Игорь Губерман. Очерк личности с помощью цитат

Игорь Губерман


"Мне моя брезгливость дорога, мной руководящая давно: даже чтобы плюнуть во врага, я не набираю в рот гавно" - всё делает, только говно в рот не набирает (мочу, кстати, некоторые даже пьют - правда, в лечебных целях, но и против врагов  можно попробовать...)

"Каждый сам себе – глухие двери, сам себе преступник и судья, сам себе и Моцарт, и Сальери, сам себе и желудь, и свинья" - по себе, конечно, судит, и опять очень свирепо, но тут я просто вынужден согласиться: говна во всех (и во мне) очень много, только рот и чистый (хотя тоже норовит пованивать)

"Я не стыжусь, что ярый скептик и на душе не свет, а тьма; сомненье – лучший антисептик от загнивания ума" - да, он очень ярый и свирепый; таков темперамент с одной стороны и такова судьба (сидел как диссидент). Но без света на душе в рай никак не попасть. И сомневается он наверняка  очень выборочно, как и все остальные евреи (иногда вальяжные, но  часто тоже весьма ярые, нетерпимые и категоричные)

"Хотя и сладостен азарт по сразу двум идти дорогам, нельзя одной колодой карт играть и с дьяволом, и с Богом" - нельзя, но слишком хочется, раз "сладостен азарт"?! (Но опять: все мы таковы) "Колода карт", видимо, ему хорошо знакома (в совке все играли; тем более, в тюрьме)

"На нас нисходит с высоты от вида птичьего полета то счастье сбывшейся мечты, то капля жидкого помета" - опять чрезмерный мрак, чрезмерная желчь. Такое ощущение, что птички его через день обсирают. Нет! Птички радуют каждый день, а огорчают, может, пару раз в жизни. Т.е. дуализм всего подчеркивает правильно, но стремление к броскости и эффектности постоянно заводит в абсурд

"Звоните поздней ночью мне, друзья, не бойтесь помешать и разбудить; кошмарно близок час, когда нельзя и некуда нам будет позвонить" -  просто талант по части абсурдного мрака. Всю жизнь к утру подохнуть собирается?! Плохо ему, не спится и хочется хотя бы с  другими евреями поболтать по телефону (с другой стороны, совок виноват - и  меня он тоже сформировал достаточно мрачным)

"Все социальные системы — от иерархии до братства — стучатся лбами о проблемы свободы, равенства и ****ства" - да - и слова всегда не случайно похожи, вместо братства ****ство совсем нетрудно получить (И чувствуется, что это он писал уже после эмиграции!)
И опять налицо свирепость -  "стучатся лбами" -  и абсурд, ведь братской и свободной социальной системы не существует и не может существовать, они все неизбежно иерархичны и подневольны. Ты свободным можешь быть только в качестве мусора на дороге, бродяги, выкинутым из системы. И настоящим братом нам может быть только собрат по несчастьям...

"У скряги прочные запоры, у скряги темное окно, у скряги вечные запоры — он жаден даже на гавно" - и к запорам, и к темноте я привычен со времен совка (темноту даже полюбил, как располагающую к мыслям). Ну, а говно - это опять свирепый перебор (у него не черный, а свирепый юмор)
Подозреваю, что солнце и темноту можно по настоящему любить только вместе, ведь они друг друга оттеняют... - таких солнцепоклонников как я тоже не встречал...

"Красив, умен, слегка сутул, набит мировоззрением, вчера в себя я заглянул и вышел с омерзением" - везде он одинаков... И отношение моё к нему тоже устойчиво двоякое... Как же ты умудрился набить себя омерзительным мировоззрением, если самокритика тебе настолько свойственна? (Хотя опять оглядываюсь на себя и вижу сходство... Как критика, так и самокритика - как с гуся вода; очень трудно себя изменить, сдвинуть хоть на миллиметр. Тем более, что красив, умён - и даже самокритичен!)

