Прогулка по Русскому музею
В Высочайшем указе во всеуслышание прозвучало с высоты Престола царское слово: «Да послужит учреждаемое хранилище живым воспоминанием царственных забот Того, Кто так горячо любил родину и посвятил свою жизнь на служение ей».
Положение о музее было утверждено указом Николая II от 14 (26) февраля 1897 года.
До основания Русского музея Императора Александра III русская живопись не имела родного приюта, «дома», где всякий интересующийся ею и ее судьбами мог бы ознакомиться с нею всесторонне. В Москве просвещенная и великодушная семья Третьяковых собрала драгоценную коллекцию русских картин, составляющую в настоящее время достояние нашей первопрестольной столицы. Это единственное в своем роде собрание страдало лишь одним недостатком - некоторой «хронологической» односторонностью. В галерее были преимущественно собраны картины, относящиеся к одному, сравнительно непродолжительному и блестящему, периоду русского искусства, главным образом к 70-м и частью к 80-м годам XIX столетия.
Интереснейшую «Прогулку по Русскому музею» образца 1900 года подарил нам А.В. Половцев в одноименной книге.
Когда в 1819 году Император Александр I решил построить дворец для Великого Князя Михаила Павловича, то он не только поручил постройку К.И. Росси, но и предоставил, ему выбор места для возведения здания. Росси, со свойственным ему тактом, выбрал местность неподалеку от двух дворцов, старого Михайловского (ныне Инженерный замок) и Аничкова, но в то же время и в стороне от главных улиц, в таком месте, где бы ничто не могло помешать полету его фантазии, которая спустя шесть лет, к осени 1825 года, явила на прежнем пустыре громадный дворец. Одним фасадом, с рядом колоссальных коринфских колонн, и гранитной лестницей, он выходил, на большой сад, к Царицыну Лугу, другим величественным фасадом с такими же колоннами был обращен к площади. Два обширных крыла из павильонов с дорическими колоннами обнимали просторный двор, отделявшийся от площади чугунною решеткой. Наконец, вновь проложенная улица открывала вид на дворец с Невского проспекта. Внутренняя отделка Михайловского дворца, построенного в строгом стиле Empire, господствовавшем во Франции во времена первой империи, при Наполеоне I, отвечала вполне величественной внешности и возбуждала удивление горожан и иностранцев. Но... Прошло семь десятилетий. Червь времени подточил чудное и величественное создание гениального Росси: деревянные стропила сгнили, некоторые потолки грозили падением, крыша поржавела, комнаты, поражавшие прежде великолепием, представлялись жалкими развалинами с провалившимися полами и облупившимися, отбитыми орнаментами. В таком виде дворец был продан в казну в 1895 году.
Несмотря на жалкое состояние здания, каменный остов дворца представлял настоящую драгоценность. Люди, умеющие ценить великие создания минувшего, были чрезвычайно обрадованы, узнав о Высочайшем повелении превратить здание бывшего Михайловского дворца в Русский музей имени Императора Александра III.
Это превращение произошло благодаря стараниям молодого талантливого художника Василия Федоровича Свиньина, архитектора при Академии, которому и была поручена труднейшая задача. Специально образованная строительная комиссия существовала, но вся тяжесть ответственности падала, безусловно на архитектора, который справился с этой задачей блестяще, приведя в достойное состояние 37 залов музея, что обошлось казне всего в пятьсот сорок тысяч рублей!
Вход в музей со стороны большого двора, на котором разбит цветник, по-прежнему, как и 200 лет назад, охраняют два громадных молчаливых добродушных льва, на пьедесталах которых имеется надпись: «Изделие С.-Петербургскаго К. I. Завода 1824 года».
#Русскиймузей #Петербург #Росси #Свиньин
[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
Свидетельство о публикации №225042500791