Ковыль

       Хакасия.Степь.Ветер колышет травянистые волны.Ярко светит солнце.Кто то любит горы,кто то море,для кого то мечта-рыбалка на берегу реки,а я люблю степь.И нет для меня милее ее бескрайнего высокотравья.С детства я в степи.Здесь прошло мое счастливое,безвозвратное босоногое детство.Давно я уже не живу в степи, но она зовет меня к себе.
       Зима в молчаливой степи суровая.Морозный ветер сдувает в овраги снег,обнажает бурую землю,желтую траву.При температуре минус десять градусов в степи холоднее, чем при минус тридцати в затишье.Без полушубка, валенок,шапки и рукавиц в степи пропадешь запросто.Пронизывающий ветер продувает обычную городскую одежду насквозь.
       Но весна в степи прекрасна.Чернеет и тает снег,пробивается ярко-зеленая травка, земля покрывается бесконечным ковром цветов.Гудят трудолюбивые пчелы.В синем небе тянутся на север неровные клинья перелетных птиц.Природа оживает.А знойным летом степь-это безбрежное море ковыля.Редкие деревья, небольшие озера, полноводные реки.В дали синеют горы Саяны.Это степь.
       История, о которой я расскажу Вам,началась в предвоенном 1940 году.
       Жил- поживал в городке в хакасской степи парень по имени Иван. Жил как все,учился сначала в школе,потом в ремесленном училище,потом служил срочную в армии.Был Иван крепок телом,красив лицом.Многие девушки смотрели ему в след, провожали долгим взглядом.Но Иван сошелся в гражданском браке(такое иногда случалось и в то целомудренное время) сразу же после демобилизации с приезжей девушкой по имени Марья.А вскоре Марья поняла, что беременна, о чем сообщила Ивану.Надо бы в ЗАГС пойти,расписаться, предложила она.
       Но Иван влюбился в другую, влюбился с первого взгляда.Еще недавно,кажется, соплюха Дарья, как звали девушку,Дарья к своим 17 расцвела, заблагоухала.
       Дарья была полной противоположностью тихой, незаметной Марье.Бойкая, задорная Дарья знала себе цену.Она запросто могла отчитать любого парня за оплошность или неумелое ухаживание и все это сходило ей с рук.Гордые парни в ее присутствии становились послушными и необидчивыми.Дарья была центром внимания мужского сообщества, темой разговоров.Чернобровая, кареглазая, олицетворение южнорусской красоты,Дарья просто упивалась своим всевластием над парнями.И Иван потерял от любви голову.И как я раньше ее не встретил!
       Но что делать? Просто так расстаться с Марьей было невозможно из-за ее беременности.Любой суд признает Ивана отцом будущего ребенка.А женатые  и разведенные Дарью не интересовали.
       И Иван решил убить Марью, расчистить дорогу.
       Сначала Ивана удивился этой мысли,но потом свыкся с ней.Мысль стала навязчивой идеей.Идея стала целью.
       Но как это сделать? Человек не иголка.Все равно кто-то спохватится, с кем то она общается.Городок небольшой, все на виду.Не долго думал Иван и придумал.
       Стали Иван да Марья по вечерам, когда спадает полуденный зной, прогуливаться по степи.Марья с удовольствием соглашалась на эти прогулки.Она была молода, влюблена, счастлива новой для нее семейной жизнью. Марья смеялась, влюбленными глазами смотрела на Ивана.С детства безродная, детдомовская она всегда мечтала о своем доме, о счастливой семье.Иван казался ей самым красивым парнем на свете.Она ложилась спать с любимым мужем, в ее теле зародилась новая жизнь.Марья поняла, что забеременела, о чем сообщила Ивану. Она не догадывалась о его злом умысле.
       А Иван выжидал.В степи,в приметном месте припрятал лопату.Но удобный случай не представлялся.То знакомых по пути в степь встретят, то дождичек начнет капать, то духу не хватает.И наконец удобный случай представился.Никто не встретился им по дороге.Иван шел,сунув руки в карманы брюк.Марья срывала полевые цветы,складывала их в букет,щебетала.Возле одинокого дерева присели.Пора, решил Иван.
       Темнело, через час- полтора вообще наступит ночь.-Не пора ли домой,- спросила Марья.
       - Нет,-ответил Иван.Я пойду один,а ты останешься здесь.
       -Почему?-изумилась Марья.Почему,Ванечка я останусь здесь?
       -Потому, что я решил тебя убить.Прости,Маша.Я встретил другую и в нашей жизни ты лишняя.
       Не веря своим ушам Марья Марья широко открытыми глазами смотрела в глаза Ивану.Наконец смысл сказанного дошел до ее сознания. Мария испугалась не на шутку, но самообладания не теряла.
       -Вань, ты одумайся.Как это убью.За что.Другую нашел- так иди к ней.Ты же не на привязи.А так посадят тебя или вообще расстреляют.
       - А кто узнает? Нас никто не видел.Родни у тебя нет, свидетелей тоже нет.
       -Как это нет.Свидель есть.
       -Кто?- насторожился Иван.Кто свидетель?
       -Ковыль свидетель.Он расскажет.
       -Ну, раз ковыль свидетель, так это ладно.Иван вынул из кармана нож..
       Марья вскочила и бросилась бежать.Ужас сковывал ее тело,ноги подкашивались.Иван догнал Марью,схватил за рукав, развернул и изо всей силы ударил ножом в живот, потом еще раз, потом еще.
       -Ой, мама(она и не помнила свою мать).Марья вскрикнула,схватилась руками за живот, сделала несколько неверных шагов и мешком упала лицом в траву.