"И мерзко, и гнусно, и подло, и страх, что заразишься свинством, а быдло сбивается в кодло и счастливо скотским единством" - всё то же... У одного быдла одна кодла, у другого - другая. И без своего кодла ты ничего не сделаешь и ни строчки не напечатаешь - даже про то, какие свиньи  это  чужое быдло и эта чужая кодла
(И мерзко, и гнусно и подло не оттого ли, что уже свинья?)

"Эта мысль – украденный цветок, просто рифма ей не повредит: человек совсем не одинок! Кто-нибудь всегда за ним следит" - среди моих читателей тоже наверняка есть наблюдатели. Не наблюдают только за теми, кто не выделяется...
Но рифмы мне опять кажутся очевидным злом, когда они вот такие, тотальные. Сразу всё переходит в разряд условной погремухи.... (Бунт с помощью танца, критика с помощью танца и так далее!)

"Бывает – проснешься, как птица, крылатой пружиной на взводе, и хочется жить и трудиться; но к завтраку это проходит" - вроде диссидент, сиделец, но слабая человеческая  натура никуда не делась... Я тоже слаб, но посильнее и тренирован и мотивирован (но его вариант мне знаком по молодым годам)
У всех жизнь неверно устроена - и она тушит  порывы , гасит таланты - причем, обычно очень быстро, к завтраку, к следующему году

"Свечение души разнообразно, незримо, ощутимо и пронзительно; душевная отравленность – заразна, душевное здоровье – заразительно" - наконец, оптимизм проклюнулся! Десять к одному - соотношение миноров и мажоров. Но совсем без мажора жить невозможно, даже самой язвительной душе хочется какого-то добра...

"То наслаждаясь, то скорбя, держась пути любого, будь сам собой, не то тебя посадят за другого" - лучше бы тему пошире раскрыл, чем трескуче рифмовать "любого" и "другого". Что значит "быть самим собой", когда ты задвинут в эти предельно узкие рамки? Будь самим собой, передвигаясь на ходулях...(Ходули - это костыли наоборот, это следствие нашей внутренней инвалидности)

"У нас пристрастие к словам — совсем не прихоть и не мания; слова необходимы нам для лжи взаимопонимания" - я понял:  у него рифмы как в частушках! Тот же трескучий уровень (он ни хера не выигрывает у деревенских частушек, просто темы другие)
Понятно, что с ним я на каждом шагу мог бы говорить о евреях вообще, но ведь и все остальные, и я сам разве сильно лучше?

"Между слухов, сказок, мифов, просто лжи, легенд и мнений мы враждуем жарче скифов за несходство заблуждений" - но в рифму слухи, сказки, мифы у обеих  противоборствующих сторон! Или в рифму, или в авторитетных изданиях... - ведь рифмы - это тоже авторитет. Казалось бы, он выступает за широту и объективность, но как развернуться, как вникнуть в детали, когда постоянно вынужден думать о том, чтобы срифмовать если не "любого" и "другого", так "мнения" и "заблуждения"? (По многим поводам язвит, но по поводу рифм, например - ни разу! Просто не замечает. Привычка, аксиома... И много их у каждого на самом деле - отчего и не может сдвинуться человек, хотя, казалось бы, на 90 процентов свободен и самокритичен...)

"Мой небосвод хрустально ясен и полон радужных картин не потому, что мир прекрасен, а потому, что я – кретин" - но мрачен он для тебя отчасти по этой же причине... Выбирая из двух кретинизмов, не лучше ли выбрать оптимистический?! (Нет, потому что у него отсутствуют хорошие перспективы...)

"Возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, — это девка, брошенная в полк" - а не наоборот?! Каждую "девку" трахают целым полком пропагандистов...

