Командировка на войну. Глава. 179 Мемуары
Что такое политика? Это искусство сражаться чужим оружием и черпать деньги для уплаты своим войскам из чужого кармана.
Вальтер Скотт — шотландский писатель, поэт, историк, биограф, собиратель и издатель народных шотландских баллад и песен.
09 января 1957 года указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР Чечено - Ингушская АССР была восстановлена. Итак, чеченцев и ингушей постигла та же участь, что когда-то, на заре Советской власти, случилась с казаками – депортация.
Горцы тогда, в 1920 году, рьяно помогали большевикам выселять казачьи семьи из станиц, в которые потом сами заселялись.
Но на чужом горе, как известно, счастье не построишь, и теперь им самим пришлось с лихвой испытать все «прелести» репрессий.
Переселенцев в переполненных «телячьих» вагонах, без света и воды, почти месяц везли через полстраны в Сибирь и Казахстан. А на дворе стоял не май месяц.
Пошел гулять тиф, лечения никакого. Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах, возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших – уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте.
Людская душа, что почва, принимает в себя любое семя, независимо от того, хорошее оно или плохое. Поле, засеянное зернами вражды и злобы, никак не может дать урожай доброты и дружбы, человечности и взаимопонимания.
Чеченцы и ингуши, как в своё время и казаки, ещё долго будут помнить о той несправедливости, которой они были подвергнуты в феврале 1944 года со стороны властей.
После депортации в самой Чечено-Ингушетии уничтожались любые следы, вытравливалась память о веками живших здесь народах.
Из опустевших домов вывозились материальные ценности. Были сожжены уникальные древние рукописи.
Разбивались кладбищенские плиты с надгробными стелами и шли на строительство мостов и дорог. Взрывались мечети и средневековые башни и другие святилища.
Переименовывались названия селений, улиц, площадей и колхозов. Из библиотек и музеев изымались книги и документальные материалы о «врагах народа».
Задним числом менялась даже национальность погибших во время войны чеченцев – Героев Советского Союза . А. Байбулатова записали кумыком, X. Магомеда Мирзоева – таджиком, X. Нурадилова – татарином.
Между тем, после выселения с Северного Кавказа чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев к оставшимся в горных районах бандгруппам присоединились легализованные до выселения бандиты и те, кто сумел избежать депортации.
Лишённые основных баз, но располагая оружием, они активизировали свои действия. К этому их побуждало естественное желание мести.
Проблему борьбы с бандитизмом в регионе депортация народов не решила – наоборот, ещё туже завязался узел противоречий на национальном, социально-политическом и религиозном уровне.
Этот вывод, на мой взгляд, логично вытекает из самой истории социально-политической борьбы, а также военного противостояния в регионе, начиная с XIX-го века.
Лидеры Советской власти под видом создания федерации фактически продолжали имперскую политику самодержавия по насаждению жёсткого централизованного государства, при этом пренебрегая национальными и религиозными особенностями того или иного народа.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042500365