       С ужасом Иван смотрел на Марью.Смотрел. как стекленеют ее глаза, как вытягивается лицо, как сгорает в огне цветок.
       -Что я натворил!-мысленно ужаснулся Иван.Что я наделал.Ведь расстреляют за это!
       Но дело сделано, поезд ушел, убитую не воскресить.
       В ночной тишине,поминутно оглядываясь,Иван выкопал могилу,закопал труп, заровнял руками землю, забросал травой.Крадучись пришел домой.В печи сжег свою одежду, обувь.В печной огонь бросил окровавленный нож, лопату, сломанный черенок.
       Новые мысли роились в голове Ивана.-Дурак, какой я дурак.Все равно дознаются.Усилием воли утром, как ни в чем не бывало, Иван отправился в артель на работу. Любопытной соседке сказал, что Марья уехала к подруге в другой город.Но все уже было не так как прежде.Казалось ему, что люди по-особенному на него смотрят.
       Вечером Иван лег спать, потушил свет и видит Марью. Живая, она стоит рядом и молча смотрит на него. Иван вскочил,включил свет.Никого нет.Уснул со включенном светом.Так продолжалось несколько дней. Иван с трудом ходил, еле таскал ноги.
       Но шло время.За Иваном никто не приходил и Иван стал успокаиваться.
       Пришла зима, наступил новый 1941 год.В июне грянула война.Новые события вихрем закрутили людей и Марию стали потихоньку забывать. Осенью 1941 года забрали на фронт и Ивана.
       А летом 1945 года стали возвращаться домой фронтовики.Вернулся и Иван.Пришел повзрослевший, возмужавший,с орденами и медалями на груди.
       Еще во время войны черканул Иван письмецо Дарье.Письмо ни о чем.Так напоминание о себе.Гордая Дарья не ответила.
       Но шла война.Гибли на фронте мужики.Смерть косой выкашивала людей.И Дарья написала ответное письмо.Завязалась вялая переписка.
       Вернулся в конце 1945 домой Иван,увидел Дарью и обомлел.Какая красота цветет в захолустье!Не девчонка с острыми плечиками, а пышнотелая, созревшая красавица.Иван и Дарья расписались в загсе, сыграли скромную по нынешним временам свадьбу без шампанского и салатов, а с водкой "Московская",да с самогоном на второй день, с вареной картошкой, солеными огурцами,помидорами и грибами на закуску.И никто не ныл, не сетовал.Гости радовались,желали счастья молодым,детей побольше,пили,ели,лихо плясали, орали "горько!"
        Внимательно смотрела на Ивана Дарья.Да я его совсем не знаю.Когда-то самоуверенный, вальяжный сегодняшний Иван был задумчивый, немногословный.Облетела шелуха, видно насмотрелся в войну такого,о чем и вспоминать не хочется.Ничего, пройдет,-думала Дарья.Время лечит.
        Наступила весна 1946 года.Опять благоухала степь, опять выросла трава.Как прежде горячий степной ветер гнал волны ковыля,столбиками стояли на страже возле своих норок суслики,летали стрекозы, пели птицы.Все живое радо лету.Люди рады забытой мирной жизни.Не радуется только Иван.
       Стал Иван хиреть и чахнуть.Улыбка покинула и без того неулыбчивое его лицо.Иван постоянно думал о чем-то, отвечал невпопад.
       Дарья проснулась от чувства неясной тревоги.Пощупала в темноте холодную подушку Ивана, поднялась, включила свет.Увиденное неприятно поразило ее.
       Иван сидел на кровати со всклоченными волосами и отрешенно смотрел в пустоту.Дарье стало не по себе.
       -Вань,что с тобой? Приснилось плохое что ли?
       -Ковыль,ответил Иван.
       -Что ковыль,Ванечка,что ковыль?
       -Ковыль,повторил Иван.Ковыль в глаза лезет, колется.Днем ничего, а ночью,как спать лягу,глаза закрою, ковыль в глаза лезет,спать не дает.Измучался весь и конца этим мукам не видно.
       -Вань, может налить тебе?А утром к врачу сходим, он вылечит.Это нервы.Дарья со страхом смотрела на Ивана.С ума что ли сходит? Вот это номер!
       -Гад я,Даша,гад,взгляд Ивана стал осмысленным.Убил я сиротку, невинную душу сгубил.И духом слаб.Надо было застрелиться, или заявление написать.
       -Кого ты убил,Ваня.На войне что ли?Так это война.Успокойся.Все пройдет.Давай,я тебя приголублю.Иди ко мне,Ванечка.Ну что ты?
       -Машу я убил.Не уехала она.В земле лежит неподалеку, неприкаянная.
       -Какую Ма,-хотела спросить Дарья и осеклась.- Машу, жену свою что ли?.
       -Да, я ее убил, еще перед войной. Иван обхватил свою голову руками.
       Вдруг сложилась для Дарьи мозаика. Все прояснилось, встало на свои места.
       Через день в дом к Ивану пришли сотрудники милиции, забрали паспорт Ивана, приказали следовать с ними в отделение.
       Иван засобирался, сложил в саквояж вещи.Мелкая дрожь сотрясала его вдруг ставшее таким беззащитным тело.
       На допросах Иван ничего не скрывал. Он все рассказал, показал место захоронения, не читая подписывал протоколы.
       Весть о убийстве взволновала горожан.Зал суда во время заседания был забит до отказа, даже на площади возле почерневшего от времени здания суда толпились люди.Всякое было, но такое!
      -Приговорить подсудимого,ровным голосом зачитывал приговор председатель суда,-к двадцати годам лишения свободы с отбыванием...
       Иван взглядом отыскал в душном зале Дарью.Но упрека в его взгляде не было.
      
      
      
      
      

      
             


          


Рецензии