Форсирование водных преград в 1941 году

  Войска всегда трясутся из-за мостов, потому что переправляться
через реки без мостов или по импровизированным мостам -- это
очень сложно, ненадёжно и медленно, тем более если противник
стремится помешать.
  Никаких заведомо хороших средств для переправы через глубокие
реки нету. У плотов малая грузопдъёмность, у лодок -- малая живу-
честь, надувные плавсредства элементарно дырявятся, амфибии доро-
говаты, плавают медленно, боятся волны, и у них трудно поддержи-
вать герметичность корпусов. Любое специализированное средство
для переправы -- это обуза войскам в остальное время. А наличие
обузы -- это снижение манёвренности и боеспособности.

                *  *  *

  Что имелось у РККА к 1941 году в качестве переправочных средств:
    - водонепроницаемые мешки Иолшина;
    - надувные поплавки Полянского; вес поплавка -- 2 кг, грузо-
      подъёмность -- 50 кг, длина -- 70 см, время надувания -- 4
      минуты;
    - понтонные парки Томилина;
    - ТЗИ ("труднозатопляемое имущество") -- система поплавков
      (но не чисто надувных, а с наполнителем: соломой, сеном,
      стружками) и средств соединения их в конструкции.

  Первые три средства -- наследство от царского режима, а ТЗИ по-
явилось в 1934 году.
  Не один я обратил внимание на то, что и в военных мемуарах, и в
кино "про войну" всякие такие изделия игнорируются начисто. Зато
иногда можно встретить фразы типа "переправились на подручных
средствах". Приходится подозревать, что указанные переправочные
приспособления в РККА фактически зачастую отсутствовали.
  Если военная часть сильно побита и в беспорядке отступает, она
вряд ли будет тащить с собой переправочные средства, хотя те,
возможно, очень понадобятся ей при встрече с первой же сколько-
нибудь глубокой рекой на пути отхода.
  Недостаток использования поплавков -- затраты времени на соеди-
нение поплавков в более крупные конструкции. Преимущество -- в
варьировании этих самых конструкций.
  Поплавки Полянского привлекали своей компактностью в нерабочем
состоянии, но быстровато сдувались в случае пробития их пулями.
  ТЗИ были значительно плавучее поплавков Полянского, но требова-
ли много больше времени -- и вдобавок материалов -- на приведение
в готовность (но можно ведь было перевозить их и в наполненном
виде).
  ТЗИ, похоже, было в общем-то шедевром военно-инженерной мысли,
вот только плоховато легло на общую ситуацию в РККА. Да и назва-
ние у этого шедевра странноватое (я бы ожидал что-то вроде СТЗП
-- "системы труднозатопляемых поплавков"), но, может быть, в этим
названии подразумевалось, что в поплавки можно было запихивать
именно что имущество -- любое, лишь бы не плотное: гимнастёрки,
портянки, сапоги и т. п. Получалось, что военная часть таскает с
собой по полям и лесам не поплавки даже, а как бы контейнеры с
нужными вещами. Ну, хотя бы с сеном для лошадей.
  Напрашивающееся дополнительное применение изделий типа поплав-
ков Полянского и ТЗИ -- подстилки для сна. Но 2 кг веса -- это
слишком много для того, чтобы включать такие поплавки в индивиду-
альное снаряжение солдата (даже современный пляжный надувной мат-
расик весит многовато для того, чтобы таскать его с собой посто-
янно).
  При насыщенности пехоты ручными тележками, наверное, имело бы
смысл тащить на этих тележках переправочные поплавки уже хотя бы
для того, чтобы использовать их в качестве подстилок для сна.
  Ещё применения ненадутых поплавков: койка, носилки, тент (из
нескольких соединённых между собой поплавков).

