О фильме Бункер
Одной из преданных фанаток Адольфа Гитлера являлась 22-летняя Траудль Юнге. Она несказанно обрадовалась, когда прошла кастинг и стала личным секретарём фюрера. Тот факт, что девушка из Мюнхена, - умилил нацистского вождя. Ведь здесь, в столице Баварии, он пытался совершить государственный переворот ещё в 1923 году. Правда, «пивной путч» не удался, зачинщик был ранен, отправлен в недолгое заключение, зато уже на другой день о Гитлере писали все газеты.
Сценарий фильма написан на основе личных воспоминаний Траудль Юнге (актриса Александра Мария Лара) о трёх годах, проведённых в бункере.
В доверительной беседе с Евой Браун она делится своими впечатлениями о характере фюрера, о том, что он иногда бывает довольно мил, но тут же начинает говорить «страшные вещи». Фрау Браун признаётся, что, прожив годы с этим человеком, она практически о нём ничего не знает.
В начале фильма Гитлер заявляет о любви к немецкому народу, строит большие планы о будущем Германии, рассуждает о её духовности и великой культуре. Глядя на архитектурный макет с собором в центре, замечает: «У нас не должны быть только заводы и магазины…»
Но весна 1945 года меняет планы. Советские войска продвигаются стремительно. С танками, тяжёлой артиллерией. На экране – не кадры Сталинграда в руинах, не спалённые белорусские деревни, не разрушенные ленинградские мосты - рушится столица Германии.
Свистят снаряды. Краткие мгновения тишины – и вновь оглушительная стрельба. Дым. Грохот. Паника. Историческое падение Третьего рейха.
В бункере - агония: танец свинг, затеянный Евой Браун, полуголые фигуры танцующих, пьяные офицеры. «Нам ничего не осталось, только пить» - заявляет один из них. А другой в духе чёрного юмора объявляет Берлин «городом бывших домов» и добавляет с горькой усмешкой: «Здесь был дом и там был дом». Массовые самоубийства: вслед за фюрером в ход идут и ампулы с ядом, и выстрелы в висок. Жена главного нацистского идеолога, Магда Геббельс, преданная диктатору до последней минуты его жизни, осознав, что крах неизбежен, умерщвляет собственных детей.
Происходит не только крушение грандиозных планов диктатора, который, по его же словам, «в одиночку порвал всю Европу». В фильме показано моральное падение лидера нацистов. Да и было ли ему присуще что-то человеческое? Кричит, оскорбляет генералов и офицеров, обвиняет их в трусости и бездарности. На предложение эвакуировать гражданское население фюрер отвечает: «На такой войне не бывает гражданских лиц.» Он отдаёт приказ расстреливать за отход на Запад. А самым страшным грехом признаёт жалость к слабому.
«Великий» фюрер признаётся в своей жестокости, говорит о её необходимости, о том, что сопротивление других народов надо жестоко подавлять, подобно тому, как обезьяны всем стадом растаптывают чужаков.
Интересны кадры, где Гитлер благословляет на защиту Берлина подростков, вступивших в ряды нацистов. Во многих фильмах используется эта известная фотография последних дней Рейха, запечатлевшая историческое событие. Швейцарский актёр Бруно Ганц, мастерски сыгравший роль главного героя, представляет эту сцену «вживую»: убедительны и впечатляющи жесты, мимика, выражение лица, согбенная фигура. Без наигранности и фальши. Естественно-реалистично и без гротеска.
Среди критиков фильма есть и те, кто пишет о реабилитации нацизма, якобы о призыве простить тех, кто творил, не ведая, что. Это абсолютно не так. Само название фильма («Бункер» - в русской интерпретации), а в оригинале - «падение». Фильм о крахе фашизма и слепой веры в нацистские идеи. О падении тирана, возведённого в культ личности.
В истории правда часто выходит наружу гораздо позже, либо её намеренно искажают в угоду новой линии политических игр. Сегодня в мире есть тенденция возвеличивать личности, вошедшие в историю как тираны. Так, в странах, исторически связанных с Монгольской империей, муссируются дебаты о том, что на их земле родился великий Чингисхан, а нынешние жители – потомки могущественного завоевателя. Появилось множество публикаций, возвеличивающих личность и деяния тирана.
Для историков и психоаналитиков тираны всех времён представляют особый интерес. Эти исторические субъекты обладают неординарными способностями воздействовать на массы, но по своей сути они - особы демонического склада, наполненные антигуманной сущностью.
Фильм - о правде того страшного времени. О признании ошибок. О победе над Злом.
Картина основана на подтверждённых документальных фактах и воспоминаниях бывшей нацистки, личного секретаря фюрера. Она находилась в бункере до последних минут жизни поверженного кумира. Кумир богом не стал.
Свидетельство о публикации №225042500936
Нина Джос 26.04.2025 10:23 Заявить о нарушении
Немецкий кинематограф достоин внимания.
О Бункере - тоже разные мнения, хотя, на мной взгляд, там довольно однозначна позиция автора.
Всего доброго, Нина.
Людмила Куликова-Хынку 26.04.2025 20:13 Заявить о нарушении