Человек из мрамора по-советски? Был замысел?

Название статьи на других хостингах:

Из замысла "Человека из мрамора" по-советски получился...
В плане подготовки к 100-летию Анджея Вайды в марте 2026

Экспромт-предисловие, рожденное после отзывов первых читателей.
То, что было в жизни: фильм о том, как главный герой, в свое время передовик труда, вдруг начал конфликтовать с властью и искать смерти, возымел популярность и успех в международном масштабе. В отличие от фильмов о передовиках труда советского производства...
А на советских кинематографистов это произвело такое впечатление,что они решили сделать нечто свое не хуже..

Стоп... С чего начинать? Может быть, с того, что после пары занятных статей за прошлую недельку, о первой межрегиональной торговой операции (первая) и о переформатировании понятия "бронзовый век" (вторая) ближайшее, то что более-менее наклевывается - это весьма долгожданный 50-летний юбилейный показ "Даешь гол, Польша" ("Polska, Gola" на языке оригинала), который будет объявлен дополнительно... (правда, осталась лишь такая "мелочь", как найти мало-мальски серьезных и промотивированных партнеров:) ), и, если все будет отлично, то его можно будет показать буквально этим летом (ха-ха).
 
 

Определенную закономерную полонофобию приходится, правда, преодолевать ежедневно... Большинство современных граждан России представляет Польшу беспросветным русофобским государством. Говоря по-крупному, зря, хотя то, что наблюдается - это то, что эмоции страха определенных слоев общества Польши перед Россией переформировались в эмоции страха определенных слоев общества России перед Польшей... Может быть, комплексы, связанные с ожиданием ответных ударов, может быть, ожидание некоего возмездия, может быть, неготовность и неумение говорить на европейском языке, может быть, еще что-то... При этом о том, что Польша, говоря по-крупному - это страна переплетения противоречий, причем весьма неплохо проинформированная о жизни в России, часто забывается.
Но, в любом случае, русофильские слои общества в Польше существуют, некоторые их представители даже овладели техникой ведения видеохостингов, о чем автор этих строк однажды рассказал в видео-виде, и многие из их членов весьма активно отметили день 80-летия Победы.
 
 

Определенную закономерную полонофобию приходится, правда, преодолевать ежедневно... Большинство современных граждан России представляет Польшу беспросветным русофобским государством. Говоря по-крупному, зря, хотя то, что наблюдается - это то, что эмоции страха определенных слоев общества Польши перед Россией переформировались в эмоции страха определенных слоев общества России перед Польшей... Может быть, комплексы, связанные с ожиданием ответных ударов, может быть, ожидание некоего возмездия, может быть, неготовность и неумение говорить на европейском языке, может быть, еще что-то... При этом о том, что Польша, говоря по-крупному - это страна переплетения противоречий, причем весьма неплохо проинформированная о жизни в России, часто забывается.
Но, в любом случае, русофильские слои общества в Польше существуют, некоторые их представители даже овладели техникой ведения видеохостингов, о чем автор этих строк однажды рассказал в видео-виде, и многие из их членов весьма активно отметили день 80-летия Победы.
 
 

Теперь попытаемся понемногу приближаться непосредственно к теме статьи. Автору этих строк как-то захотелось еще раз взглянуть на игру Радзивилловича и Янды (исполнители главных ролей в "Человеке из мрамора", как несложно догадаться), и ему удалось с высокой степенью подробности освежить сюжет фильма... который в свое время взбудоражил многих, и которому, кстати, в году будущем исполняется пятьдесят лет.
И тут подступила первая волна интриги.. Передовик производства, родившийся в селе недалеко от Кракова, прошедший и через почет и уважение, и через славу, и, после одного фатального поворота в его жизни, и через ложные обвинения, и через борьбу с коррупционными явлениями в партии и власти, и через тюрьму, и через бегство жены, уже давно превратившийся в маргинала и оппозиционера, и, в конечном счете, услышавший однажды выстрелы при столкновении сил официальной власти и бастующих рабочих, в итоге прямо пошедший в самое пекло столкновения и сраженный насмерть пулей... И в этот момент, как ясно следует из эпизода во втором фильме сиквела, "Человек из железа", 1980, он вел себя так, будто сам смерти и искал...
 
