Десять тысяч шагов для жизни

     Ему исполнилось 78 лет. Вчера был день рождения, которому он был не рад. Ему уже давно не нравились его дни рождения. Иногда ему казалось, что кто - то там, наверху, включил таймер его жизни, но при этом не указал время его остановки. Он просто жил. Жил уже скучно и однообразно. Каждый день был похож на предыдущий, только за окном менялась погода и время года. Он так жил с момента похорон жены.
     Раз в два дня ходил в магазин, варил что-нибудь поесть и на два дня садился на диван или в кресло и просто думал. О чём? Да обо всём сразу и ни о чём конкретно. Мысли сбивались в кучу, он засыпал. Проснувшись, снова думал, снова ни о чём. Не было интереса ни к чему. Вообще ни к чему.
      Он перестал читать книги, потому что стал замечать, что, прочитав страницу, он не помнил текст, мысли в это время были не здесь. Но и о чём в это время он думал, он не смог бы рассказать. Он включал телевизор, но его не интересовали сериалы, да и новости тоже, просто создавался обман. Обман, что он не один в квартире. Можно наверно было бы найти собеседника для разговоров, но и это ему не хотелось.
     Выслушивать чужие проблемы он не хотел, свои проблемы не хотел никому говорить. Да и какие у него сейчас проблемы? Приводя машинально себя в порядок в ванной, он понимал, что нельзя превращаться в бомжеватого старика, приборка в квартире помогала занять себя в течении дня. Стирать и приготовить еду он давно умел и это не занимало много времени.
     Но вот пустоту в душе никак не заполнить. Было такое ощущение, что вырвали из груди что-то важное в человеке, без которого жить можно, но бессмысленно.
     Однажды он вышел на балкон. Открыл настежь окно и посмотрел вниз. Он редко глядел вниз, там люди ему казались муравьями с высоты 9 этажа. Двор выглядел словно гигантский людской муравейник, где сновали люди, бегали собаки, ездили машины, недалеко были трамвайные пути, где проезжали трамваи.
     "А может прекратить эту тупую жизнь? "- пришло ему в голову. - " Встать на табурет и просто шагнуть в вечность. Это так просто. И обузой не быть никому. "Он принёс табурет и снова поглядел вниз. Жизнь внизу шла своим чередом. Он просто представил, как он упадёт на землю, переломает себе всё, как будет лежать в крови, не в силах встать.
     " Нет, не буду. Самоубийц не любят. Да и неизвестно, как будет дальше. А если не разобьюсь, то как раз и стану обузой кому-то." Он отнёс табурет обратно и закрыл окно.
     Сегодня было воскресенье. Должен был приехать сын или сноха с продуктами на неделю. Старик постоянно твердил, что ему ничего не нужно, а что нужно он и сам купит. Сын и сноха были непреклонны.
     Они выгружали испортившиеся за неделю продукты из холодильника, заполняли полки новыми, попутно выговаривая старику, что так нельзя жить. Что нужно найти себя, и продолжать жить дальше, что жизнь продолжается. Что если он хочет, то может завести себе собаку или кошку. Или в интернете на сайте знакомств может даже найти себе женщину, пусть даже просто для переписки, чтобы не было скучно.
     Животных он не хотел, у него была аллергия на шерсть животных. Общаться в интернете тоже не было желания. Он просто кивал головой, вроде как соглашаясь.

