Обида Олега Гориславича и Даждьбожа внука Слове о
«Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука»
. Нарушение межличностных отношений «рекоста бо братъ брату:
"Се мое, а то мое же".
«про малое се великое" млъвити».
Если один человек другому причинил обиду , то появляются переживания гнева к обидчику и жалость к себе . Первый князь , который затаил обиду - Олег «обиду Олгову» , а второй - Изяслав князь киевский названный в тексте «Даждьбожим внуком». Их двоих обидел князь «Всеволожь»" Так поступил Всеволод с братом Изяславом (ум1078г) «Се мое, а то мое же".» « Изяслав говорит Всеволоду :«...выгнали меня и разграбили мое имущество». Также Всеволод сделал и с племянником Олегом . Только Изяслав за обиду простил брата Всеволода « не воздал злом за зло» , но взял на себя горе брата» и пришел ему на помощь в междоусобной войне с Олегом .
Обида проходит несколько стадий развития, как утверждают современные психологи , но их знал и автор «Слова...» .Вторая стадия обиды - потребность в поддержке и Олег нашел ее в лице князя Бориса . В следующей стадии обиды строится стратегия мести
«были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане» « Привели Олег и Борис поганых ( половцев) на Русскую землю». Если раньше Всеволод воспринимался как свой , то теперь после обиды Олег считает дядю плохим и чужим . Следующая стадия обиды: осмысление ситуации нужно ли сохранять дружбу. «И сказал Олег Борису, не пойдем против них... но пошлем лучше с просьбой о мире к дядьям своим» « И сказал ему Борис:» Смотри я готов и стану против всех». И последняя стадия обиды активные действия , война племянников против дяди Всеволода и его союзников в 1078году. « Первым убили Бориса, сына Вячеслава похвалившегося сильно ( летопись 1078год) «Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе» (Слово ...) Вторым -Изяслава князя киевского ( ум 1078г)«Когда же Изяслав стоял... внезапно кто то ударил его копьем сзади в плечо, так убит был Изяслав, сын Ярослава ( летопись ). В «Слове...» автор так описывает это событие «Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука (Изяслава),
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.» «А Олег с небольшой дружиной убежал в Тмуторокань ( летопись ). После битвы произошли похороны
«Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе
и на Канину зелену паполому постла»
. Здесь автор описывает обряд древних людей - вместе с умершим воином погребать и коня. Клали в яму покойного князя Бориса вместе с конем «и на Канину зелену паполому постла» и закрывали зеленым дерном . Обычай хоронить воинов вместе с конем существовал и у викингов. Они считали,что конь поможет хозяину на его пути в обитель предков . И чтобы облегчить переход души к вечному существованию Борису положили в могилу умершвленного коня .
«Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука,
вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы
на синемъ море у Дону;»
«Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука» сильный человек может простить обиду, а слабый всегда мстит , как Олег.
Где искать Троянову Землю и синее море ?
Все обитаемое пространство древние люди представляли как трехслойную Вселенную:
« Высота , ли высота поднебесная (мир небесный)верх
Глубота ли глубота окиян - море ( мир подземный) низ
и в середине
«Широко раздолье по все земле ...»( мир земной).
Со срединной земли автор перемещается вверх в мир небесный «рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.» А дева с лебедиными крыльями с середины земли перелетает вниз на море в мир подземный .
У викингов есть миф : Валькирии в образе дев лебедей появлялись на полях битвы. Они выбирали самых достойных павших в бою подхватывали и переносили в подземный мир к их богу .
«Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука,
вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы
на синемъ море у Дону;»
Дева с лебедиными крыльями прилетела на землю , где идет бой в 1078году и перенесла душу убитого Изяслава в чертог Даждьбога, к своему предку в подземный мир «на море». Так бы описали смерть « старыми словесами». А в «трудных повестях»хоронили по христиански
« Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.»
Хоронили только избранных, а все остальные убитые оставались лежать на поле боя . И после начинался обряд тризны - это заключительная часть похоронного обряда и поминального пиршества. А вот и «гости» :
«нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
Свидетельство о публикации №225042601244