Путь Гуру Амар Даса
Однако путь третьего Гуру начался с испытаний. Сын Гуру Ангада, Дату, считая себя законным наследником, не смирился с выбором отца. Подстрекаемый теми, кому не нравилось равенство, проповедуемое Гуру, Дату явился в Гоиндвал, где Амар Дас давал наставления общине. В гневе он ворвался на собрание, грубо столкнул пожилого Гуру с трона и сам воссел на него, провозгласив себя новым Учителем.
Ответ Гуру Амар Даса поразил всех присутствующих. Поднявшись с пола, он с невероятным смирением обратился к Дату:
"Прости меня, господин, ты мог поранить свои нежные стопы о мои твердые кости."
С этими словами он молча покинул Гоиндвал и уехал в родную Басарку, где уединился в маленьком домике, скрыв свое местонахождение.
Дату остался на троне, но сикхи не приняли его. Паломники, узнав об оскорблении, нанесенном истинному Гуру, покидали Гоиндвал. Оставшись без последователей, Дату вскоре решил вернуться в Кадур, погрузив на верблюда собранные подношения. Но по дороге на него напали разбойники, отобрали все, а один из них ударил Дату по той самой ноге, которой он толкнул Гуру. Нога распухла и долго мучила его болью.
Тем временем сикхи были в растерянности без своего Учителя. Под предводительством Бхаи Буддхи они молились и искали его. Наконец, они решили довериться лошади Гуру. Выпустив ее, они последовали за ней. Лошадь привела их прямо к уединенному домику в Басарке. На двери висела надпись: "Всякий, кто бы ни открыл эту дверь, больше не мой сикх, и я ему не Гуру." Не смея нарушить запрет, сикхи проделали отверстие в стене и стали умолять Гуру вернуться. Тронутый их любовью и преданностью, Гуру Амар Дас вышел к ним и вернулся в Гоиндвал, где его встретили всеобщим ликованием.
Гуру Амар Дас продолжил дело своих предшественников. Он укрепил институт "Гуру ка Лангар" – бесплатной столовой, сделав ее неотъемлемой частью жизни общины. Он постановил, что никто, будь то раджа или простолюдин, брахман или шудра, не получит его аудиенции, пока не разделит трапезу с остальными, сидя в одном ряду. Этим он решительно ломал кастовые барьеры. Даже могущественный император Акбар, прибыв навестить Гуру, смиренно сел в Лангаре и поел вместе со всеми, прежде чем был допущен к Учителю. Впечатленный увиденным и тем, как много людей находят приют и пищу у Гуру, Акбар предложил ему дар – земли для поддержания Лангара. Гуру вежливо отказался принять дар для себя, но принял его для своей дочери, Биби Бхани. На этих землях впоследствии был основан город Амритсар.
Строгие правила Лангара стали испытанием для многих. Так, прославленный пандит Маи Дас, строгий вайшнав, не мог заставить себя есть пищу, приготовленную не им самим. Ему было отказано в аудиенции. Уйдя в другое место, он попал в беду и, по преданию, услышал голос, велевший ему вернуться и сначала подчиниться правилам Гуру. Маи Дас вернулся, поел в Лангаре, был принят Гуру и стал одним из его преданных учеников и влиятельных проповедников (манджи).
Недовольные разрушением кастовых устоев брахманы и кшатрии написали жалобу императору Акбару, обвиняя Гуру в подрыве индуизма. Акбар вызвал представителя Гуру для объяснений. Гуру Амар Дас послал своего зятя, Джетху (будущего Гуру Рам Даса), сказав ему: "Ты — мой образ и подобие... Никого не бойся и дай достойный ответ." Джетха блестяще справился с задачей, и Акбар, удовлетворенный его ответами, отклонил жалобу.
Важным шагом Гуру Амар Даса стала решительная борьба с жестоким обычаем сати – самосожжением вдов на погребальном костре мужа. Он провозгласил:
"Сати — это не те жены, которые сгорают вместе со своими мужьями.
О Hанак, истинные сати — те, для кого страдания разлуки преходящи...
те, кто живет умиротворенно, украсив себя добрыми делами..."
Он активно выступал за повышение статуса женщин в обществе и поддерживал повторное замужество вдов.
Для организации растущей общины Гуру Амар Дас создал систему "манджи" – 22 епархии, возглавляемые преданными сикхами, которые проповедовали учение и собирали подношения. Параллельно была создана система "пири", где женщины-проповедницы несли учение Гуру другим женщинам.
При Гуру Амар Дасе было завершено строительство знаменитого "баоли" в Гоиндвале – колодца с 84 ступенями, спуск по которым с чтением священного гимна Джапджи, по вере сикхов, освобождает от цикла перерождений. Строительство было сопряжено с трудностями. Когда наткнулись на скалу, преградившую путь к воде, понадобился смельчак, чтобы пробить ее, рискуя утонуть в хлынувшем потоке. Вызвался Манак Чанд, родственник Гуру. Он справился с задачей, но вода поглотила его. Однако по милости Гуру его вынесло на поверхность живым. С тех пор его прозвали "Мардживра" – "оживший после смерти".
Именно во время строительства баоли Гуру заметил молодого Джетху, будущего Гуру Рам Даса, который самоотверженно трудился наравне со всеми. Гуру выдал за него свою младшую дочь, Биби Бхани.
Подошло время выбирать преемника. Гуру подверг испытанию обоих зятьев – Раму и Джетху. Он велел им построить по платформе у баоли (ступенчатый колодец). Платформу Рамы Гуру забраковал. После нескольких переделок Рама отказался продолжать. Платформу Джетхи Гуру также велел переделывать снова и снова. Семь раз Джетха смиренно ломал и строил заново. На седьмой раз он упал к ногам Гуру со словами: "Я глупец и ничего не понимаю... благословите меня мудростью, чтобы я смог возвести такую платформу, которая вам бы понравилась." Гуру обнял его и предсказал, что его потомки будут сидеть на троне Гуру семь поколений.
Преданность Биби Бхани также сыграла свою роль. Однажды, когда Гуру был в медитации, она заметила, что ножка его ложа подломилась. Боясь потревожить отца, она подставила под ложе свою руку и держала его, пока из руки не потекла кровь. Тронутый ее самопожертвованием, Гуру предложил ей просить о чем угодно. Биби Бхани попросила, чтобы Учительство осталось в ее семье. Гуру исполнил ее желание, предупредив о грядущих трудностях.
В 1574 году Гуру Амар Дас официально передал Учительство Джетхе, дав ему имя Гуру Рам Дас. Вскоре после этого, 1 сентября 1574 года, в возрасте 95 лет, Гуру Амар Дас покинул этот мир, наказав своим последователям не печалиться, а петь хвалу Господу и принимать Его Волю. Он оставил после себя процветающую, организованную общину, важные социальные реформы и достойного преемника.
Свидетельство о публикации №225042500628