     В дверь позвонили. Старик пошёл открывать.
     - Здравствуй, отец. - поздоровался сын, входя в квартиру.
     - Здравствуй, Олег, как дела, как здоровье? - старик закрыл за ним дверь.
     - Нормально, я тут тебе кое чего привёз поесть. - сын пронёс пакеты с продуктами на кухню и открыв дверь холодильника, стал выгружать в него продукты. - Тут мы тебе собрали кое-что.
     -Спасибо, у меня ещё с прошлого твоего приезда осталось. Зря суетитесь. С голоду я не помираю. Просто аппетита нет. Энергию то некуда расходовать, вот и ем мало. - Старик сел на табурет возле стола. Закрыв холодильник, сын сел напротив отца на стул.
     -Может чай попьём, Олег? Я вот недавно заварил новый, с мятой, как ты любишь - старик включил электрочайник.
     - Отец, у меня к тебе разговор есть. - Проговорил Олег, пальцем чертя узор по скатерти на столе.
     -И какой же?
     - Давай в больницу съездим, покажу тебя врачам, может полечиться тебе нужно. Что-то ты худой стал и вид не очень.
     -Всё у меня нормально, Олег, всё пока нормально. Это просто старость пришла. И одиночество. - Старик отвернул голову к окну.
     -Ну вот давай и проверимся. Что, тебе трудно что ли?
     -Не трудно. Просто лишние хлопоты.
     -Ну вот давай на следующей неделе и займёмся, хорошо?
     -Хорошо. Ты чай то будешь? - Старик повернулся к Олегу.
     -Ты извини, отец, дел по горло, я поеду.
     - Да всё нормально, я всё понимаю.
Сын поднялся и пошёл к двери. Старик пошёл проводить.
     -Так не забудь, на следующей неделе. - Олег вышел в коридор.
     -С памятью у меня пока порядок.

     Терапевт посмотрел на Олега.
     - Вы знаете, я ничего не могу найти. У вашего отца вполне нормальные анализы. У него даже давление отличное, что большая редкость в его возрасте.
     - Но он потерял интерес к жизни после похорон моей мамы, его жены. Ему абсолютно всё равно, что происходит в жизни. Он словно ушёл в себя. Как-то же нужно это лечить. Он просто никуда не выходит кроме магазина. Просто сидит или лежит дома.
     - А вот это плохо. Ему нужно двигаться. Иначе организм обленится и всё, нужно обязательно ему ходить как минимум десять тысяч шагов в день. Прогулки по свежему воздуху очень полезны. Попробуйте предложить ему ежедневные прогулки каждый день по определённому маршруту. Вот до какого - то места и обратно. Пусть там будет чуть меньше десяти тысяч шагов, но каждый день. Иначе он так на диване и останется. - Терапевт постучал пальцами кисти по столу. - И вот ещё. Если ваш отец будет каждый день ходить по одному и тому же маршруту, то он будет встречаться с людьми, прохожими, соседями, продавцами в магазинах. Кто знает, может это будет толчком к его возвращению к жизни.
     - Спасибо, доктор. - Олег встал и протянул руку терапевту.
     - Да пока не за что, в общем, пробуйте. - терапевт пожал ему руку.
Олег вышел из кабинета.

     -Папа, мы решили забрать тебя к себе, хотя бы на лето. - сказал Олег.
     -И что я у вас там буду делать? - отец посмотрел в глаза Олегу.
     - Врач сказал, что тебе для здоровья нужно делать как минимум десять тысяч шагов каждый день. Иначе могут ноги перестать слушаться. Да и воздух у нас получше, мы же давно вас с мамой звали, а вы всё отказывались, мол обузой быть не хотите пока за собой можете ухаживать. Может теперь поедешь. - Олег стал прохаживаться по комнате. - Квартиру продавать не будем, когда захочешь - вернёшься. У нас прогуливаться хорошо. Машин сильно нет, иди не спеша. Да и красота кругом. Вот хоть лето для начала у нас поживи. Сейчас жара начнётся, что ты будешь в этой душной клетке делать? - Олег остановился и взглянул на отца.
     -Да то же, что и раньше, как-то же жару переживал столько лет. - отозвался старик. - Ладно, я подумаю. Можно?
     -Надумывай быстрее, отец. Ладно, я пошёл. Дверь закрой за мной.
     -Хорошо. Надумаю - позвоню.
     Старик закрыл за сыном дверь, прошёл на кухню и включил электрочайник. Достал чашку, налил заварку и достал мёд. Он так и не привык пить чай с сахаром. Всегда только с мёдом или просто чай. Так и аромат чая сохраняется, и мёда. Чайник закипел и отключился. Старик не спеша налил кипяток в чашку, сел на табурет и принялся пить глотками чай, обдумывая сказанное. Может сын и прав. Столько лет он звал их жить вместе, а они отнекивались. Приезжали на пару дней, и уезжали обратно домой. "Не нужно никого стеснять пока есть своё жильё," - любила говорить жена. Стеснять.
     А ведь прав сын. Здесь от тоски можно умереть, мысли всякие лезут дурные. Вон недавно хотел с балкона вылететь. Тоже нашёлся Икар на пенсии. Старик хмыкнул. Ладно. Попробуем пожить у сына. В крайнем случае вернуться можно всегда. Что он там про шаги говорил? Десять тысяч? Это сколько же получается, пять километров? Здесь это сложно. Магазины на первом этаже. А на скамейках то собачницы, то кошатницы, то сплетницы.
     Всякие разговоры на ненужные темы, всякие расспросы про жизнь. И так, каждый раз, когда в магазин идёшь, знакомые при встрече то пожалеют, то познакомить предлагают с кем-нибудь. Нет уж. Кукиш вам. Старик снова хмыкнул и, повернувшись, взял телефон с подоконника. Решено. Поеду.

