Преемник Света Гуру Нанака
Жизнь текла своим чередом, пока семья не перебралась в Кадур. Здесь Лехна однажды ранним утром услышал, как его сосед, сикх по имени Бхаи Джодха, читал необыкновенные гимны – Джапджи и Аса ди Вар. Звуки этих слов коснулись его души, принеся неведомое прежде умиротворение. Заинтригованный, Лехна спросил Джодху, кто автор этих строк. Тот рассказал ему о Гуру Нанаке, живущем в Картарпуре.
Эта встреча со словом Гуру Нанака стала поворотным моментом. Желание увидеть этого учителя стало непреодолимым. Во время очередного паломничества в Джаваламукхи, Лехна сделал крюк, чтобы посетить Картарпур. Встреча с Гуру Нанаком потрясла его. Беседа об Истинном Создателе была настолько глубокой, что Лехна, не раздумывая, выбросил ритуальные колокольчики, которые вез для танца перед Дургой. Он обрел такое внутреннее спокойствие, что решил прервать паломничество и остаться рядом с Нанаком.
Годы служения Нанаку стали для Лехны временем глубокой трансформации и суровых испытаний. Он безропотно выполнял любую работу, демонстрируя абсолютное смирение и преданность, которые поражали даже самого Гуру. В то время как сыновья Нанака часто выказывали непослушание, Лехна стал воплощением идеального ученика.
И вот настал день, когда Гуру Нанак, видя в Лехне свое истинное духовное продолжение, совершил обряд передачи Учительства. На собрании сикхов он усадил Лехну на свой трон, положил перед ним пять монет (пайсов) и кокосовый орех, поклонился ему и дал новое имя – Ангад, что означает "часть моего тела", "моя собственная конечность." Бхаи Буддха, почтенный сикх, по указанию Нанака нанес на чело Ангада тилак – знак Гуру.
"Ангад получил тот же тилак, тот же балдахин над головой и был посажен на тот же самый честный трон... Печать перешла из руки Гуру Нанака в руку Гуру Ангада," – писал позже Бхаи Гурдас.
Став Гуру, Ангад, по наставлению Нанака, вернулся в Кадур. Но вместо того чтобы сразу принять бразды правления, он ушел в добровольное затворничество. Около шести месяцев он провел в уединенном помещении, запертом снаружи, погруженный в непрерывную медитацию, питаясь лишь кувшином молока в день. Сикхи искали его, не зная, где он. Лишь Бхаи Буддха, сконцентрировавшись мысленно, смог определить его местонахождение. Когда преданные ученики пришли к нему, Гуру Ангад вышел из затвора, заключил Бхаи Буддху в объятия и произнес слова, полные решимости:
"Отрубите голову, которая не клонится перед Господом,
Hанак, возьми и сожги никчемное тело, не чувствующее боли от разлуки".
С этого момента Гуру Ангад Дэв начал свое служение открыто. Его двор стал центром духовной жизни, где непрерывно звучали гимны и проповеди.
Однажды к нему прибыл свергнутый император Хумаюн, сын Бабура. Потерпев поражение от Шер Шаха, он искал благословения святого, чтобы вернуть себе трон. Гуру Ангад был погружен в транс, и на императора никто не обратил внимания. Оскорбленный Хумаюн в гневе схватился за меч. Но Гуру, выйдя из медитации, спокойно и строго спросил:
"Где был твой меч, когда ты столкнулся лицом к лицу с Шер Шахом?
Теперь же... ты, вместо того чтобы почтительно их приветствовать, хочешь поднять на них оружие".
Устыдившийся Хумаюн попросил прощения и помощи. Гуру предсказал ему временное изгнание и последующее возвращение власти, что и произошло впоследствии.
Одним из важнейших дел Гуру Ангада стала стандартизация и популяризация панджабского алфавита. Он усовершенствовал существующее письмо, придав ему четкую форму. Поскольку именно Гуру утвердил этот алфавит, он получил название "Гурмукхи" – "из уст Гуру". Это способствовало развитию языка и укреплению самосознания сикхской общины, дав ей свой собственный инструмент для записи священных текстов и знаний.
В годы его учительства произошла еще одна знаменательная встреча. Пожилой человек по имени Амар Дас, которому было уже за шестьдесят, всю жизнь был строгим вайшнавом и совершил более двадцати паломничеств к Гангу. Возвращаясь из очередного паломничества, он был глубоко уязвлен словами встреченного монаха, который отказался есть с ним, узнав, что у Амар Даса нет гуру ("нигура"). Эта встреча заставила Амар Даса горячо молиться о наставнике. Вскоре он услышал, как Биби Амро, дочь Гуру Ангада, вышедшая замуж за его племянника, пела гимн Гуру Нанака. Звуки Гурбани вновь, как когда-то с самим Ангадом (тогда Лехной), произвели на Амар Даса неизгладимое впечатление. Он попросил Биби Амро отвести его к ее отцу.
Встретившись с Гуру Ангадом, Амар Дас был настолько покорен, что упал к его ногам, отказавшись от почестей, положенных ему как старшему родственнику. Он остался в Кадуре, чтобы служить Гуру. Его преданность была безграничной. Он преодолел свои старые верования, даже касающиеся пищи, поняв, что истинная чистота не во внешних запретах, а во внутреннем состоянии – отказе "от чужого богатства, чужих жен, злословия, зависти, алчности и гордости".
Гуру Ангад поручил Амар Дасу основать город Гоиндвал на берегу реки Биас. Амар Дас поселился там, но каждый день, до глубокой старости, проделывал путь в несколько миль до Кадура и обратно. Ранним утром он шел к реке Биас за водой для омовения Гуру, читал по дороге Джапджи, присутствовал на утренней службе, затем носил воду для общей кухни, мыл посуду, собирал дрова, слушал наставления, участвовал в вечерней службе, и лишь затем возвращался в Гоиндвал.
Однажды зимней ночью, в непогоду, неся воду, уже 73-летний Амар Дас споткнулся о колышек ткача и упал. Жена ткача, услышав шум, пренебрежительно бросила: "Должно быть, это тот бездомный Амру, которому нет покоя". Гуру Ангад, услышав это и зная о случившемся, был глубоко тронут преданностью старика. Он обнял Амар Даса и провозгласил: "Мой Амар Дас будет домом для бездомного, честью для обесчещенного, силой для бессильного...".
Вскоре после этого, в 1552 году, Гуру Ангад Дэв, следуя примеру своего Учителя, передал Гуру Гадди (трон Учительства) Амар Дасу, самому достойному ученику, вновь показав, что духовное преемство основано не на кровном родстве, а на преданности, служении и духовной зрелости. 29 марта 1552 года Гуру Ангад Дэв покинул этот мир, оставив после себя упорядоченный алфавит Гурмукхи, растущую общину и преемника, готового продолжить несение Света Гуру Нанака.
Свидетельство о публикации №225042500557