Я читаю Пинчона, 1-3

Пинчон предлагает свой вариант "прошивки". Наверное, это не означает полного соответствия с жизненной позицией\установкой автора, но всё же писатель как бы мягко, ненавязчиво настаивает на своем. Роман "Ви" наглядный пример этого, причём автор предлагает нам, пусть ненадолго, в безопасном режиме, но посмотреть на мир немного другими глазами. Хотя бы попробовать альтернативную (для большинства) точку зрения.
Что же здесь особенного, что может быть интересного?
Итак, в мире Пинчона первым делом необходимо избавиться от самой идеи какого-либо смысла происходящего. Его попросту нет. Есть надстройка, создающая видимость этого смысла. Есть смысл, в работе над устранением последствий фундаментальной бессмысленности. Последняя, теснейшим образом связана с хаосом, как тотальной непредсказуемостью...
Ок, обновление или даже перепрошивка. Но с чего начать?
ГГ предлагает попуститься. Это вариант "перепрошивки", когда ты производишь своеобразную инвентаризацию и напротив всего, что прежде имело для тебя смысл  - ставишь прочерк. Конечно, людям семейным или хотя бы ещё только женатым, это гораздо сложнее, поэтому мы видим Бенни избегающим серьёзных отношений. Он просто не видит в этом никакого смысла. Но вряд  ли он видит его и в окружающем его мире. Отношения, в той или иной степени, будут связаны с иллюзиями, а значит и последующим обретением какого-никакого смысла, но герой видит для себя в этом ловушку. Как минимум, необходимо разобраться, а есть ли некий глобальный, пангалактический смысл, истина, как таковая, а уже потом и плясать, как говорится, от печки, в ходе возведения дома своей жизни. Позиция, в целом, не лишена здравомыслия, ведь ещё Спаситель говорил, что следует строить дом свой на камне, а не на песке. И пусть Бенни не определяет себя как христианина, наверное, он руководствуется похожим принципом. Встреченные им девушки не способны хоть как-то прояснить сложившуюся ситуацию, а только ещё больше её запутывают. И это, целиком и полностью  отвечает текущему мировоззрению Бенни(Профейна). В мире, где царствует хаос и энтропия, сказанные слова (как и прочие, в основе своей, бессмысленные  или хотя бы не совсем осмысленные действия, что почти то же самое) будут все только усложнять и запутывать. Но человек не может без слов, а многие ко всему прочему ещё любят потрепать языком, поболтать, сказануть что-нибудь лишнее, на эмоциях. Да и вообще, а как подружиться, разобщаться, сблизиться, в конце концов, если не говорить?
Именно это и пытается сделать Паола Майстраль, когда говорит Бенни: "Будь со мной ласков, ведь ты -единственное, что у меня есть..." Попытка неплохая, в чем-то даже хорошая, но только с обычным парнями. На человека  с мировосприятием Бенни Профейна- такая фраза может произвести эффект разорвавшейся бомбы, ведь сказанные слова всё только усложнили и ещё больше запутали. Что?! Это ещё как? Наверное, вы и сами сталкивались с похожей ситуацией, когда знакомство и сближение с каким-нибудь человеком производило не совсем тот эффект, которого вы ожидали. То есть, до того как были произнесены какие-то слова,  о человеке, например, складывалось более благоприятное впечатление. Его (или её образ) не был отягощен какой-то личной историей, лишней информацией,  но тут что-то было сказано, были заданы встречные вопросы, человек принялся изливать душу, говорить о себе - и возникло ощущение скуки, подобие разочарования. Почему? Может от осознания того, что чудес не бывает, что мы слишком похожи, и у нас, в общем-то, сходные проблемы.  Нет волшебства в том виде, что и может решить эти проблемы, а значит и другой человек в том же кольце(а то и удавке) всепоглощающей бессмысленности. Он наделяет происходящее(но в первую очередь себя) какой-либо важностью, а иначе никак, иначе попросту невозможно,  а потом принимается действовать. И это нормально, а по-своему даже жизненно необходимо, но не для героев Пинчона.