 

А на этом о сиквеле Вайды, наверное, и все. Не забыв упомянуть о том, что он сумел за короткое время завоевать сердца многих кинокритиков и зрителей по обе стороны от железного занавеса. Психологическая драма без малейших себе намеков на социалистический реализм. Если вспомнить определение этого жанра, данное прекрасной дамой по фамилии Толстая, по имени Татьяна, по профессии писательница и телеведущая, "социалистический реализм - это не более чем искусство лести начальству в доступной для него форме".
В свете того, что, повторимся, у Вайды на этот самый социалистический реализм - ни намека, у кое-кого из представителей русскоязычного пространства, советского кинематографа вызвать отвисание вниз подбородка от удивления, обилие всплесков озарения в стиле "вот как надобно снимать!", и... просто примерные сценарные схемы того, как без этого самого соцреализма можно было бы обходиться...
 
 

Стоп.. если речь в целом идет о вполне себе такой советской социалистической теме, как тема передовиков производства, то, может быть, можно вспомнить пару-тройку кинопроизведений по данной теме?
Всегда пожалуйста ! И дядя Яндекс здесь нам лучший подсказчик !
• Ткачиха-передовик из фильма «Светлый путь» (1940). "Главная героиня картины Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли из простой швеи-домработницы превращается в передовика, добивается невероятных успехов в работе и обретает заслуженные награды". Четко просматривается сюжет типа "Победа"
• Василий Губанов из фильма «Коммунист» (1957). "Главного героя, наряду с Алексеем Мересьевым из «Повести о настоящем человеке» и Соколовым из «Судьбы человека», ряд кинокритиков считает «былинными богатырями советского кино»". Четко видны элементы сказочности..
• Герои эпопеи «Большая семья» (1954). "Картина рассказывает о целой династии рабочих-судостроителей, которые и работе отдают себя без остатка, и дома переполнены эмоциями". В комментариях к инго-блоку об этом фильме, составленным Яндексом же, четко и открытым текстом указывается "розовость" этого фильма и вполне понятная попытка изобразить ту идеальную картину отношений межу начальством и рабочими, которая и была одной из целей и задач соцреализма. Опять соцреализм.
Можно дать кадры из этих фильмов, но именно в этом месте статьи это было бы немного маргинально и отвлекало от главной мысли.
Один тонкий момент. Соцреализм – это всего лишь творческий метод. Но есть еще такое понятие, как жанр. И взгляд на вопрос с этой точки зрения сможет пролить свет на многое… Ну, если не на многое, то кое на что. А заодно проведем некие рассуждения. Как хочется верить – не очень скучные для читателей.

