Нектар бессмертия

В древнем лесу, где тени танцевали между священными деревьями, жил мудрец по имени Васиштха. Всю жизнь он искал тайну бессмертия, о которой слагали гимны древние риши. "Избавь меня от смерти, а не от не-смерти," — повторял он слова Ригведы, разжигая свой жертвенный огонь.

Однажды к нему явился странник с серебристыми волосами и глазами, сияющими, как полная луна.

"Чего ты ищешь, о искатель?" — спросил странник.

"Амриту — нектар бессмертия," — ответил Васиштха. "Я приношу жертвы богам, как предписывают Веды, но смерть всё равно следует за мной, как тень."

Странник улыбнулся. "Позволь рассказать тебе историю о трёх путях к бессмертию."
"Давным-давно боги и асуры сражались за обладание амритой. Боги открыли великую тайну: бессмертие не приходит к тому, кто хранит дары для себя. Асуры, предлагавшие жертву каждый в свой рот, не смогли обрести бессмертие. Боги же, жертвуя друг другу, стали бессмертными.

Так и человек, принося жертву богам, обретает свою меру бессмертия — полную продолжительность жизни в сто лет. Ибо сто лет равносильно бессмертию в мире смертных."

Васиштха нахмурился: "Но сто лет — это всё же не вечность. Тело, что дал нам Яма, всё равно придётся вернуть."

"Верно," — кивнул странник. "Это первый путь — путь внешней жертвы. Но существует второй."

"Мудрецы Упанишад открыли, что все три элемента жертвоприношения — жидкость, огонь и ветер — пребывают в теле человека. Семя человека — это сома, внутренний жар аскезы — это агни, а дыхание — это ваю, переносящий сущность жертвы.

Человек, познавший эту тайну, превращает своё тело в алтарь, а свою жизнь — в непрерывное жертвоприношение. Подобно тому, как Праджапати создал вселенную, принеся себя в жертву, так и йогин воссоздаёт своё тело силой внутреннего огня."
"Но даже йогины умирают," — возразил Васиштха.

"Их тела — да," — ответил странник. "Но есть третий путь."

"Помнишь ли ты строки Атхарваведы? 'Мы пили Сому; мы стали бессмертными; мы пошли к свету; мы нашли богов.'

Существует особая наука расаяна — путь расы. Подобно тому, как алхимики превращают ртуть в эликсир бессмертия, так и мудрец превращает своё ограниченное сознание в бесконечное.

В теле есть капля амриты, бессмертная внутри смертного. Она сияет, как луна на небе сознания. Тот, кто находит эту каплю, растворяет в ней все противоположности — как макрокосм, так и микрокосм."

Васиштха задумался. "Значит, истинное бессмертие — это не бесконечная продолжительность жизни тела, а преодоление самой двойственности между жизнью и смертью?"

"Именно так," — странник улыбнулся, и его тело начало светиться изнутри. "Когда ты осознаешь, что капля амриты в твоём сердце — та же капля, что течёт во всей вселенной, тогда вопрос 'Как мне стать бессмертным?' исчезает. Ибо то, что никогда не рождалось, не может умереть."

Годы спустя, когда Васиштха сидел в медитации, он наконец понял тройственную природу бессмертия:

Внешнее бессмертие приходит через жертву и ритуал, продлевающий жизнь на полную меру. Внутреннее бессмертие рождается из превращения тела в священный сосуд через йогическую трансформацию. Высшее бессмертие — это осознание своей истинной природы как неизменного, вечного сознания.

В своём сердце он увидел золотого пурушу — того самого, что брахманы помещали под жертвенный алтарь. И в этот момент он прошептал: "Я — Праджапати, я — Агни. Золото — это свет, и огонь — это свет; золото — это бессмертие, и огонь — это бессмертие."

И Васиштха понял, что никогда не был смертным, ищущим бессмертия. Он всегда был бессмертным, временно забывшим свою природу. Капля амриты в его сердце была океаном, а его тело — лишь волной на его поверхности.


Рецензии