     Сразу по приезду в посёлок сын сообщил, что в общем маршрут то он уже проложил, вот от ворот дома до местного магазина он насчитал 5 тысяч шагов, значит и обратно будет столько же.
     - Ты свои считал шаги или мои? - хмыкнул старик.
     -Старался твоими считать - съязвил сын.
     -Ну хорошо, а когда ходить то?
     - Начинать можешь хоть сейчас, хоть завтра, в любое время дня. Дошёл до магазина, купил хлеб и домой не спеша вернёшься. Главное каждый день и не спеши.
     - И не сутулься, ещё добавь. -Старик снова хмыкнул.
     -Ой, да ну тебя, всё юморишь. Будешь ходить вот этой дорогой. Здесь машин мало ездит. Здесь в основном пенсионеры живут. Глядишь, может и познакомишься с кем-нибудь. Может и женишься - пошутил сын, озорно глянув на отца.
     -Мне только вот женитьбы и не хватает - буркнул старик и вспомнил, как его однажды сын со снохой попытались познакомить с женщиной.      
     Сын и сноха пришли в гости с женщиной лет 65, принесли торт. Сначала они сидели на кухне и пили чай с этим тортом. Познакомили его с этой женщиной. Он не помнит уже её имя, ни к чему ему это. Затем сын со снохой засобирались домой, мол дел по горло. Старик пошёл проводить их до двери.
     - А с этой женщиной можете поговорить о жизни, потом, если будет желание, то проводить можете - заявила сноха. Сын со снохой ушли. Старик закрыл за ними дверь и вернулся на кухню. Женщина допила чай и взглянула на старика.
     - А можно посмотреть, куда ваши окна выходят?
     - Да пожалуйста, только там вид обыкновенный.
     - И всё же я гляну - женщина вышла в коридор.
     Старик промолчал, собрал посуду в раковину, включил воду и начал мыть посуду. " Странноватая женщина " - подумал он. Вымыв посуду, он протер её салфеткой и сложил в шкаф над мойкой. Вошла женщина, присела на табурет возле стола.
     -Вы правы, вид обыкновенный, я во все окна посмотрела. Посмотрела, как вы тут живёте. Вы знаете, для одинокого мужчины даже вполне. Везде чисто, прибрано и заправлено. Надеюсь, что не к моему приходу готовились?
     - Всегда так делаю. Приучен так поступать.
     - Прежней женой? - она кокетливо улыбнулась.
     - Жизнь приучила - буркнул старик.
     - А квартира у вас в собственности или как, если не секрет?
     - А какой секрет, в собственности - старик недоумевал. - А к чему эти расспросы?
     -Просто хочу сразу всё выяснить, чтобы потом сюрпризов не было. Вот сейчас для меня всё понятно, меня всё устраивает. Только одно бы условие оформить.
     -Какое ещё условие? - старик потихоньку начинал сердиться.
     - Ну как сказать. Понимаете, мы уже не молоды, мало ли что может с нами случиться. Вот если бы вы подписали мне квартиру, то всё было бы в порядке. После вашей смерти. Чтобы никакой волокиты не было. – Женщина слегка побарабанила пальцами по столешнице.
     - А вы значит бессмертная получается? - старик усмехнулся. - А вы хорошо мою квартиру осмотрели? Давайте-ка я вам сам экскурсию устрою - старик обошёл женщину, взял её за руку и повёл в коридор.
     - Моя прихожая, - он обвёл рукой вокруг - ваша обувь, - он показал на её туфли. - Моя дверь, - он открыл дверь. - А вот подъезд, куда вы сейчас же отправляетесь - он шутливо протянул руку в сторону открытой двери. Женщина торопливо обулась и выскочила на площадку.
     -Прощайте - сказал вслед старик и закрыл дверь.
Ни сын, ни сноха, ни он сам, больше не говорили про "сватовство" ни слова. Словно и не было ничего.
 
