Эпизод 24. Ассорти
Помните эти слова? - "На дальней станции сойду, трава по пояс"... Песня Владимира Шаинского на стихи Михаила Танича? Вспомнили? Хорошо. Тогда расскажу Вам, как это песня, точнее первая строка запева, зазвучала в нашем гарнизоне, Хороль. А звучала она так - "Над дальнем приводом сойду, трава по пояс". Почему, над дальнем приводом кто то сходит, сейчас поясню...
***
В гарнизоне Хороль базировался, кроме нашего, разведывательного, ракетоносный полк - Масловский. Вот и в одну из летных смен в этом полку, после выполнения полета по маршруту возвращался экипаж... Не знаю фамилии ни командира корабля, ни членов экипажа, да это и не столь важно. Важно то, что в подвесной кабине ракетоносца, томился от изнуряющей жары, штурман-оператор. Кто не знает, поясню. Подвесная кабина штурмана -оператора( она же "желудок", "темная кабина", "конура") располагалась в бомболюке, как раз посредине, между двигателями самолёта. С системой вентиляции и кондиционирования воздуха в кабине, никто из создателей этого технического чуда, особо не заморачивался и посему температура в этой "конуре" достигала, особенно в летнее время, температуры в финской сауне. Припекало в кабине знатно, а когда еще и запускали двигатели КСР (крылатых ракет), которые подвешивались на пилонах под крылом самолёта. То еще "удовольствие"...
... Воздушный корабль на посадочном курсе: приближается к желанной ВПП чётко - "на курсе, на глиссаде", впереди ДПРМ(дальний приводной радио маяк или просто -дальний привод), экипаж к посадке самолёта готов...
Перенесемся в кабину штурмана- оператора.
Он тоже к посадке готов! Он желает посадку самолёта, наверное, больше в сто крат, любого из членов экипажа! Дело в том, что указатель температуры воздуха в кабине, точнее стрелка указателя, давно уже стремится перепрыгнуть за максимум, указанный на приборе...
... При подходе к ДПРМ в кабине штурмана- оператора раздается хлопок и кабина моментально наполняется(как подумал штурман - оператор) дымом.
- Пожар! Дым в кабине! Задохнусь!!!-пронеслись мысли в голове оператора. И тут же им принимается решение на своё спасение- сбрасывает крышку люка, чтобы получить доступ к воздуху... После сброса крышки люка, в кабину врывается яркий солнечный свет... - А, вот и огонь!!!- проносится в голове очередная мысль и руки оператора автоматически ложатся на рукоятки "выстрел" катапультного сиденья...
***
*Небольшое отступление
Кто в теме, тот наверняка, прочитав про действия оператора от момента появления дыма в кабине до ..."руки оператора автоматически ложатся на рукоятки "выстрел" катапультного сиденья...", отметил неправильность действий штурмана - оператора, при возникновения особого случая в полёте- пожар в кабине самолёта.
Да, первое действие штурмана оператора, это подтянув кислородную маску, немедленно доложить об этом командиру корабля, раз. Второе, отключить все потребители, которые питаются от бортовой сети. Оценить обстановку- высота, скорость, дальность до ВПП. Действовать, в дальнейшем по командам командира корабля. Если бы, оператор, сделал бы всё так, как перечислено выше, то и не было бы, наверняка, этого рассказа... Но. Штурман- оператор принадлежал к когорте - "вечный второй штурман", т.е. карьера штурмана закончилась на первой ступеньки штурманской карьеры - второй штурман или , как у ракетоносцев - оператор. Занимал должность, наш герой, начальника ПДС(парашютно десантная служба). Поэтому, он оценил, лишь один момент- Высота 330 -340м, то есть уже меньше, чем минимально допустимая при экстренном покидании самолёта( при катапультировании вниз это 350м), но оператор был опытным парашютистом и не сомневался в благоприятном исходе катапультирования. Таким образом, молчком, наш герой покинул самолёт...
***
Отделение от катапультного сиденья, наполнение купола парашюта и практически сразу- приземление на поверхность родной Земли! Самолёт же полетел дальше, как говорится: "Отряд не заметил потери бойца!".
***
Погасив купол парашюта, наш герой, аккуратно свернул его, водрузил на спину и направился к населённому пункту Ленинское , которая расположилась как раз за ДПРМ в направлении на ВПП АС "Цветной".
В тоже время на аэродроме...
...Посадка. Руление на стоянку. Встречающий старший техник корабля, подаёт сигнал об выключении двигателей. Командир корабля освобождается от привязных ремней парашютной системы, с удовольствием потягивается от приятного чувства удачного завершения очередного полёта. В этот момент через нижний люк в переднюю проникает старший техник корабля. На лице которого гримаса растерянности и тревоги, одновременно. Обращается к командиру корабля:
- Командир, а где оператор?
- Как, где? В своей кабине, где ещё? Может, уже курить, смылся?
