Занавес, или цифровой театр абсурда

Не далее как вчера подруга прислала сообщение. Вернее — ссылку на видео. Тематика удивила: мошенничество в российских Telegram-каналах. Я было подумала — зачем ей это? Она давно не там. А потом перечитала сообщение, посмотрела — и... развеселилась. Не от радости, а от абсурдности. Из всех углов истории выглядывали фантастика, политика и паранойя. Настоящая драма, замешанная на страхе. Гремучая смесь для человека, знакомого с русской душой.

Говорила там крестница… ну, вы догадаетесь кого. Всё про Telegram. Мол, угроза, всё плохо, людей дурят. Но с тех пор, как я уехала, ни один знакомый за границей Telegram не использует. А в России, говорят, собираются его и вовсе закрыть. Вот такая ирония: что сперва вознесли до небес, теперь хотят запретить.

С 1 сентября 2026 года — если верить новостям — под блокировку могут попасть и Telegram, и WhatsApp, и всё, что «не своё». Взамен — родные аналоги. Переход на отечественное — теперь и в мессенджерах. И что бы вы думали? Telegram, как выяснилось, уходит из России добровольно. Закрывает лавочку. Говорит: "Хватит с меня."

Мне слово «закрыли» теперь слышится как театральное «занавес». Всё, представление окончено. Свет в зале гаснет. Голос режиссёра в темноте звучит лениво, с лёгкой усмешкой:"Пора расходиться, дамы и господа. Мы играли это для вас."

Ирония в том, что спектакль продолжается. Просто теперь сцена — цифровая. А актёры — мошенники.

Как раз об этом и написала подруга. Целая эпопея — с поддельными звонками, угрозами, легендами. Они мастерски притворяются техподдержкой или сотрудниками банка, умеют подделать голос, фото, лицо. Тебе звонит твоя дочь — плачет, просит выслать деньги. А на том конце провода… никто. Искусственный интеллект. Нейросеть. Маска.Особенно страшно в глубинке. Там люди запуганы. Верят, что звонит полиция или ФСБ. Боятся перечить. Особенно, если им объяснили, что «дело серьёзное», и «мы следим».

Меня успокаивает одно: доступ к деньгам мошенники всё ещё не имеют. Только к сознанию. А сознание — слабое место. Его легко напугать. Легко заставить забыть, как тебя зовут. И всё — ты перевёл.Легенды — на любой вкус. Вот, например, новая: «ваш Telegram используется в преступной схеме». Паника. Потом «помочь можем только мы». И начинается спектакль. На другом конце не мошенник, а режиссёр. Сценарист. Психолог. Играют на эмоциях — страх, вина, стыд. Великая тройка.А ведь это только первый акт.

Акт второй.

Америка. Там, откуда все эти технологии пришли. Голливуд — наблюдает  в сторонке. Здесь сценарии пишут гении с синдромом Аспергера. Умные, но бесчувственные. Программисты нового мира. Они не думают о людях. Они решают задачи. Искусственный интеллект — вот их дитя. Не «что будет с человечеством?», а «какой алгоритм выдать?».

Всё это — не для любви. Не для спасения. Для контроля.Говорят, президент США оказался под влиянием Маска. Или наоборот. Маск купил Twitter, переименовал его в X, и вдруг у всех потекли данные. Полный цифровой след. Кто с кем говорил. Что читал. Куда ехал. Что думал. А Павел Дуров? Эмигрировал в Арабские Эмираты. Говорит — свобода. Но свобода ли это?

Цифровые боги — те, кто выше страха, выше жалости. Им не нужны чувства. Они управляют чувствами других. Через экран. Через голос. Через лицо, сгенерированное из ваших фотографий.

И вот ты — персонаж в фильме, которого не снимал. Не ты писал сценарий. Не ты говорил слова. Но весь интернет верит — это ты.

Мне грустно, но не больно. Я больше не там — ни географически, ни душой. Театр закончился. Актёры сменили роли. Но зал всё ещё аплодирует. Иллюзия живёт.

Только я — уже вышла из зала. И смотрю со стороны.

26 апреля 2025 г.,Брюссель


Рецензии