Командировка на войну. Глава. 181 Мемуары
Искать справедливости у предубежденного и разъяренного народа — все равно что просить сострадания у голодного льва.
Народ подобен безумцу, который в припадке бешенства безжалостно убивает своего лучшего друга и, лишь очнувшись, в изумлении созерцает и оплакивает собственную жестокость.
Вальтер Скотт — шотландский писатель, поэт, историк, биограф, собиратель и издатель народных шотландских баллад и песен.
Видя это, разъяренные женщины стали требовать у охраны здания пропустить их внутрь, чтобы по телефону правительственной связи позвонить в Москву. Почему власть не принимает меры, чтобы прекратить безобразия ?
Почему безработных чеченцев не трудоустраивают, не дают им ссуды на строительство домов?
Пусть, в конце концов, они начинают нормально жить. Тут надо сказать, что в Грозном летом 1958 года вечерами действительно было небезопасно выходить на улицу: могли раздеть, ограбить.
Однажды в районе парка культуры, что сразу за нефтяным институтом, меня самого чуть не ограбили.
Иду с работы, смотрю – навстречу трое молодых чеченцев, окружили, заставили снять пиджак, потребовали отдать часы, но ограбить им меня не удалось: дал сдачи и был таков.
Секретарь обкома партии Даниялов в ответ на требования женщин стал распаляться, кричать: «Убирайтесь отсюда, иначе хуже будет!».
Тогда возбужденная толпа ворвалась в вестибюль здания обкома, захватила правительственную связь. Другая часть людей заняла вокзал, почту, перекрыла железную дорогу.
Всё это делалось для того, чтобы донести до центрального правительства очевидный факт: нужно немедленно принимать какие-то меры против бандитизма, процветавшего в городе.
Что скрывать, в Чечне испокон веков мужское население занималось грабежом. Русские работали на «Красном молоте», маслозаводе, нефтеперегонном заводе, других предприятиях, а чеченцы жили за счет грабежа, это и возмущало нас, русских.
Убийство матроса стало той каплей, которая переполнила чащу терпения». Вскоре после описанных событий Николай Коновалов уехал к отцу в село.
К тому времени в дом, где жили его родители, из Казахстана вернулась девушка-чеченка, ей отвели комнату.
Старики, собрав делегацию, поехали во Владикавказ, Пятигорск, Ессентуки искать другое местожительство, не согласившись жить вперемешку с чеченцами, потому что сразу же после их появления урожай на огородах стал разворовываться.
В полеводческой бригаде работать никто из них не хотел, сажать и убирать кукурузу тоже не заставишь, а поскольку они мусульмане, то о работе на свиноферме вообще речи идти не могло.
Поэтому односельчане решили: все, надо сниматься с насиженных мест. «После того первого убийства нашего парня, – позже вспоминал Николай Тимофеевич Коновалов, – стало ясно, что мирной жизни бок о бок с чеченцами не получится.
Наши старики встретились с их старейшинами, спрашивают, как дальше жить будем ?
Те отвечают: мол, это наша земля, здесь могилы наших предков, и никуда отсюда не поедем. Тогда наши старики сказали: «Всё, мы продаём свои дома и уезжаем, хотя и жаль, конечно». Вскоре сто семей, в том числе и мы, переехали во Владикавказ, в село Михайловское.
Остальные – в Ставропольский край и на Кавказские Минеральные Воды. Это было в августе 1958 года». (Н.С. Асташкин, По волчьему следу. Хроники чеченских войн, стр.178-183).
Советский Союз с самого рождения стал унитарным государством, в котором многие вопросы национальной политики решались с позиции силы. Всё это воспринималось нерусской частью населения через призму обид и недовольства.
Некоторые мероприятия, планировавшиеся центром, на местах осуществлялись русскоязычными начальниками без учёта местной специфики, что только подрывало престиж власти, перечёркивая лучшие достижения в области межнациональных отношений, а именно ликвидацию неграмотности, а также формирование национальных кадров, искоренение нищеты и модернизация всех сфер жизни.
Народы Северного Кавказа, сохранившие патриархально-родовой строй, оказались в своё время присоединенными к России насильственным путём.
Затем последовала ломка вековых устоев, традиций, экономического уклада жизни этих народов в целях имперской стабильности или строительства социализма.
И эта ломка, к сожалению, представлялась руководству государства единственно верным средством в решении национальных конфликтов.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042500424