                *  *  *

  Создать особые моторизованные переправочные войска, обеспечива-
ющие безмостовые переправы для других войск, -- это в конце
1930-х, наверное, было бы правильно: специализация -- путь к вы-
сокой эффективности. Таким войскам находилась бы работа и при на-
ступлении, и при отходе. Считать их разновидностью сапёрных или
транспортных войск нет достаточного резона.
  Существовали подразделения понтонеров -- для наведения понтон-
ных мостов. Можно было чуть доразвить этот подход и получить пе-
реправочные войска.
  Десантные лодки можно делать так, чтобы они хорошо штабелирова-
лись в кузовах грузовиков. Складные брезентовые лодки -- тоже не
безнадёжное изделие.
  Многократно используемые десантные плоты можно делать из особо
лёгких плавучих материалов (коры, тростника). Набивать такими ма-
териалами большие брезентовые "матрасы". Преимущество таких изде-
лий перед надувными -- нечувствительность к пробитию пулями.
  Переправочные войска возят с собой и на время раздают пробковые
спасательные жилеты.
  Преимущество подвоза готовых плавсредств -- в быстроте подго-
товки к переправе. Быстрее начинаешь переправляться -- меньше по-
тери.
  Выдвигать переправочные войска на нужные направления надо за-
благовременно -- чтобы у прочих войск имелась возможность пере-
правляться с ходу.
  На вооружении переправочных войск могут находиться, среди про-
чего, зенитные пулемёты -- для защиты переправ. Комплексное об-
служивание, так сказать.
  Сами переправщики переправляются лишь частично: для руководства
действиями и для присмотра за переправочным имуществом.
  А то можно было сделать переправочные войска и ударными, вроде
морской пехоты. И вооружить их, среди прочего, плавучими боевыми
машинами типа танка Т-40 (только не бросать эти машины в лобовые
атаки).

                *  *  *

  Я немножко пошарил по мемуарам советских полководцев в поисках
упоминаний переправочных средств. Полководцы об этих средствах
обычно молчат, как рыбы, как будто это большой секрет или что-то
само собой разумеющееся или ничтожная мелочь, а не существенный
инструмент войны, от которого нередко зависели успех операций и
очень многие жизни. Бойцы хоть как-то, да переправлялись, когда
Родина приказывала. Это была ИХ проблема, а не высокого начальст-
ва. За ценой не стояли.
  Что-то тем не менее отыскалось.
  У Сандалова (гл. "Отступление за Днепр"):
  "Перед рассветом 30 июня специально подготовленный генералом
Повоткиным штурмовой отряд на лодках и плотах тоже переправился
на западный берег, неожиданно для противника ворвался в старин-
ную Бобруйскую крепость и овладел ею."
  Может, это были специальные десантные лодки, а плоты вязались
положенным образом из поплавков Полянского. Но скорее всего нет.
  Из-за сдержанности полководцев пришлось побираться даже в поэ-
тических источниках. У Александра Твардовского ("Переправа"):

                Ночью, первым из колонны,
                Обломав у края лёд,
                Погрузился на ПОНТОНЫ
                Первый взвод...

  То есть понтоны применялись не только для составления плавучих
мостов, но и по-отдельности, в качестве плотов. Но тогда понтоне-
ры и были в РККА по сути переправочными войcками [только недоде-
ланными, как и многое другое].

                *  *  *

  В кино про войну я ни разу не видел, чтобы при форсировании
водных преград использовалась дымовая завеса. Но это, возможно,
отчасти вызывалось тем, что режиссёрам требовалась КАРТИНКА, а
какая картинка в дыму-то?
  Далее, если форсируемая река широкая, то в отсутствие хорошей
видимости (и компасов, да?) можно потерять нужное направление
(или сделать вид, что потерял). Опять же начальству удобнее ру-
ководить, когда всё хорошо просматривается.

                *  *  *

  Если тихая переправа невозможна, то к месту оказываются ско-
ростные моторные лодки.
  В кино про десантирование в Нормандии иногда бывает отчётливо
видно, что "союзники" при высадке держали свои винтовки в про-
зрачных пластиковых пакетах -- для защиты от воды. Наверное, это
было правильно. В условиях советских реалий 1941 года можно было
держать гранаты и патроны в провощенных БУМАЖНЫХ пакетах.
  Может быть, при переправах следовало привязывать достаточно
объёмные пробковые поплавки к коробкам с патронами.

                *  *  *

  Чтобы солдат при переправе был плавучее, его вещи должны быть
уложены в водонепроницаемый вещевой мешок или хотя бы плотно за-
вёрнуты в прорезиненную плащ-палатку, в крайнем случае -- в про-
тивохимическую накидку. Для повышения собственной переправучести
пехоты у неё должны иметься в снаряжении, как минимум, вот эти
самые мешки и плащ-палатки.
  Чтобы делать плоты в отсутствие рядом переправочных войск и
сапёров, нужны в больших количествах топорики -- в качестве де-
журного напоясного сапёрного средства и холодного оружия. И нуж-
ны дежурные верёвки: для увязывания вещей в пакеты и для скреп-
ления брёвен плотов. Была ли верёвка (метров 5) у бойцов РККА
обязательным элементом снаряжения? Такого не припоминаю.
  Грести можно сапёрными лопатами, ладно. Часть имущества (штык-
нож, лопатку, топорик) можно крепить снаружи к импровизированным
поплавкам из плащ-палатки и т. п.


Рецензии