Мой любимый тренер. Биографический рассказ

       После окончания седьмого класса школы я сильно выросла, была очень высокой для своего возраста, выше всех мальчишек-одноклассников, одного роста с моим братом, который был старше меня на пять лет. Он мне сказал: «Как ты выросла! Тебе надо заняться баскетболом!» Сказал, что баскетбол был его мечтой, но из-за маленького роста ему не суждено было стать баскетболистом. Он говорил, мечтая: «Может быть тебе, сестрёнка, выпадет возможность воплотить мою мечту в жизнь? Ты высокая и спортивная! У тебя получится!»

       Мне баскетбол тоже очень нравился, и я последовала его совету. В этом же году сразу после летних каникул я поступила учиться в детскую спортивную школу на отделение баскетбола, которую благополучно закончила. По окончании спортивной школы я получила три свидетельства. Первое – об окончании спортивной школы, второе – свидетельство инструктора-общественника, третье – судьи по спорту. И после школы могла бы работать в этой области, но это другая история, сейчас не об этом.

       При поступлении в спортивную школу всех пришедших девочек, в первую очередь, отбирали по росту: высоких в одну сторону, а тех, кто поменьше, - в другую. Я попала в группу девочек, которые считались маленькими для баскетбола. Хотя в школе в своём классе я тогда была самая высокая. И мой брат тоже считал меня высокой для моего возраста, поэтому и посоветовал поступать в секцию баскетбола.

       Потом тренер сказал нам, маленьким для баскетбола девчонкам, что мы не приняты, и чтобы мы уходили домой. Все ушли, а я и ещё две девочки остались. Нам хотелось посмотреть, как отобранные высокие девочки будут сдавать экзамены, спортивные нормативы для зачисления в спортивную школу. Они бегали «стометровку», прыгали в длину с места, сдавали ведение мяча, у каждой из них измеряли высоту подскока. Некоторые девочки, хоть и подошли по росту, но не были приняты, потому что не уложились в нормативы. И поступивших девочек стало ещё меньше.

       Сдача нормативов закончилась. Я и ещё две девочки, которые были отсеяны из-за роста, подошли к тренеру и стали его просить, нет, просто умолять, принять нас в секцию. Мы говорили, что очень любим баскетбол, и хотим им заниматься. Тренеру стало жалко нас, он смягчился, и сказал мне: «А давай-ка попробуй пробежать сто метров». Стометровку я бегала лучше всех в нашем классе. Я очень быстро пробежала. И он сказал: «Отлично! А теперь давай прыжок в длину!» Я прыгнула. У него брови взметнулись вверх, и он воскликнул: «Это лучший результат сегодня!» Я сдала остальные нормативы. Тренер был очень доволен. Он сказал мне: «У тебя очень отличные результаты! Но роста не хватает. Я бы посоветовал тебе поступать в секцию лёгкой атлетики. Тебя туда возьмут с руками и ногами!»

       Посередине баскетбольного зала на баскетбольном мяче сидела высокая и огромная, как гора, девчонка. Она была такая огромная, что мне казалось, её веса мяч не выдержит и разорвётся. Это была известная в ДСШ Лариса Погорелова, которая уже не первый год занималась баскетболом. Она была наша ровесница, хотя по своему виду напоминала взрослую тётку. Тренер показал на Ларису и сказал: «Вот такие девчонки мне нужны!» Но я стала умолять его всё-таки принять меня на секцию баскетбола. Другие две девочки тоже сдали все нормативы хорошо, и тоже умоляли принять их. Тренер смягчился и сказал, что берёт нас исключительно по нашим техническим данным. Но с условным сроком. Если в течение этого срока мы себя покажем хорошо, то он нас оставит в секции. И мы все трое остались, и продолжали заниматься со всеми остальными принятыми девочками.

       Тренировки в спортивной школе проводились каждый день, кроме воскресенья, по два часа в день. Я не пропускала ни одной. Успешно совмещала учёбу в двух школах, выполнение домашних заданий и прогулки в своём родном Глухом переулке с моими подругами. Я всё успевала.

       Тренером в спортивной школе у нас, девочек, был Шибанов Юрий Алексеевич. Это был маленький полненький мужичок средних лет. Я всегда удивлялась, как он с таким маленьким ростом мог стать баскетболистом. А ещё мне всегда говорил, что я маленькая для баскетбола. На себя бы посмотрел! У мальчиков тренером была Марина Юрьевна, не помню её фамилию. Она была высокой стройной молодой красивой женщиной, с тёмными длинными волосами и красивыми карими глазами. Наших тренеров мы называли Юрий и Юрьевна. На них смешно было смотреть, когда они стояли рядом, она – высокая и худая, а он – маленький и полненький.