* * *
Если паренек – передовик труда, эдакий бравый мастер на все руки, да еще стахановец, да еще с миром окружающим в ладах пребывает, то любо-дорого глядеть на это все. Он вселяет во всех окружающих спокойствие и уверенность, это выражается в потоке положительность эмоций, в том числе в добром юморе, и в кинематографе наиболее органичное воплощение этого – это лирическая комедия. Чем-то напоминающая простенькую русскую добрую сказку. К тому же с весьма широкой целевой аудиторией.
Но, разумеется, есть и другие жанры. Есть эпопея, есть мелодрама, есть просто драма, есть трагедия. Есть экстремальные формы фантазий: фантастика, фантасмагория и т.д.
Различия между некоторыми жанрами часто стираются. Есть просто попытки синтеза жанров как оптимальный путь творческого решения.
Немного конкретных примеров, не очень сильно вдаваясь в подробности.
Заслуженный первый по порядку номер в списке – это «Светлый путь», реж. Г.Александров по сценарию В.Ардова, 1940. Весьма удачное, с точки зрения многих, сочетание различных жанров: и эпопеи, и лирической комедии, и даже фантастики. Шутки связаны в основном с ухаживаниями мужчин за главной героиней, а эпическая компонента - с производственной карьерой главной героини Тани Морозовой в исполнении Любови Орловой. Корни фильма банальны – разворачивающееся в стране в те годы стахановское движение.
Несколько иначе тема труда звучит в «Свинарке и пастухе» И.Пырьева по сценарию В.Гусева, 1941. Правда, там уже конфликтная линия более поляризована и более подчеркнута: конкуренция между двумя женихами за одну невесту.
Так-с… Автору статьи хочется повести себя навязчиво и мягко намекнуть, что как раз русскоязычные фильмы с данноц тематикой
Можно вспомнить не только видеопроизведения в целом, но и отдельные эпизоды из них. К примеру, сцену с репризными шутками, связанными со словом «ударник», прозвучавшими в лирической комедии А.Павловского  «Архимеды», 1975.
Теперь эпопеи. Они грандиозны, многоперсонажны, т.е. с обилием персонажей и сюжетных линий, многотематичны, и куда лучше подходят под формат сериалов, чем под формат отдельных фильмов. Целый букет конфликтных линий удалось изобразить в сериале «Мужество», реж. Б.Савченко, на основе одноимённого романа В.Кетлинской, , 1980, о строительстве Комсомольска-на-Амуре, 1980. В снятом за несколько лет до него сериале «Наследники», реж. В.Исаков по роману Н.Сизова. Четко видна конфликтная линия между хорошим и очень хорошим, весьма характерная для т.н. советского производственного кинематографа.
Звучала и тема героизма во имя высоких достижений. Как это имело место, к примеру, в фильме А.Зархи «Высота», 1957, автора сценария Михаил Папава. Тогда это привело к травматизму одного из героев фильма, и при этом не обошлось без черт отрицательного героя у его начальника, который не рискнул брать ответственность на себя.
Теперь давайте бросим взор на крайнюю форму конфликтности. На Д’Артаньянство. Это когда «вы все нехорошие люди на разные буквы….., а я хороший человек  на букву «д»». И взгляд на уже упомянутый фильм Ю.Райзмана «Коммунист», по сценарию Е.Габриловича, 1957, был бы объективен не только с точки зрения рассмотрения нашей любимой темы героизма во имя высоких достижений, но и с точки зрения фактически очень жесткой и многопараметричной конфликтной линии фильма, вызванной весьма специфичным характером героя. Фактически он был в конфликте с очень многим и очень многими из окружающего его мира, и с точки зрения воспроизведенный несколькими страницами выше цитаты, вполне был похож на былинного героя.
И в итоге главный герой гибнет. Как со временем гибнет, кстати, и исполнитель главной роли Евгений Урбанский.
А вот это совсем уж интригует, ибо дело тут ни много ни мало попахивает шекспировщиной. Уж у последнего в трагедиях герои гибнут регулярно. При этом одно резонное замечание, что не хотелось бы упускать из виду и хотелось бы сакцентировать на нем внимание: он в конфликте со многими, но ни в коем случае не со своим партийным начальством ! И он борется с окружающим миром именно за претворение в жизнь решений своего начальства, но ни в коем случае не занимается ни внутрипартийной борьбой, ни реструктуризацией производственных отношений. Он как бы появляется в готовой производственной структуре и в ее рамках действует.
Минутку - скажет читатель - Неужели сюжет с трагической гибелью главного героя во имя идеалов добра и справедливости впервые имеет место здесь, в этом произведении?
Нет, разумеется. Не здесь. Но: здесь главный герой является представителем мирной, отнюдь не силовой профессии

* * *
Опять три звездочки. Опять новые грани, новые вопросы. Новый раздел статьи.
А теперь о т.н. шекспировщине с гибелью главного героя как крайней форме развития конфликтной линии более подробно. У обычного человека обычная жизнь имеет две грани: жизнь производственная и жизнь личная. В отдельных случаях человека хватает и на жизнь непроизводственную, с такими ее сферами, как спорт, наука и искусство. Но они вне нашего рассмотрения, вне темы нашей статьи, ибо спорт в его классическом понимании есть борьба благородных, и любые противоречия, в том числе столкновения интересов, вполне себе могут разрешаться, у людей из мира науки интеллектуальный потенциал вполне достаточен для того, чтобы разрешать многие вопросы, связанные с антагонизмами. А искусство, как известно, связано во многом с тонкими материями и проявляется часть в весьма и весьма бережном отношении творческих единиц друг к другу. Несмотря на отдельные конфликтные ситуации.
Выраженную мысль можно продолжить: есть еще жизнь клубная, где в центре внимания находится круг общения человека. Но она весьма гибка и адаптивна, особенно в условиях городской среды.
Есть еще жизнедеятельность, связанная с защитой чести и достоинства, как своей, так и родных и близких. Есть для особо выдающихся и способных, для особо сильных и мощных, борьба за власть. Есть еще жизнь партийная, в ряде случаев тесно сопряженная с борьбой за власть.
А она выглядит по-разному для разных систем, но для социализма существовала жесткая иерархия. И жесткие программа, устав, манифест, принципы, традиции. Сквозь нее проходило многое: и борьба за власть, и борьба за влияние… А раз подобная борьба, то и почва для конфликтогенности..
Правда, здесь нужна одна оговорка: не лишне будет напомнить, что жизнь партийная в условиях СССР носила как производственный, так и территориальный характер.
В целом: если мы продолжим рассмотрение взаимосвязи конфликтности и шекспировщины, точнее, взгляд на шекспировщину как весьма вероятный трагичный путь разрешения конфликтов, связанный с уходом из жизни героя, то мы должны в столбик выписать вышеперечисленные три типа конфликтов:
- производственные
- семейные, или лично-семейные
- связанные с борьбой за власть или защитой чести и достоинства
Для четкой конкретности последнюю фразу хочется уточнить: без влияния каких-либо производственных отношений.
Несмотря на всю банальность, хочется как-то сакцентировать внимание на том, что это не одно и то же. Последний тезис будет весьма ярко просматриваться сквозь кинематограф.

