Семейные реликвии. Воспоминания из детства

                «В заветный бабушкин сундук
                Ты загляни, любимый внук:
                Любая вещь из сундука –
                Истории семьи строка»
                (Лариса Филиппова)


 СУНДУК И "ГОСТЬЯ ИЗ ПРОШЛОГО"
   
Воспоминания переносят в прошлое. Улавливаешь даже его запахи и дыхание времени. Прошлое давнее  - моей прабабушки  и мамы. Каждая вещь имеет свою историю, раскрывает страницы жизни своих владельцев. Расскажу о некоторых вещах – бывших семейных реликвиях. Особо памятны  дорожный сундук маминой бабушки и второе, как мы с сестрой называли, - «мамина тайна», она хранилась в  этом же сундуке, в коробке из-под  духов.

История сундука начинается с 18 ноября 1907 года. Именно в этот день и год приехала моя прабабушка Агафья Павловна из небольшого городка Лукоянов Нижегородской губернии на  Забайкальскую землю в Нерчинск. Это был большой дорожный сундук из какого-то долговечного дерева. Края его обшиты полосками железа. Сам сундук обтянут снаружи и внутри плотной тканью, пропитанной лаком. Снаружи цвет имел желто-коричневый, а внутри – небесно-голубой. По бокам располагались  ручки для переноса. Крышка горбатая и откидная имела подпорки и крепилась на шарнирах по всей длине.  Закрывалась на два врезных замка. И ко всему прочему, крышка была примечательной тем, что делилась на  две части. Верхняя, большая часть имела тканевое дно, закреплённое широкими холщёвыми лентами в виде сетки. Нижняя же часть крышки  – узкая также с откидной доской и замочком.  Фото очень похожего сундука нашла в  Интернете случайно, вот и  всплыли  воспоминания.

Сундук достался сначала в наследство моей бабушке  Варваре Михайловне. Семье ни один раз пришлось переезжать с одного места жительства на другое из-за работы моего деда. Сундук использовался в качестве дорожной ёмкости для вещей. Моей маме он был передан в «приданное» в конце 40-х годов. Для нас, троих детей, сундук, вернее его содержимое, вызывало любопытство. Открывался сундук очень редко, но мы всегда были на страже и оказывались  тут как тут!  Мысленно разбираю его содержимое  начала 60-х годов: запасное постельное бельё, китайские махровые полотенца с красивыми изображениями цветов и птиц, праздничные скатерть на стол и покрывала на кровати, отрезы ткани. В крышке лежала тюль на окна, на кровати, на подушки. Эти ажурные изделия  использовались по праздникам  или доставались перед приездом  родственников.  Но нас привлекал, безусловно, не тканный материал.

Интерес в детстве (это 50- начало 60-х гг.) был к «тайне»  в узкой части крышки. Хранилось там и незначительное, и мало занимательное для нас: документы (паспорта родителей, наши свидетельства о рождении и другие).  Правда любили рассматривать три клеенчатые бирки  с пожелтевшими марлевыми завязками из роддома. На каждой густыми фиолетовыми чернилами помечен пол ребёнка, вес, рост и дата появления на свет каждого из нас. В двух футлярчиках дожидались своего времени использования  мамины позолоченные украшения: кулон на цепочке и ожерелье с красными камешками. Но с каким же нетерпением мы  ждали заводных игрушек:  кувыркающаяся обезьянка, рыбка, передвигающаяся по поверхности, и махающая хвостом и плавниками, сказочная Дюймовочка в раскрывающемся тюльпане, кораблик на батарейке, и танк, стреляющий огнём. Этими игрушками мы занимались в праздничные дни, потом они убирались на хранение в сундук на своё место. А вот, «тайну» нам мама позволяла только подержать в руках!.. В коробке из-под  духов, отделанной  малиновым бархатом, лежала маленькая (10 см) старинная фарфоровая куколка, названная мамой в 1914 году,- «Лилечкой». На прелестной кукле было роскошное кружевное  платьице на голубом шёлковом чехле с такими же голубыми бантиками на груди и рукавах. Белые шелковистые волосики, стеклянные глазки, казавшиеся  живыми, изящные ручки, ножки.  От куколки исходил лёгкий и сладостный аромат былого…  Часто мы с сестрой  просили рассказать маму  историю  Лилечки.
 
А происшедшая  история, была первым жизненным,  осознанным  событием, которое крепко сохранилось  в памяти нашей мамы. Ей шел четвёртый год. Она со своей мамой Варварой Михайловной пришла в гости к родственникам. Малышку сразу же увела в кукольный уголок Наденька, которой только исполнилось шесть лет. В этот день девочка показывала  малышке свою новую «дочку» - куклу – красавицу размером с месячного ребёнка, богато разодетую в кружева и шелка.  Лиля, так все всю жизнь звали нашу маму, не смогла удержать фарфоровую красавицу в своих ручонках… и кукла падает на пол, и разбивается!.. Девочка сильно испугалась, расплакалась. Наденька её  еле успокоила, предложив сходить в магазин и выбрать СЕБЕ какую захочет куклу! Владельцем магазина был дед Нади и Варвары – матери Лили - Павел Егорович Колобовников. И впервые  наша будущая мама оказалась в отделе «Царство игрушек» среди многочисленных полок с  разными куклами – красавицами, плюшевыми мишками, лошадками, на которых можно кататься верхом.  Тут была и кукольная мебель, детские музыкальные инструменты: барабаны, рояли, свистульки… Чего тут только не было! Надя взяла себе такую же дочку, что и разбилась, а Лиля выбрала самую маленькую, которую можно было удержать в кулачке!.. Очень берегла Лиля свою фарфоровую малышку, но… однажды надломилась ножка. Отец аккуратно склеил её, и после уже куколка «Лилечка» большее время проводила в коробке…

