Сартр, Жан Поль - Превращение в атеиста
Сартр говорит, что у него вызывали отвращение мистицизм и равнодушие его деда и бабки. Внутренне он продолжал верить, но всё меньше и меньше думал о Боге (ibid., 100–101). О зарождении своего атеизма Сартр пишет: «Только однажды у меня возникло чувство, что Он существует. Играя со спичками, я прожёг маленький коврик. И вот, когда я пытался скрыть следы своего преступления, Господь Бог вдруг меня увидел – я ощутил Его взгляд внутри своей черепной коробки и на руках [...] я пришёл в ярость от Его наглой бесцеремонности и начал богохульствовать [...] С тех пор Бог ни разу на меня не смотрел» (ibid., 102).
РАСШИРЕННЫЙ ФРАГМЕНТ
Жан Поль Сартр (1905–1980), популярный французский атеист (см. атеизм) середины двадцатого века, подходил к философии с позиций экзистенциализма. Он, вместе с Альбером Камю (Camus), акцентировал внимание на абсурдности жизни. Сартр родился в Париже в семье номинальных христиан (разных конфессий – католицизма и протестантства); получив образование в Германии, преподавал философию во Франции. Первым его примечательным произведением стал роман «Тошнота» (La Nausea). В 1938 г. Сартр был арестован в Германии, затем вернулся во Францию (1940) и преподавал философию до 1944 г. Он предпринял неудачную попытку инициировать левацкое политическое движение (1951), а позднее сотрудничал с французскими коммунистами, пытаясь соединить °экзистенциализм и °марксизм.
Превращение в атеиста. В автобиографическом произведении под названием «Слова» Сартр пишет о своём воспитании: «Со мной занимались [...] Евангелием, катехизисом, но возможности верить не дали» (Sartre, Words, 249. Здесь и далее цит. по: Ж. П. Сартр, «Слова», перев. Ю. Яхниной и Л. Зониной). Он продолжает: «Моей семьи коснулся медленный процесс дехристианизации, который зародился в среде высокопоставленной вольтерьянской буржуазии и по прошествии столетия охватил все слои общества [...] В хорошем обществе в Бога верили, чтобы о Нём не говорить.
Какую терпимость проявляла религия! До чего же была удобна!» (ibid., 97, 98).
Сартр говорит, что у него вызывали отвращение мистицизм и равнодушие его деда и бабки. Внутренне он продолжал верить, но всё меньше и меньше думал о Боге (ibid., 100–101). О зарождении своего атеизма Сартр пишет: «Только однажды у меня возникло чувство, что Он существует. Играя со спичками, я прожёг маленький коврик. И вот, когда я пытался скрыть следы своего преступления, Господь Бог вдруг меня увидел – я ощутил Его взгляд внутри своей черепной коробки и на руках [...] я пришёл в ярость от Его наглой бесцеремонности и начал богохульствовать [...] С тех пор Бог ни разу на меня не смотрел» (ibid., 102).
В своём отходе от веры Сартр убедился позже, когда в возрасте 12 лет пытался подумать о Боге и не смог. После этого он счёл вопрос решённым, однако это ещё не окончательно было так. «С той поры у меня никогда не возникало желания воскресить Его. Но остался другой, незримый, Святой Дух [...] От Него было тем трудней избавиться, что Он обосновался в тылах моего мозга [...] Святой Дух был настигнут мной в подвале и изгнан; атеизм – предприятие жестокое и требующее выдержки, думаю, что довёл дело до конца. Я все вижу ясно, не занимаюсь самообманом» (ibid., 252–53).
Сартр испытал множество философских влияний. По трудам немецкого философа Эдмунда Гуссерля (Husserl; 1859–1938) он изучил феноменологию. Диалектическое отрицание (свобода как отрицание) он взял у °Г. В. Ф. Гегеля (Hegel; 1770–1831). Атеизм он перенял от Фридриха °Ницше (Nietzsche; 1844–1900). На его метафизику повлиял Мартин Хайдеггер (Heidegger; 1889–1976), хотя сам Хайдеггер не признавал °экзистенциализм Сартра.
Источник
Норман Л. Гайслер (протестант)
Энциклопедия христианской апологетики
Источник: Энциклопедия христианской апологетики = Baker Encyclopedia of Christian Apologetics / Норман Л. Гайслер. - СПб. : Библия для всех, 2004. - 1184 с. ISBN 5-7454-0875-8
Свидетельство о публикации №225042601381