     Вот и началась "спортивная" жизнь старика. Каждое утро он не спеша шёл в магазин, покупал хлеб или пакет молока и возвращался домой. Так продолжалось каждый день. Старику начали нравиться эти неспешные прогулки. Да и дни пока стояли солнечные. Утрами было прохладно. Он старался именно утрами ходить, часов в 10. Жар ещё не становился сильным в это время. В пути он здоровался со встречными, или со стоящими у забора со стороны огорода соседями. В разговоры не вступал. Так прошла неделя.
     Этот день ничем не отличался от предыдущих. Старик прошёл до магазина, но по пути никто не встретился. Подойдя к магазину, он встретился с соседкой. Столкнулся в дверях. Поздоровался с ней и вошёл в магазин. В магазине прошёл в хлебный отдел, купил хлеб и пошёл к выходу.
     Выйдя из магазина, старик увидел девочку лет 12. Она расстелила скатерть и выложила на неё детские игрушки. Старик подошёл к девочке.
     - Продаёте игрушки, мадмуазель?
     - Я не мадмуазель, я Таня. А игрушки я не продаю. Просто так отдаю. Я уже выросла, а игрушки в ящике лежали, может кому-то и пригодятся. Возьмите хоть одну, пожалуйста. Выбрасывать их мне жалко.
     -Да куда мне сейчас игрушки то? Я уж тем более вырос. Хотя, что это за штука там лежит у тебя рядом с зайцем? - старик указал пальцем.
     - Да это калейдоскоп. Хорошая игрушка. Можно в любом возрасте играть. Вернее, не играть, а смотреть в трубу, - девочка протянула старику калейдоскоп. - Вы поглядите, там узоры разные складываются и раскладываются. И никогда не повторяются. Берите, дедушка.
Старик взял в руку калейдоскоп и поднёс к глазу.
     - Ой, дедушка, вы неправильно на свет смотрите, с этой стороны ничего не будет видно, вы его разверните, там маленькая дырочка есть, вот туда и смотреть нужно, и крутить медленно, тогда там всё станет красиво и узоры станут меняться.
     - Хорошо. - Старик повернул трубку и взглянул с другой стороны. Ему было стыдно, что он забыл очки дома, и так опростоволосился перед Таней. Действительно, стоило крутнуть, узор менялся.
     Память услужливо напомнила ему о такой же игрушке, подаренной на день рождения. Тогда ему было 10 лет. Словно это было вчера, старик вспомнил подробности того дня.