Глядя на себя со стороны, Бенни понимает, что эта бедная девочка, Паола, не сделает мир менее враждебным, а его менее одиноким. Точнее, это возможно, но тогда придется потерять способность видеть ситуацию со стороны. Тогда придется в ситуацию нырнуть с головой, тем самым, сузив своё восприятие. И да, там и тогда появится какой-то свой смысл, все будет выглядеть правильно, многому, если не всему найдется оправдание, но и герой Пинчона перестанет быть его героем. Он пополнит ряды второстепенных и даже ключевых персонажей, но лишится титула(статуса, звания, короны) главного героя.
Какой в этом смысл? Зачем? Для чего? Хорошие и нужные вопросы, а потому  один из главных героев романа и представлен живым олицетворением этого вопроса. И он, в принципе, не надеется получить ответ, ведь в таком случае у происходящего появился какой-то смысл. Сама возможность получить ответы на такие вопросы - это уже что-то с чем-то. Это и цель, и ведущий к ней путь. Это надежда, вера, а то и любовь. Поэтому никаких ответов нет, и не будет.  Вопросы - пожалуйста, ведь ставить, задавать их  в пустоту, в никуда - это абсурдно, столь же бессмысленно, как и все прочее. Так можно, но только для того, кто это осознает, кто контролирует свою глупость.
Окей. Все бы ничего, но герою нужно где-то спать, что-то есть и во что-то одеваться. В выживании есть свой, вполне практический и конкретный смысл. Наверное, герой принимает это как обстоятельство непреодолимой силы, связанное с его телом, материальной константой его бытия. Обеспечить себя жизненно необходимым - благоразумно, но вот накручивать вокруг этого какие-то смыслы -  абсурдно.
"Могила моряка" на Большой Восточной - первый пример одной из локаций Абсурдистана. Люди наливаются этанолом, чтобы сокрушить как-то не так образованные нейронные связи, ну а утром начать с чистого листа. В таком баре можно найти, плюс-минус, подобных тебе (Бенни), если уж ты (главный герой) решил туда зайти в канун Рождества Христова. Это специфическая прослойка общества, своеобразный контингент, среди которого полным-полно мужчин легкого поведения и неверных жен, которые устраиваются официантками, как только их мужья уходят в рейс на несколько месяцев, а то и больше. В  "Могиле" можно встретить как людей, пережеванных системой(вроде Шныры) так и тех, кто приспособился, принял определенную форму (вроде Бодайна).  Есть те, кто тяготится происходящим, но боится перемен (Влажная Железа, гитарист, печальный южанин), а есть и такие, кто видит себя в ловушке, но не знает как из нее выбраться (Паола).  Их нельзя назвать плохими людьми, они просто обитатели Абсурдистана - огромного, чуть ли не беспредельного пространства, которое Бенни называет "чужой враждебной страной".  Каждый из них цепляется за свой крохотный смысл, нечто настолько маленькое и ничтожное, что только и можно удержать перед глазами, но этого хватает чтобы как-то держаться на плаву, хотя это и нелегко. Паола вздрагивает, когда слышит вопль очередной официантки, укушенной Шнырой. Мисс Буффо рыдает, сидя на грязном полу, после того как  ситуация выходит из-под контроля, и вместо чего-то похожего на празднование приближающегося Рождества, она наблюдает жестокий махач (итогом которого становится закрытие заведения на неопределенный срок). Даже Свин Бодайн, чего уж там - непробиваемое туловище для тонких ощущений и сложных эмоций, даже он фантазирует вслух насчёт поездки на Западное побережье... на своём "харлее".
А что, это тоже какой-никакой смысл.


Рецензии
Любопытное произведение. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   26.04.2025 18:02     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!

Ястребов   28.04.2025 14:23   Заявить о нарушении