15. 5 Фронтальная и психическая линия сознания

Из книги «Око Духа» Кена Уилбера (стр.228).

  «До-/трансзаблуждение имеет место, когда любую подлинно трансэгоистическую структуру или состояние – включая психическое/душевное сознание, где бы оно ни проявилось – отождествляют с теми же самыми структурами, которые имеют доэгоическую природу (такими как эмоциональная энергия, полиморфная порочность, распределение свободного либидо, младенческий недуализм, и т.д.) – что, разумеется, является ошибкой романтической модели Уошберна/Уилбера-I. Другими словами, надличностные состояния, возникающие в доэгоический период, не обусловлены  никакими доэгоическими структурами.

Кроме того, до-/трансзаблуждение полностью относиться к событиям как во фронтальном сознании, так и на психической/душевной линии. На мой взгляд, причина, по которой Гроф и другие порой находят понятие до-/трансзаблуждения «не вполне корректными», состоит в том, что они смешивают две эти линии развития. Иными словами то, что относится к подлинным «трансфеноменам» на одной (психической/душевной) линии развития, представляется в «до-период» другой (фронтальной линии). Если чётко различать две эти линии и отдавать себе отчёт, что до-/трансзаблуждение относится к каждой из них в отдельности, то эта путаница, как я полагаю, почти мгновенно проясняется.

Например, мы уже видели, как до-/трансзаблуждение возникает при рассмотрении фронтального развития или фронтальной эволюции, то есть доэгоические фронтальные структуры не следует путать с трансэгоическими фронтальными структурами; это приводит к редукционному или к элевационизму (неоправданному возвеличиванию). Но в точности тот же до-/транспринцип полностью применим и к инволюционной дуге - в этой последовательности также не следует путать до- и транс-.»

                Чем отличаются до- и транс-?

Фактически, в «Тибетской книге мертвых» даётся основная и главная причина того, что душа отпадает от Лучезарной Пустоты и, таким образом, оказывается во все более низких состояниях (от каузального до тонкого и грубого), а именно душа-капля путает низшие, или досостояния, с высшими или транссостояниями и под влиянием этого до-/трансзаблуждения, в действительности выбирает низшее, думая, что это высшее! Тяжёлый случай элевационизма – вот именно тот механизм, который приземляет её в сансаре! … Это прекрасное описание до-/трансзаблуждения, действующего в сфере бардо и в инволюционном движении точно так же, как оно действует в эволюции (хотя здесь оно, разумеется, направлено в «противоположную сторону).

Я всегда описывал до-/трансзаблуждение как смешание собственно инволюции с чем-то, что происходит в ходе эволюции это просто другой способ сказать: «Не путайте эти эволюционную и инволюционую линии, потому что перекрещивание этих линий неизбежно приводит к до-/транспутанице того или иного сорта».

И наконец, именно поэтому я всегда утверждал, что регрессивные терапии, такие как ребефинг и работа с дыханием, входят в надличностное с «чёрного хода». Это не означает, что я как-то их принижаю. Вовсе нет; я просто описываю несомненную хронологическую последовательность некоторых их этих переживаний. Когда Стен описывает типичный ЛСД-сеанс как движение от сегодняшних забот к прошлым биологическим событиям и фрейдистским проблемам, а потом – к ранкианской травме рождения (которая в этом случае нередко бывает вратами к надлиностному), в отношении этого хронологического порядка просто невозможно ошибиться: он безспорно имеет регрессивный характер вот почему я называю эти врата к надличностному «чёрным ходом»).

Однако то, с чем устанавливается контакт в этих регрессивных терапиях – это, в основном не тяжкое испытание биологического рождения, а психическое/душевное сознание, присутствующее при этом испытании. И, что самое важное, с психическим/душевным сознанием можно столь же легко войти в контакт без регрессии; и фактически, почти во всех видах дисциплины сознания этот контакт совершенно определённо достигается без регрессии».

               По какой линии происходит возврат?

«В конечном счёте, психическое/душевное сознание – это просто то же самое сознание, которое возникает на стадии 7 после преодоления экзистенциального кризиса (в осевой точке 6).

              С какой стороны мы подходим к этой точке?

«Когда психическое/душевное выходит на первый план, оно действительно может припоминать своё биологическое рождение, но обычно оно этого не делает, и ему, безусловно, не обязательно это делать для дальнейшего роста, поскольку оно уже справилось с эзистенциальным кризисом жизни и смерти в осевой точке-6. И в любом случае самому этому психическому/душевному существу суждено пройти, сменившись нерождённым Духом каузальных и недуальных аспектов.

Теперь, я полагаю, мы можем видеть, что двойственное определение перинатального, которое даёт Гроф, обусловлено путаницей между психическим/душевным сознанием, присутствующим в осевой точе-0 и действительными шаблонами этой осевой точки рождения. Осевая точка-0 – это начало доэгоических сфер, наконец сфер бардо, и этот перекрёсток – перекрёсток на пути к началу фронтальной эволюции и к концу психической/душевной инволюции – порождает странные дуальные переживания, которые Стэн назвал перинатальными.

Поскольку он не проводил чёткого различия между этими двумя линиями (эволюцией и инволюцией), то в результате порой просто некритично отождествляет  их друг с другом в точке их пересечения (биологическое рождение и врата в надличностное). Затем он, по понятным причинам, отрицает редукционизм, хотя само это отождествление, фактически, имеет крайне редукционистский характер (и просто неверно). Но если мы берём эти две линии по отдельности, не только до-/ трансзаблудение по-прежнему направляет нас в движение по ним обоим, но и данные Стэна сразу же приходят в более полное соответствие с великими мировыми традициями мудрости, не говоря уже о моей собственной модели и большом количестве свидетельств, подтверждающих её».

                Если всё это сказать коротко, то при входе сознания в физическим мир могут происходить неточности в структуре личностного сознания человека, что влечёт за собой на определённых этапах развития личностного сознания отклонения в этом развитии и проецирует разные психические и биологические болезни. Таково моё понимание изученной информации на данный момент.   

                В каком месте инволюции сознания происходит отделение от Абсолюта и возникновение самости (индивидуальности)? В каком месте инволюции сознания происходит потеря единства со всем миром и возникновение дуальности, то есть субъекта (личности) и объекта (земного мира). Отражается ли всё это в утробном развитии младенца?


Рецензии