     В тот день на столе был красивый торт с десятью свечками. Он задул свечки, и сам разрезал его по количеству гостей. Затем все веселились, играли в прятки, лото. Вечером пришёл с работы дед и принёс свой подарок. Это была трубка. С одной стороны было мутное стекло, с другой был кружок на стекле.
     -Принимай в подарок калейдоскоп, Саня. Посмотри в светлый угол и чуть поворачивай. Только не спеши крутить. - Саня приложил трубку к глазу и взглянул внутрь.
Там был узор, похожий на цветок. Саня немного повернул, узор превратился в другой, он снова повернул, вновь новый узор. Саня вращал трубку, а узоры сменяли друг друга.
     -Ну как подарок, Саня?
     -Здорово, красиво то как.  Деда, а хочешь взглянуть?
     -Давай, посмотрю.
     Вместе с дедом они долго по очереди крутили трубку. Узоры не повторялись. Сане этот подарок казался самым лучшим, ему казалось, что дед подарил ему волшебную трубу.
     Саня дня три не расставался с калейдоскопом. Он любил играть в дальнем углу огорода, где они с дедом построили игровой корабль. На этом корабле он, как настоящий капитан, находился на мостике и осматривал все стороны в калейдоскоп. Сане казалось, что он плывёт на корабле в сказочную страну, где всё так ярко и красиво. Он там, на мостике и оставлял фуражку с якорем и калейдоскоп.
     Однажды утром он прибежал к своему кораблю. Ночью был сильный дождь, он вымочил всё вокруг. Фуражка была мокрая от воды, а калейдоскоп как то размяк, и когда Саня взял его в руку, то он смялся в руке. Саня просто опешил. Ещё вчера калейдоскоп был твёрдый, что могло с ним случиться? Калейдоскоп выпал с тихим стуком и развалился на части. Саня попытался собрать в кучку все части. Там оказались два стекла, три полоски зеркала и несколько цветных стёкол. Зажав это всё в руках, Саня побежал в дом. Слёзы навернулись ему на глаза.
     -Деда, калейдоскоп испортился - сквозь слёзы крикнул Саня.
Прибежал дед, увидел плачущего внука.
     - Да уж, беда, Саня. Но ты не переживай. Я тебе другой куплю, такой же, - дед прижал к себе внука, приобнял за плечи. - Ты не порезался?
     -Нет, не порезался. Я не хочу другой, я с этим ещё не наигрался -всхлипывал Саня.
     -С этим уже ничего не сделать. Ты сам виноват. Зачем на улице его оставил?
     -Да я же не знал, что он испортится. Он был как железный, как бинокль у тебя.
     - Нет, он картонный, ну такой, бумажный, просто плотно скатанный. А дождь прошёл, его намочил, и он от воды расклеился. Ну ничего. Другой купим, ты уж не бросай его на улице. - Дед успокаивал внука. - Да. Всего три зеркала и несколько цветных стёкол, а какая красота получается. И радость людям несёт.

     -Дедушка, а дедушка. Вы меня слышите?
До старика донёсся голос девочки. Старик вернулся в реальность.
     - Слышу, Танюша. Ты подожди маленько, я сейчас, - старик направился ко входу в магазин. Войдя в магазин, он обратился к девушке, которая раскладывала товар на полке.
     - Вы не поможете мне выбрать хороший шоколад, для девочки?
     -Для внучки что ли?
     -Можно и так, да, для внучки.
     - Да вот хотя бы этот, с орехами и миндалём, вкусный. - Девушка протянула ему шоколад. -Не дорого будет?
     -Нет не дорого, спасибо. - Старик прошёл к кассе и рассчитался. Выйдя из магазина, он подошёл к Тане. Девочка уже всё разложила и сидела на маленьком складном стуле.
     - Вот тебе от меня шоколад, говорят что вкусный очень. -Старик протянул девочке шоколад.
     -Спасибо, а за что? Я ничего не сделала такого, а калейдоскоп я бесплатно вам отдала.
     - Есть за что. За то, что открыла мне на секунду дверь в детство, за то, что показала с какой стороны нужно на мир смотреть. Да много чего за что. Держи - он вложил ей в руку шоколад. - Спасибо тебе, Танюша.
     Старик повернулся и пошёл к дому. Ему оставалось пройти ещё пять тысяч шагов в обратную сторону. Старик медленно шёл, что-то насвистывая, опираясь правой рукой на трость, а в левой держа калейдоскоп и пакет с хлебом. Завтра он снова пойдёт в магазин за хлебом. Он снова сделает десять тысяч шагов. Для здоровья. Для жизни.
1 октября 2024


Рецензии