Любим. Помним. Гордимся
Мама, дорогая моя! Вот уже скоро 13 лет, как тебя нет с нами. Ты ушла от нас в мир иной, как говорят, в «лучший мир». Но ты бы никогда с этим не согласилась. Ты ведь так любила эту жизнь с её радостями и печалями, этот несовершенный мир с его проблемами.
Я вспоминаю, как азартно ты жила, как тебе всё было интересно, как ты любила учиться, узнавать, постигать новое. И даже когда бывало нелегко, ты умела радоваться мелочам и не ныть. Ты всегда была по духу боец. Может, потому и был твой путь таким долгим, что умела, сжав зубы, преодолевать трудности и смело идти вперёд. А ведь нелегко было… Одна война чего стоит!..
Я видела, каким строгим становилось твоё лицо, когда ты мне рассказывала о той войне, когда звучало по радио «Вставай, страна огромная», и как оно светлело с песней «День Победы».
Песни той, Отечественной, войны постоянно звучали в нашем доме. Я помню, как мы с тобой пели на два голоса. Ты – вторую партию вела, а я выводила своим детским голосом свою мелодию и затыкала уши, чтобы не сбиться. Особенно красиво у нас получались песни «Тёмная ночь», «В землянке» и «Ехал я из Берлина».
Ты мне рассказывала, как было трудно на войне. Особенно девушкам. Как гибли друзья-солдаты. Как ты ходила в разведку и брала с собой гранату на крайний случай: лучше взорвать себя, чем попасть в плен к фашистам. Ты вспоминала, как земля горела от снарядов и уши закладывало от грохота.
Я помню, ты смеялась, вспоминая, как во время артподготовки кричала «мама!», бежала и упала в окоп на кого-то. А потом оказалось, что это был генерал. Страшно было. Ведь девчонка совсем…
А уже после войны, когда мой папа громко чихнул: «А… а… апчхи!» – ты вдруг упала: отказали ноги. Тебе послышался взрыв снаряда…
Есть такое выражение «с молоком матери».
Так вот, я действительно впитала с молоком матери память о той, Великой Отечественной войне и гордость за нашу победу.
Благодаря тебе, я пропитана этой памятью и этой гордостью, мама.
В одном моём стихотворении есть такие строчки:
Мне говорят: «Войну пережила,
Земные подытожила дела.
Могла в бою уйти…» Но я-то знаю,
Ты выжила в жестокой той войне,
Чтоб дать мне жизнь, продолжиться во мне.
И ты жива во мне, моя родная.
У нас уже совсем другая жизнь, которую ты даже представить не могла.
Есть компьютеры и видеосвязь со всем миром по телефону, который носим в кармане… И снова идёт война. Теперь уже с Украиной. Могла ли ты такое представить в 2012 году? Могла бы поверить, что наши братья-украинцы будут нас называть «москалями», «ордой» и нас ненавидеть? Что фашизм возродится на земле, которую вы вместе с украинцами освобождали от нацистов. Что украинские фашисты станут ничуть не лучше немецких, а то ещё и похлеще?! Мы ведь на всех праздниках за столом пели украинские песни. Ты запевала (какой красивый и сильный, чистый голос был у тебя!) «Реве та стогне Дніпр широкий», «Рiдна мати моя, ты ночей не доспала», «Ніч яка місячна»…
А фильм «В бой идут одни старики» со «Смуглянкой»?..
Мы же все свои, родные!.. Как так вышло?..
Ох, горько, страшно. Брат на брата… Хорошо, что ты до этого не дожила!
Многое изменилось в жизни без тебя, дорогая. Но что не меняется в нашем народе – это память о тех, кто защищал нашу страну в те далёкие годы, и благодарность им. Тех, кто вернулся с той войны живым, почти совсем не осталось. А память о них и о павших в бою не умрёт. Она передаётся с кровью из поколения в поколение. Мы заражены, заряжены этой памятью на века. Мы уже на генном уровне народ-победитель.
Ты бы видела наш «Бессмертный полк»! 9 Мая мы –
дети, внуки и правнуки солдат-победителей – с портретами родных героев идём колоннами по миру. И нас – миллионы! Это – живая память. И я 9 Мая вольюсь в этот нескончаемый поток вместе с твоим правнуком Георгием. И он с гордостью будет нести твой портрет.
Интересная мысль пришла. Он с твоим портретом – Георгий-Победоносец! В нём – твоя кровь, родная. Значит, ты жива.
Любим. Помним. Гордимся.
Свидетельство о публикации №225042601088