)

* * *
Но приход в Церковь не делает человека святым и не гарантирует ему спасение. Необходимо  изменить свою жизнь, духовно-нравственно преобразиться.

Большинство неразрешимых жизненных проблем происходят оттого, что христиане живут вне Церкви, а если приходят в Церковь искать разрешения своих трудностей, то и тогда воспринимают её как что-то отдельное от себя.

Один человек спросил священника:
- Если Бог везде, то для чего мне ходить в Церковь?
На что тот ответил:
- Во всей атмосфере есть вода; но когда тебе хочется пить, ты должен идти к источнику или колодцу.
Бог везде, но Церковь - место Его особого присутствия.

* * *
Церковь обладает полнотой Таинств, они установлены непосредственно Иисусом Христом. В Таинствах человеку преподаются определенные дары Святого Духа. При совершении Таинств происходит встреча Бога с человеком, осуществляется единение с Ним. Совершает Таинства Церкви Господь руками священнослужителей.

Человек вводится в Церковь через Таинство Крещения. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.» (Деян.;2:38) При Крещении человеку открывается дверь Божественной благодати (он усыновляется Богу) и перед ним открывается возможность войти в Царство Божие. (Ин.3:5)

В Миропомазании происходит облечение человека в силу для укрепления его в духовной жизни.

В Таинстве Евхаристии нам дано право стать участниками Тайной Вечери и, причастившись Святых Христовых Тайн, теснейшим образом соединяться с Господом нашим Иисусом Христом. Регулярное участие верующего в Таинстве Евхаристии необходимо ему для спасения в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6:53–54)

В Таинстве Покаяния человек при искреннем раскаянии освобождается от своих грехов.

В Таинстве Брака благословляется супружеский союз мужа и жены.

В Таинстве Елеосвящения (Соборования) на болящего человека призывается Божественная благодать для уврачевания его телесных и душевных недугов.

В Таинстве Священства диаконам, священникам, епископам подаются дары Святого Духа, необходимые для осуществления служения в Церкви.

Участвуя в церковных Таинствах, христиане возрастают в духе, подготавливая себя для жизни в Царстве Небесном.

* * *
Главное христианское богослужение — Божественная Литургия ("Общее дело"), в которой осуществляется Таинство Причащения или Евхаристия (Благодарение).

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Литургия - не воспоминание или повторение Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря. Мы незримо входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу. Святой Дух совершает это Таинство, и мы находимся в Царстве будущего века, в котором нет преград между прошлым и будущим.

«Божественная литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии! Храм в это особенное время бывает земным небом, священнослужители изображают Самого Христа, Ангелов, Херувимов, Серафимов и апостолов.» (Св. Прав. Иоанн Кронштадтский)

Святые отцы называли Литургию солнцем Церкви нашей, синтезом истины и красоты.

* * *
Создав Свою Церковь, Иисус Христос вместил в Нее всё, необходимое и достаточное для нашего спасения и для жизни, ведущей ко спасению. После этого все христиане  получают в Церкви божественные силы к жизни и благочестию, чтобы безбоязненно идти в вечное Царство Небесное.

Святая Церковь — это Новое человечество от Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа.

Всё, что совершается в Православной Церкви, совершается по благоволению Бога Отца, чрез Сына Божия, действием Святого Духа Божия.

"Не удаляйся от Церкви; потому, что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое спасение – Церковь, твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет. (Святитель Иоанн Златоуст)

Все истинные христиане, чтущие Христа, Спасителя нашего, исповедующие Его искренно и полно всем существом своим, войдя в Православную Церковь, останутся жить в Ней, дыша живительным воздухом Её святых догматов, канонов, таинств и молитв.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Христос Воскресе!
Мне кажется, всем русским верующим близко то, что вы вдохновенно рассказали о Церкви Православной. Причём именно глубоко личное выражение симпатии к Церкви, наряду с исследовательской линией статьи, более всего и выражает теплоту отношения. У всех оно всегда личное. Каждый по-своему пришёл сюда, преодолев порой некие препятствия.
Но при этом личном у нас хватает ума понимать вселенскую роль Церкви - вы о ней много сказали. Всё это мы понимаем и испытываем, и сколько ни напишут писатели о Церкви, никогда не выразят всех бесчисленных таинств и духовных событий, происходящих с людьми в Храме и дома, ибо этому счёт невозможен. Но по возможности надо писать, рассказывать, приоткрывать, а то всё сокровенное совершается в молчании, безмолвии, без крика.

Отличное вы привели высказывание: "Литургия - солнце Церкви нашей, синтез истины и красоты".
Если там присутствуют Истина и Красота, то неужто не можно потерпеть сколько угодно неудобств и запинаний, ради этих двух даров свыше, - они редкость в нашем мире, а в Храме сохраняются навеки.

Спасибо, с почтением!

Борис Силуанов   25.04.2025 17:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис! Христос Воскресе!
Я благодарна вам за то, что вы почувствовали моё отношение к Церкви, выраженное в статье. Её вселенское значение и бесконечная забота о каждом человеке, переступившим Её порог, открылись мне не сразу, а по мере возрастания во мне веры.
И теперь я знаю: я никогда не буду одинокой, я никогда не буду несчастной, пока есть Церковь, а по обетованию Божию она вечна, как вечна Божественная Любовь, явленная в Ней.
Сердечно благодарю вас за отзыв. Всего самого доброго.

Татьяна Глебова 3   25.04.2025 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.