         Нашего Юрия Алексеевича для краткости мы называли Юрсеич. Он был очень добрым и всегда шутил. Мы его просто обожали! Он был душка.  Никогда не кричал на нас, если мы что-то делали не так, как надо было. В таких случаях, чтобы выразить своё недовольство, Юрсеич обычно свистел в свой свисток. Он доставал для нас настоящие корейские бело-чёрные кеды, и такие же носки к ним. Тогда это было дефицитом. Мы у него их покупали, и в них тренировались. А форма у каждого из нас была своя. Одинаковую форму нам выдавали только на соревнования, а потом мы её сдавали назад.
 
       Юрсеич проводил тренировки в нашей баскетбольной секции очень интересно. Сначала мы в течение двадцати минут бегали по балкону третьего этажа спортивной школы. Потом была разминка, на которой мы делали разные физические упражнения. Затем каждая из девочек брала мяч, и мы разминались с мячом. В парах исполняли передачи мяча друг другу на бегу, и разные другие упражнения с мячом. После становились в цепочку друг за другом, и долго бегали с мячом по кругу баскетбольного зала, отрабатывая технику ведения мяча. Выполняли броски мяча по кольцу в прыжке и с места. Потом Юрсеич учил нас какому-нибудь новому финту, броску или передаче, хитростям при ведении мяча. Мы смотрели, запоминали, потом сами пробовали и отрабатывали это. Мы учились всему новому.

       А потом начиналась завершающая, наша самая любимая часть тренировки – игра в баскетбол. Тренер разбивал нас на две команды, и мы играли. Он мог остановить игру, если мы что-то неправильно делали: или передачу, или бросок, или фол. Юрсеич рассказывал, например, как в данном конкретном случае надо было сделать передачу и кому отдать пас, или, вообще, как нужно грамотно прессовать, не доводя до фола, и прочее, прочее. В конце тренировки тренер подводил итог, говоря, кто сегодня был молодец, а кто – не очень.

       Один раз в месяц мы обязательно сдавали нормативы. У меня всегда был самый лучший результат в группе по прыжкам в длину с места – 2 метра 4 сантиметра. По тогдашним меркам, это было отлично. И по бегу я была одна из первых. После сдачи нормативов Юрсеич всегда мне говорил: «Как жалко, что у тебя нет баскетбольного роста!» А потом добавлял: «Оля, а может, всё-таки в лёгкую атлетику переведёшься? Хочешь, я договорюсь, чтобы тебя взяли?» А я отвечала: «Никуда я от Вас не уйду!» В ответ он улыбался, ему льстило, что я так люблю баскетбол. Конечно же, Юрсеич не отправил бы меня в лёгкую атлетику, потому что, хоть я и была маленькая, но очень шустрая, подвижная, резкая и юркая на баскетбольной площадке. Он говорил про меня: «Маленькая, да удаленькая!» Ему нравилось, как я быстро бегала по баскетбольному полю, и легко могла увернуться от прессинга противника. За это он меня и ценил. Ну и конечно, в баскетбол я тоже играла неплохо.
 
       Позже у нас добавились новые нормативы. Это броски мяча по кольцу с пяти разных точек. В итоге нужно было набрать 25 очков, по одному очку за каждый результативный бросок. Мы должны были с каждой точки выполнить по 5 бросков, всего получалось 25 бросков. Если из этих 25-ти бросков ни разу не было промаха, то это было отлично. Конечно, редко кто из нас набирал все 25 очков.

       А ещё нормативами считались штрафные броски. Им посвящались отдельные тренировки. Мы ничем больше не занимались, только отрабатывали штрафные. У меня они хорошо получались, я любила их.

       Наша спортивная школа всегда принимала активное участие во всех городских и республиканских соревнованиях по баскетболу. Нам выдавали одинаковую спортивную форму, мы в ней очень красиво смотрелись. Мы всегда были сильной командой, и занимали призовые места. После соревнований Юрсеич проводил с нами обсуждение игры, кого-то хвалил, кем-то был недоволен. Обсуждали всё очень подробно, в малейших деталях, чтобы в последующем учесть все неточности и не повторять наших ошибок.