Много лет прошло, сколько было событий, испытаний. Выросла Лиля, выучилась, самостоятельно работала, и, когда вышла после войны замуж и возвратилась домой, получила от своей мамы эту вещицу.  Варвара Михайловна сберегла реликвию и возвратила хозяйке.
 
Мы с сестрой по переменке держали «Лилечку» - эту гостью из прошлого  в  руках, рассматривали её наряд. Братишка в это время стрелял из танка или запускал в ванне корабль. В наследство же старинную фарфоровую куколку мама передала нашему брату.  У него было две дочери, и в то время уже родилась внучка. У меня и сестры росли сыновья…

Сейчас гостья из прошлого хранится  у правнучки нашей мамы – Алисы в Санкт-Петербурге.  У куколки уже другой наряд из синей тесьмы с серебряной ниткой.
               

По возрасту «Лилечка» глубокая старушка, ведь исполнилось 105 лет!.. В памяти же она осталась «маминой тайной» из нашего детства…

 СТЕРЕОСКОП

Вспоминаю и другие заветные старинные вещи из нашего детства.
Мне и брату дедушка иногда доверял стереоскоп с двойными картинками. Они были и цветными, и чёрно-белые. При просмотре изображение становилось объёмным. Нравились различные цветы, красивые люди в нарядах дореволюционного времени, города  с дивной архитектурой, чудесные пейзажи. Были и страшные картинки. Это место обитания чертей с рогами и хвостами. Место представляло собой просторную поляну с рекой, скалой, с водопадом и пещерой. И везде, и повсюду просматривались голые особи чертей. Пугала нас цветная картина  вскрытой брюшной полости с кишками, печенью, желудком».
Стереоскоп  с набором специальных картин дед приобрёл в начале 20 века для семейного досуга в магазине Колобовниковых, где сам работал приказчиком. Эта забавная вещь была сдана в Читинский краеведческий музей в начале 90-х гг.

 ЮБИЛЕЙНАЯ КОРОБКА

С детства помню высокую металлическую коробку, в основании которой был квадрат. Что в ней хранилось первоначально в семье моих бабушки и деда не знаю, почему-то никогда не задавалась этим вопросом. У нас в семье она предназначалась под сахар, вмещалось три килограмма. Но интересна коробка тем, что она сделана в царской России к 100 летнему юбилею победы над Наполеоном. На каждой из четырёх  стенок были изображены батальные сцены, на верху каждой стороны в овальной рамочке помещён портрет героя Отечественной войны 1812 года. Хорошо помню имена полководцев: Кутузов,  Багратион, Барклай де Толли, Ермолов. На снимающейся крышке в рамочке с выпуклыми вензелями написано: «100 лет Бородинского сражения». Картины коричнево-жёлтых тонов.
 Коробку мама передала также в Читинский музей.

 МЕХАНИЧЕСКИЕ НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ – MOZER

Партия этих настенных часов поступала в магазин Колобовниковых в разобранном виде в 1907 г. После сборки и тщательной настройки с проверкой их пустили в продажу в отличном состоянии. Интересно, что часы издавали звон каждый час и полчаса. Отбивали столько раз, сколько показывала времени часовая стрелка, когда минутная подходила к «12», а ещё раз звенели при касании минутной стрелочки цифры «6» - отмеряя полчаса. Цифры были изображены римские.
 
Мой дедушка перед свадьбой в апреле 1908 г. приобрёл часы в своё пользование. Большинство приказчиков, имеющих семьи, тоже купили эту ценную вещь. В музее Колобовниковых представлены часы семьи Фёдора Андреевича Юдина. Часы у Бусаровых – моих бабушки и деда, затем в нашей семье работали до 15 мая 2002 года, не дотянув до векового юбилея шесть лет. В этот день – день смерти мамы, часы остановились, и завести их мы не смогли…

Мама их механизм ежегодно прочищала авиационным бензином. Часы служили БЕЗОТКАЗНО  почти сто лет! В настоящее время часы представляют декоративный элемент нашей квартиры.

 ШВЕЙНАЯ МАШИНКА

У нас и ныне «живёт» и работает зингеровскаая швейная машина (ручная с ножным приводом). Как и всякий механизм требует ухода. Время от времени смазываю машину маслом. Но… сохранить полноценно её не удалось: при неизвестных обстоятельствах лопнула поперёк ножная педаль. Машина была подарена Агафьей Павловной(моя прапрабабушка) дочери  Варваре (моя бабушка, когда родился в марте 1909 г. у неё первенец-сын Александр. А приобретена она всё в том же магазине Колобовниковых.

Да, любая вещь история семьи, о многом может напомнить, многое рассказать.

12 июля 2019 г.



            


Рецензии