- Так я подхожу к его кабине, чтобы люк открыть...а, люка то и нет!. Катапульты и самого оператора-тоже нет! Где Вы его потеряли?
Командир, с остальными членами экипажа, пулей мчатся к бомболюку. Подбежав в подвесной кабине, застывают в оцепенении- в фюзеляже самолёта-чёрная дыра...
Начинают прогонять в памяти последний отрезок полёта. Когда в последний раз выходил на связь штурман-оператор. Выяснилось, что доклад о своём самочувствии, командир получил перед выходом на посадочный курс. Дальше было уже не до него...
- Мдее... Дела... Экипаж! Никуда не расходитесь, ждёте меня! Я на КДП, доложу о пропаже оператора,- распорядился командир экипажа и помчался на доклад...
В деревне Ленинское.
Пришёл наш герой в деревню, нашел сельсовет. В Сельсовете потребовал предоставление ему телефонной связи, под предлогом того, что он будет озвучивать по телефону информацию не для "крестьянских ушей", выгнал всех из здания. По коммутатору вышел на "верх" КДП, прямо на РП. Разговор пошёл примерно по такой схеме: " А, Вы тут сидите, а наш самолёт разбился , я один живой остался из всего экипажа!!!"
- Слава Богу, что ты живой! Откуда звонишь? - радостный голос РП.
Получив информацию о местонахождении оператора, дал команду:
-Сиди там, за тобой пришлю машину!
***
Через некоторое время.
Доставили нашего оператора на аэродром без приключений. Там он узнал, что никого пожара в его кабине не было, а просто он высокой температуры, самопроизвольно разрядился бортовой огнетушитель. Его содержимое он принял за дым, а яркий солнечный свет, после сброса люка - за пламя.
Короче, это был его крайний, нет, последний полёт. Сняли его с лётной работы. Дальнейшую судьбу его не знаю.
Капитан Навага.
Этот персонаж, служил в нашей 134 ОГДРАЭ. Занимал должность аналогичную выше описываемому герою, да и летал то в той же должности, только не оператором, а вторым штурманом. Фамилию , имя его не помню, потому как среди лётного состава он проходил под прозвищем - Навага. Почему Навага? Да потому что , уж очень любил он эту рыбу ловить. Вот и пошло от этой страсти - капитан Навага. Представляю небольшой сюжет, который часто вспоминал лётный состав, на посиделках в курилке, возле штаба части...
***
- Навага пошла!!! Есть желающие, на залив, со мной на рыбалку? Два места свободных есть в моём мотоцикле! -объявляет капитан Навага в пятницу, в конце рабочего дня. Желающих нашлось намного больше, но "Боливар, не вынесет больше двух человек", посему два, отобранных счастливчика, заверяют Навагу, что спиртное и закуска лежит на них, а от него только наживка для рыбалки. На этом и порешили. После того, как затарятся едой и спиртным(наживка: опарыш и черви у Наваги были всегда наготове)- тут же отчаливают на рыбалку. Буквально через два часа "Боливар" капитана Наваги умчался в сторону Залива Петра Великого. Смеркалось...
***
Рыбаки прибыли на место, когда уже изрядно стемнело. До полной темноты оставалось не больше десяти- двадцати минут, поэтому обустраивали место ночёвки, рыбаки, в авральном режиме. Расположились. Решили, что с первыми лучами солнца - выгребаем на рыбалку, а пока, как водится надо обозначить начало рыбалки. Сказано- сделано. В начале - "по соточке" за рыбалку, потом - "между первой и второй, промежуток не большой", потом "Бог любит Троицу"...
... А вот и утро. С трудом разлепив глаза, рыбаки начинают укладывать снасти в баркас Наваги. Удочки, подсаки, остатки спиртного, банки с консервами...Стоп! А где же опарыш, черви?!!
- Навага! Где черви и опарыш?! - вопрошает один из рыбаков.
- Как где? В банках из под консервов! - отвечает Навага.
Рыбаки начинают перебирать банки... Практически все банки с консервами остались целёхонькими, и обнаружилось только несколько несколько пустых банок...в которых, должны были быть черви и опарыш...
- Твою же, мать! Мы походу вместо консервов, закусывали наживкой для рыбалки!!! - констатирует капитан Навага. Рыбаки, без лишних команд, начинают опорожнять желудки...
Закончив процедуру очищения, рыбаки, в полном молчании, загрузили снасти обратно в мотоцикл и убыли в гарнизон. Какая тут рыбалка, когда съедена вся наживка...
В дороге до дома, договорились, что на вопросы, типа, почему так рано вернулись и без рыбы, отвечать - клёва не было.
Тайна, оставалась тайной, ровно до первой пьянки с участием тех самых рыбаков, которые рассказали, как их Навага червями накормил и стала всеобщим достоянием, в ряду многих баек, личного состава авиа эскадрильи.
***
Свидетельство о публикации №225042601538