"Будущее – вкус не портит мне, мне дрожать за будущее лень; думать каждый день о черном дне — значит делать черным каждый день" - всё же сказывается зэковская закалка; к тому же , нынешние его "черные дни" - белый хлеб по сравнению с тюрягой

"Не зря ли знаньем бесполезным свой дух дремотный мы тревожим? В тех, кто заглядывает в бездну, она заглядывает тоже" - мог бы оставить только слово "бесполезное" (Хотя легко заглянуть в хваленые "знания" и обнаружить там бездну темных мест...)

"Когда сидишь в собраньях шумных, язык пылает и горит; но люди делятся на умных и тех, кто много говорит" - евреи всегда много говорят - как и все экспансивные южане (но это говорение может быть просто мышлением вслух и  мышлением на ходу, не откладывая...)

"Я живу – не придумаешь лучше, сам себя подпирая плечом, сам себе одинокий попутчик, сам с собой не согласный ни в чем" - прибедняется всё же, он в авторитете, с солидной еврейской поддержкой (хотя без настоящих друзей наша душа всегда одинока - и критически настроена... И он всё же типаж редкий среди евреев и все "друзья"  телефонные, ненастоящие...)

"Из нас любой, пока не умер он, себя слагает по частям из интеллекта, секса, юмора и отношения к властям" - важные вещи перечислил, но чего-то не хватает... - души и доброты (а также физической силы и здоровья). Живёт головой, политикой и бабами (причем, наличие баб  - это, может быть, только понты, ведь с виду он страшненький, да и умных критиканов они боятся как огня)

"По крови проникая до корней, пронизывая воздух небосвода, неволя растлевает нас сильней, чем самая беспутная свобода" - нам что ни предложи, растление весьма вероятно. "Весь мир лежит во зле" - и свобода его с наркотиками и завербованность не лучше. Опять же, рифмы - это самое натуральное рабство и растление

"Сноровка ослабла, похвастаться нечем, я выпить могу очень мало за вечер, и тяжко настолько в душе с бодуна, как будто я на *** послал колдуна" - сам придумал про колдуна?! (Есть подозрение, что я это уже где-то слышал)

"Когда клубится страх кромешный и тьму пронзает лай погонь,благословен любой, посмевший не задувать в себе огонь" - зэковский опыт сильно на него повлиял, многое в нем сформировал - необычный еврей получился (обычно они, как и все азиаты - как под копирку)
Я думаю, погонь никаких не было, но и одного лая овчарок хватит, чтобы отравить жизнь, чтобы страх всегда клубился (тем более, что лай, конечно, был не один, все лаяли, скрипели, шипели,  воняли и прочее...)

"Где лгут и себе, и друг другу, и память не служит уму, история ходит по кругу из крови – по грязи – во тьму" - конечно, только я бы на порядок больше заботился о себе и своей личной истории. Вообще, скорее люди плохи из-за плохих государств, чем государства плохи из-за плохих людей... Люди сотворены богом, а государства - дьяволами (бандами рэкетиров: у нас глава банды называл себя "князем", а его подручные назывались "дружиной", на западе были "бароны" и "герцоги"...)

"В года растленья, лжи и страха узка дозволенная сфера:запретны шутки ниже паха и размышленья выше хера" - еврей-уголовник - редкий зверь. После мерзкого совка и мерзкой тюрьмы очень трудно раздвинуть указанные границы по настоящему (обычно раздвигают только фиктивно, с помощью пафосных словес)

"С рожденья тягостно раздвоен я, мечусь из крайности в конец, родная мать моя – гармония, а диссонанс – родной отец" - та же фигня. Бог с дьяволом в нас (так надо говорить, чтобы стало яснее)

"Добро, не отвергая средства зла, по ним и пожинает результаты; в раю, где применяется смола, архангелы копытны и рогаты" - интересно, к своим евреям такие премудрости прилагает?! Не слышал, к сожалению.  (Иначе цены бы ему не было... Но тогда и частушки, рифмованные погремушки не писал бы... Эх, это была бы совершенно другая история...)


Рецензии