Начало. Звонок с урока...
«Эта мысль пришла ко мне в ванной, когда я
повернулся спиной к крану…»
(Из американского фильма «Воздушные приключения»)
«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?»
(В. Маяковский «Кем быть»)
Рассказ
Звонок с урока
для 9-б класса прозвенел неожиданно и вместо восторга принес мученикам процесса обучения легкое разочарование. Заканчивался урок литературы, на котором училка по литературе Валентина Михайловна,- верная поклонница классика Гоголя и восторженная сторонница нового Генерального секретаря Горбачева, разбирала по косточкам бессмертную комедию «Ревизор». Имевшая, как утверждала сама «Классная» прямое отношение к искусству (папа у нее когда-то работал на Леннаучфильме осветителем), Валентина Михайловна любила заставлять учеников вслух у доски читать пьесы, а иногда поэмы и рассказы в лицах. Своих подопечных «Литературища» держала в строгости, изводя девчонок мелкими придирками к длине юбок, к степени накрашенности и за любовь к болтовне, мальчишек язвительно высмеивая за невыученные уроки и подростковую активность по отношению к девчонкам, а тех и других, ругая за неумение читать с выражением. В этот раз разбирали сцену объяснения в любви Хлестакова с Марьей Антоновной.
Дочь губернатора изображала светловолосая, волоокая, с гипнотизирующим мальчишек взглядом, первая красавица класса Наташка Печерникова, а столичную штучку маленький, забавный, подвижный, как ртуть мальчишка, весь состоящий из набора шариков: тело – шарик, голова с ежиком волос – шарик, кругленькие ушки, выпуклые глазки – шарики, носик – набор из трех шариков, подбородок- шарик. И весь этот набор для бильярда звался Забело Евгением.
Смотреть без смеха на эти литературные желания героя стать лилейным платочком на шее любимой, было невозможно. Мало того, что текст, само несоответствие фигуры героя и первой красавицы вызывало улыбку класса, так еще явное наличие большого таланта у исполнителя роли Хлестакова заставляло корчиться от смеха всех зрителей, включая «Литературищу», которая склонилась над столом и прикрывала свое лицо «классным» журналом. И только по вздрагивающим от смеха плечам можно было понять, как ей не безразлична разыгрывающаяся у доски сцена.
Звонок прервал единение класса и преподавателя. Это был уже четвертый урок, и молодые организмы жаждали не только духовной пищи. Двухэтажное здание школы было рассчитано только на десяток старших классов. Поэтому буфет, где хозяйничала одна неповоротливая продавщица, был маленький и, даже в большую перемену, не каждый желающий успевал купить в нем пирожок с капустой или яблоками.
На вопрос, - какое самое опасное животное в Африке, многие начинают перечислять различных хищников, иногда называют слонов. На самом деле таковым является буйвол. Он может атаковать в любой момент, поддеть на рога или затоптать, превратив вас в мокрую лепешку. Особенно опасно стоять на пути целого стада. Так вот, примерно, то же впечатление производила мужская половина 9-б класса, во время большой перемены, когда с топотом и гиканьем неслась по лестнице со второго этажа на первый, где размещался буфет. С сознанием и пацанистосью пятиклассника, вымахав к своим шестнадцати годам в основной своей массе под метр восемьдесят, они были опасны, как травоядные африканские буйволы в знойный день, бегущие на водопой.
Чтоб не быть затоптанными, многие девчонки приносили с собой из дома бутерброды, а оставшиеся, среди которых затесался и один «мужичок с ноготок» Забело, подходили позже, когда селевой поток перетекал из коридора в буфет и постепенно начинал успокаиваться. Но от того, что он маленький, Женьке хотелось есть не меньше, чем его высокорослым одноклассникам. А в школе не один девятый класс, а перемена не бесконечная, а пирожков могло не хватить. Когда он, наконец, добирался до буфета, напротив буфетчицы пересекались, бурлили и рокотали два потока, из тех, кто в очереди и тех, кто в очередь на «без очереди». Начитанный Забело из литературы о войне знал, чтобы прорвать оборону, надо бить в стык вражеских подразделений. Поэтому он выискивал место, где сливаются две жаждущих перекусить струи из школьников и ввинчивался именно туда. За счет маленького роста и обладая подвижностью шарика ртути через мгновение он уже протягивал деньги буфетчице.
В этот раз все было, как обычно. Топот неуправляемой лавины, удар в стык, протянутая рука с зажатыми в кулаке деньгами… Как вдруг, чья-то могучая длань выдергивает Женьку почти из под прилавка и поднимает его на обозрение известного всей школе силача из параллельного класса Николая Ёлкина.
- Ты куда, без очереди лезешь, едрена фрикаделька? – раздался грозный рык голодного силача. Взгляды соперников встретились. Мгновение. Неуловимое движение «шариков» лица Забело, слова
- Положи на место! - Заставили расхохотаться всех свидетелей поединка, включая буфетчицу и держателя шкирки Забелы. С этого момента Женька мог в буфет не торопиться. Очередь для него всегда держал его новый приятель, негласный лидер школы Ёлкин Николай.
Прошел год. Ёлкин, сын не последнего человека в каком-то главке, долгое время вместе с семьей пребывавшего в «Поднебесной», оказался не только сильным физически, но еще и толковым мужиком, с богатым набором интересов. Математика, биология, история, даже, как он выражался, «цуть, цуть» знал китайский язык. Долго волындя после школьных экзаменов с выбором кем стать, он торчал перед зеркалом, то проводя время с бритвой в поисках дикорастущей волосинки, то примеряя попеременно, оставшуюся от кого-то из родственников военную форму и белый халат мамы врача, налезавший ему только с одной стороны могучего торса. Так и не решив, в чем он лучше выглядит, выбрал симбиоз медицинского халата с погонами, поступив в Военно-медицинскую академию с первого раза.
Что касается Забелы, то как и ожидалось, он не оставил никаких шансов приемной комиссии театрального института, прочитав на экзамене, а это было во времена позднего Горбачева, со всей своей уморительной мимикой, ужимками и талантом басню «Морской индюк» Михалкова и «Стихи о советском паспорте». Парализованные смехом, при чтении стихов Маяковского, экзаменаторы обозлили Забелу, искренне любящего гражданскую поэзию пролетарского поэта. Но, чем больше он злился, тем уморительнее выглядела декламация абитуриента. Апогей истерики пришелся на финал текста:
- «…Читайте, завидуйте! Я Гражданин Советского союза!»
Благо теперь, во времена начинающегося парада суверенитетов и гласности, можно было посмеяться над своим недавним прошлым.
Пути ребят на некоторое время разошлись...
Свидетельство о публикации №225042601181