Андрей Платонов. Очерк личности с помощью цитат
"Вощев в испуге глядел на животных через скважину ворот; его удивляло душевное спокойствие жующего скота, будто все лошади с точностью убедились в колхозном смысле жизни, а он один живет и мучается хуже лошади" - наверное, намекал и на людишек, подобных этому жующему скоту
"Музыка перестала, и жизнь осела во всех прежней тяжестью" - да, настоящая музыка сплошь и рядом кардинально всё меняет в душе - но обычно только на время своего звучания...
"Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? – не решался верить Вощев. – Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет? – сомневался Вощев на ходу" - да, настоящая жизнь - вне комнат, вне городов, на полной воле... Мы просто привыкли, что надо жить в городах и комнатах, а так-то легко понять, что это жесточайшее ограничение и полнейшая неестественность...
"даже для обыкновенного, несложного труда человеку необходимо внутреннее счастье" - да, копаешься в огороде или вовсе мусор убираешь и радует разогретое тело, кипение крови (и та же музыка в наушниках)
"Ведь каждому человеку нужно иметь хоть маленькое господствующее значение, тогда он спокоен и приличен…" - да... И лучше всего чувствовать связь с богом для этого (хотя бы с одним из трёх - богом ума, или доброты или телесной силы...)
"Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!" - надеялся на энтузиазм, на жар жизни... Надеялся, что социализм поможет освободиться от капитализма, а сам не станет закрепощением... Они же хотели всю власть отдать советам, а не усатому деспоту - и эти советы должны были учреждаться и всё решать на всех уровнях, сверху донизу...
"– Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…" - жестокие люди, с жестоким же весельем...
"– Он меня без понятия любит, – говорил Юшка. – Сердце в людях бывает слепое" - то про жестокость, то про слепоту - хотя всё это связано... На самом деле всё время глубокие вещи затрагивает
"Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом… Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, – он говорил, что работал у вас двадцать пять лет…" - почему-то Достоевского вспомнил... Опять это всё вещи важные, щемящие, глубокие...
"Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями" - о да, жёстких каменистых костей с самого начала пути к светлому будущему было с избытком
"Без думы люди действуют бессмысленно! – произнес Вощев в размышлении" - бессмысленный, бляха, коммунизм... Бедняки видели недостатки буржуев, но своих недостатков не видели, отчего и не понимали, что свергнуть буржуев совсем недостаточно (а уж убивать буржуев - это навечно испачкать своё сердце в крови ) Без ума и доброты и физической силы ни коммунизм, ни демократию, ни христианство построить невозможно (а с ними обнаружится, что это всё одно и то же)
"Но отчего, Никит, поле так скучно лежит? Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план?" - Россия - это холодный, сумрачный север - и оттого ещё страннее выглядел бравурный марш коммунистов. (Но это были технари, они решили не считаться с природой, географией и историей. Самоуверенное было поколение. Нынешних компьютерщиков и смартфонщиков напоминает)
"Всё равно мне без истины стыдно жить" - наследие Толстого и Достоевского жило в нём
"Когда мужик войны не видел, то он вроде нерожавшей бабы – идиотом живет" - достаточно и меньшего - например , мирную армию повидать. Или хотя бы гопников... Хорошо также поработать на заводе... Ботаники всегда отчасти идиоты - и это жаль, ведь именно они у нас умненькие... Приходится им только в шахматы играть да науки развивать, постепенно погружаясь в морок и болото, полностью растворяя свои личности в комфорте...
А война, вообще говоря, настолько сильная вещь, что вроде как всех поголовно могла бы делать мудрецами... - но только выдержать её целым слишком трудно: душа обычно искалеченной оказывается, сожжённой, а без души настоящей мудрости не бывает.... Надо закалиться, но нельзя сгореть...
"Разные сны представляются трудящемуся по ночам – одни выражают исполненную надежду, другие предчувствуют собственный гроб в глинистой могиле; но дневное время проживается одинаковым, сгорбленным способом – терпеньем тела, роющего землю, чтобы посадить в свежую пропасть вечный, каменный корень неразрушимого зодчества" - я имею примерно такие же сны и примерно такие же дневные труды (и сам Платонов жил в этой же парадигме)
"Лучше бы ты умер, Юшка, – говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живешь?" - та же жестокость (очень характерная, реально существующая)
"Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал – полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется?" - тоже бессонница, тоже вопрошаю: "полезен ли я в мире или все без меня благополучно обойдется?"
"Вощев давно обнаружил, что люди в пивную всегда приходили парами, как женихи и невесты, а иногда целыми дружными свадьбами" - пьянство не достигших коммунизма коммунистов. Уже тогда в пивных была их душа, там была их главная радость
"Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?" - да, "где же теперь будет коммунизм на свете"... Никакого особого коммунизма внутри людей не было, разгорелась только ненависть к буржуям и великая надежда на научно-технический прогресс. Буржуев убили, заводы построили, но из этого не выросло ничего особенного, только унылая уравниловка и общество потребления заводского прогресса...
"Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство" - проповедует моральные ценности христианского типа... Строили коммунизм, убивая доброту, злобным, насильственным способом.
"Некуда жить, вот и думаешь в голову" - да, некуда, вот и комментирую...
"Его радовало и беспокоило почти вечное пребывание камешка в среде глины, в скоплении тьмы: значит, ему есть расчет там находиться, тем более следует человеку жить" - в этом глинистом мире не выжить, если не будет твердости камешка (хотя и мягкость так же нужна, способность струиться, проникать во все щели)
"дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой. Он боялся воздвигать пустые здания – те, в каких люди живут лишь из-за непогоды" - гуманизм, душевность, человечность проповедовал. Это и есть христианство (а такой дом и есть церковь)
"Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете" - приходилось такие фразы подкидывать, чтобы совсем не зарубили ( она же на самом деле ироничная и двусмысленная, говорит и о той же жестокости "социалистов". Коммунизм всегда строится для коммунистов, демократия для демократов, капитализм для капиталистов и если ты попал в струю , то ты винтик, а если не попал, то тебя вовсе нет и ты пища для попавших...)
"На выкошенном пустыре пахло умершей травой и сыростью обнаженных мест, отчего яснее чувствовалась общая грусть жизни и тоска тщетности" - этот мотив уже встречался... У него всё время промозглая осень?! (Чтобы немного охладить бравурный оптимизм очумевших коммунистов... Это же технари с чертежами и абстракциями в башке, они не понимают ни жизни, ни природы...)
"люди нынче стали дороги, наравне с материалом" - уже поуничтожали всё, ведь буржуи были не одни, а с товаром и своими сторонниками...
"Ели в тишине, не глядя друг на друга и без жадности, не признавая за пищей цены, точно сила человека происходит из одного сознания" - фанатики вечно одним святым духом питаются...; и хотелось не ударить в грязь лицом перед "товарищами"... (Да и есть, наверное, было нечего... Да и какой аппетит на унылой каторге, где тебя в любой момент могли укорить и осудить за что угодно)
"Ты, наверно, интеллигенция – той лишь бы посидеть да подумать" - Платонов особо интеллигентного лица не имел, не еврей с бородкой, приходилось работать, но поведение его всё равно выдавало
"дети – это время, созревающее в свежем теле" - хочет сказать, что дети были вынуждены созревать "коммунистами", жить "в ногу со временем"
"Прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем" - был мелким частником, мещанином, а стал человеком (не коммунистом!) Хотя и это неточно: человеком стать слишком трудно, он именно коснулся истинно человеческого (и божественного), стал понимать его значение...
"– Я мог выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность" - да, "коммунизм" тоже всё время пытался выдумать оптимизм и счастье, чтобы на своих технических каторгах все с огоньком работали (я тоже всю жизнь подбадривал себя, только сейчас стал то ли равнодушным и безразличным, то ли смиренным и унылым. Всё же, оптимизм и счастье - дело молодое...)
"Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение" - очередная ирония и насмешка... (Почему Платонова не расстреляли? Потому что он умный, тонкий и коммуняк успешно запутывал... Да и ирония его всё-таки добрая, ведь работяг он понимал и любил... Кстати, придерживаюсь такой же стратегии...)
"У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве, и меня сократили…" - видимо, его страхи (да и действительно - пришлось и дворником поработать. Это, кстати, для меня самый верный признак подлинности)
И ещё одно совпадение со мной: я без сильной цели, без музыки - без сильного увлечения и воодушевления - тоже сразу критически слабну, превращаюсь в пустое место
"Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки" - в любом народе таких "не одаренных " целые моря (но без них некому было бы скотину заколоть, на войну пойти и так далее)
"Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства" - видимо, опять скрытая ирония. Типа, да, сейчас убиваем, но потом такое настроим, что начнется счастье
"Вощев согласен был и не иметь смысла существования, но желал хотя бы наблюдать его в веществе тела другого, ближнего человека, – и чтобы находиться вблизи того человека, мог пожертвовать на труд все свое слабое тело, истомленное мыслью и бессмысленностью" - альтер-эго... Пытался он в работягах найти смыслы и опору. Мне подобное тоже свойственно... (Да и Иисус разве не работяг набрал в апостолы)
"Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности" - музыку любил и чувствовал....
В общем, жалею только обо одном - что он не встретился мне вовремя (в юношестве, наверное, надо читать.
В некотором роде он именно для юношества пишет, ведь содержит некий сказочный, условный элемент, сильно стилизует и упрощает жизнь)
Свидетельство о публикации №225042601493