11. 8 Развитие способностей
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей. На других идёт становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываются друг на друга.
Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме, представленные с рождения».
От чего зависят эти анатомо-физиологические задатки? Наследственность или действие кармы?
«Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для неё органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребёнка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук».
Получается, что работа руками – это не врождённое свойство человека, а приобретённое. То же самое относится и к речи. Что будет, если этому не учить ребёнка? Возникнут ли тогда отдельные участки коры головного мозга отвечающие за это?
«Это создаёт благоприятные условия для начала формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей».
Следовательно, животное тело, особенно позвоночник, горло и конечности, а именно руки, было специально преобразовано анатомически, чтобы человеческое сознание, вошедшее в это тело, смогло развиваться.
«Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей».
То есть, анатомически тело уже приспособлено для необходимых действий, а мозг нет. В него-то и вводится программа этих действий через игры и обучение. Получается, что внешне и анатомически ребёнок после рождения похож на человека, а вот внутренне нет. Необходим постепенный процесс его создания. А это значит, что посеешь, то пожнёшь.
«Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они влияют на развитие других, где требуется соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но, то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их».
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 328).
Свидетельство о публикации №225042500293