       Помню, в одной из таких игр на соревнованиях я забила очень своевременный и переломный мяч, который повлиял на дальнейшую игру. Наша команда проигрывала. Соперники нас сильно прессовали, и не подпускали к кольцу, чтобы забить мяч. Мы были в нападении, и я неожиданно получила пас, хотя была в очень неудобном положении для броска. Я находилась в угловой точке поля противника. Передать кому-то пас не могла, потому что некому, всех наших девчонок сильно прессовали противницы. Тогда я на свой страх и риск решила сделать дальний бросок из этой неудобной точки. Я думала, если я промахнусь, то наши девчонки, которые находились под кольцом, подхватят мяч, и добьют его по кольцу.  Я сделала бросок. И о, чудо! Я попала в корзину! Я увидела, как Юрсеич поднял палец вверх, одобряя моё решение бить по корзине, и что бросок был результативным. Наши болельщики были в восторге от моего броска, так аплодировали! Этот бросок был очень своевременным. В игре произошёл перелом. Наши противники поникли духом, у них дальше игра не заладилась. А наша команда, наоборот, вдохновилась, броски посыпались один за другим, и мы выиграли эту игру. Потом Юрсеич часто меня ставил в пример другим, говоря, что и из безвыходных и неудобных положений можно забить мяч.

       Юрсеич воспитывал в нас спортивную дисциплину. Он, например, не приветствовал опоздания на тренировку или пропуск тренировки. Если кто-то опаздывал, он не разрешал присутствовать на тренировке. Я была дисциплинированной и никогда не пропускала тренировки, и не опаздывала.

       Но однажды я опоздала. В спортивную школу и назад я ездила на автобусе. На площади Ленина садилась на любой автобус, и ехала две остановки до спортивной школы. В то время автобусов в городе не хватало, и поэтому они всегда были набиты битком. На своей остановке возле спортивной школы я всегда выходила с большим трудом. Однажды я не смогла выйти, люди не пропускали меня к выходу, и выходить из автобуса тоже не захотели, чтобы выпустить меня. Я была зажата со всех сторон. Мне пришлось ехать дальше ещё 3 остановки. Я вышла, и уже на другом автобусе поехала назад к спортивной школе. На тренировку я опоздала. Это была трагедия для меня. Я была очень расстроена, прибежала в школу со слезами на глазах. Юрсеич был очень рассержен из-за моего опоздания, стал свистеть в свой свисток, выражая своё недовольство. Я стала объяснять не зависящую от меня причину моего опоздания. Он, увидев мои слёзы, и поня

      Так под руководством нашего любимого тренера-душки мы проучились в спортивной школе два года. Наша лафа тренироваться с любящим нас тренером неожиданно закончилась. Наступил сентябрь, начался новый учебный год. Мы пошли в школу в десятый выпускной класс. В спортивной школе это тоже был последний завершающий год обучения. Когда мы пришли на первую тренировку последнего учебного года в спортивной школе, то были необычайно разочарованы. Наш тренер Шибанов Юрий Алексеевич покинул нас. Он с семьёй уехал из Якутска на ПМЖ в другой город. Нам назначили нового тренера. Это был высокий худой молодой человек лет тридцати. Фамилия у него была Козленко, его имени и отчества я не помню. Наверно потому, что мы его звали «козёл». Такое прозвище он получил не только из-за фамилии, но и за его человеческие качества. Он был полный антипод нашему прежнему тренеру, «душке» Юрсеичу.

       Козленко всегда был в плохом настроении, постоянно недоволен нами, ругал нас по любому поводу. Он не любил нас. И вообще детей. Я не понимаю, как ему могли доверить детскую баскетбольную секцию. Нам не нравились его тренировки. Они проходили неинтересно. Ничему новому он нас не учил. А ещё он очень не любил девчонок маленького роста, таких, как я. Говорил: «Ну что вы делаете в баскетболе?» Дошло до того, что он не стал нас, девчонок с маленьким ростом, включать в сборную ДСШ для участия в городских, и тем более в республиканских соревнованиях по баскетболу. Мы были недовольны, и всё чаще вспоминали нашего доброго Юрсеича.

       Из-за такого отношения Козленко нам не хотелось посещать его тренировки, и вообще ходить в ДСШ. Многие девчонки подумывали даже бросить спортивную школу. Но было жалко, ведь всего один учебный год осталось доучиться. И мы нехотя продолжали посещать «козловские» тренировки. Так и доучились с большим нежеланием. Закончив обучение в ДСШ, мы получили свидетельство об окончании детской спортивной школы. А ещё каждой выпускнице были вручены документы: «Судья по спорту» и «Инструктор-общественник». Нам объяснили, что, имея такие документы, каждая из нас может работать в области спорта. Но, насколько я знаю, никто из наших девчонок предоставленной возможностью не воспользовался.

       Я бы, конечно, могла поступить в какой-нибудь институт физкультуры. Закончив его, и имея на руках документы, полученные после окончания ДСШ, я могла бы работать в области спорта в какой-нибудь спортивной организации или даже в Министерстве спорта, но не воспользовалась случаем, и думаю оттого, что новый тренер отбил желание выбрать своей профессией спорт, а именно мой любимый баскетбол.
                18.04.2024г.


Рецензии