* * *
Вновь взгляд на «Человека из мрамора». По сюжету главный герой получает ожог, оставляет профессию строителя и занимается делами социальными. Далее он сталкивается с несправедливостью по отношению к своему другу, непонятно за что обиженному органами власти, в результате чего у него резко меняется к ней отношение. Тип конфликта из трех вышеупомянутых – связанный с защитой чести и достоинства.
И… вновь возврат к деятелям советского кинематографа, ощутивших обилие всплесков озарения в стиле "вот как надобно снимать!" после просмотров этого фильма. Берем, строим сценарную схему... Берем весь опыт темы передовиков производства в кинематографе. Частично упомянутый в этой статье.
А здесь уже реалии чуть другого реализма, не вполне социалистического. Если можно так сказать. Дело в том, что среди представителей советского рабочего класса у тех, кто некогда отличился как передовик или ударник  были следующие естественные пути развития ситуации:
• он делает служебную карьеру (вступает в партию, идет в начальство, органично продвигается по службе вверх),
• он просто, в случае регионала, переселяется в Москву,
• он остается на всю жизнь трудиться на том же месте, что весьма характерно для сельских тружеников
• он получает производственную травму и... этот момент часто оказывается ключевым, и история может обрасти некими ответвлениями... при этом в одном пикантном случае
• в случае экстремальной психики, он спивается (если это он), а она сходит с ума (если это она)

Да, но вот тип конфликтной линии – это таковая, связанная с защитой чести и достоинства против не вполне заслуженных посягательств со стороны власти. Или всякого рода негодяев, засевших во власти. Получался бы мотив борьбы с «врагами народа», засевшими во власти. Своего рода сталинизм дня сегодняшнего.
Кстати. К тому моменту, к середине 70-х, духовная оппозиция власти вырисовалась примерно по трем течениям:
- т.н. почвенники, или т.н. "русопятые", если позволить себе рискнуть в подборе такого выражения, видевшие жизненную опору свою в традиционном русском укладе жизни,
- т.н. "ортодоксальные марксисты", видевшие в представителях власти вероотступников и всячески их критиковавшие, причем не хуже, чем это делал журнал "Китай", и
- диссиденты. Пиаровски везло больше всего  именно им. Два предыдущих течение разве что нашли отражение в литературе и публицистике

Вернемся к сценарной схеме...
На выходе сценарной схемы наш герой должен был трагически или не очень трагически уйти из жизни. Так было у Вайды (у него. правда, герой предварительно куда-то пропадал, выпадая из поля зрения многих на долгое время). Просто вступление в ряды некой оппозиции и даже попираемой церкви было просто исключено - получилась бы слишком нежелательная политическая окраска, ярко конфликтующая с пиаровско-идеологической установкой той эпохи "о руководящей и направляющей роли КПСС"..
Тогда что же оставалось? Тогда выход был один: он гибнет по причине личной жизни. Технически: то же самое самоубийство... Или смерть по причине небрежности... Второе несколько менее трагично, но значительно более идеологически нейтрально.
С одним маленьким тонким моментом: у нас при этом меняется тип конфликтной линии! О которых речь шла немного выше.
Если позволить себе пройтись по негативу... Не выдержала психика? Но годы ведь... Уже явно не первая молодость.. Семейные невзгоды? Ну, допустим, жена, дети как-то плохо себя ведут, склоки по причине не лучшей взаимной уживчивости и вообще все идет не туда...
Но как-то все равно цельный образ складывался бы с трудом... Так или иначе нужно было бы изобразить эпизодов так десять перехода от высокого позитива молодости до крайне низкого негатива жизни взрослой... Иначе не потянуло бы это все на достойный отклик Вайде. И вообще это все получалось как своего рода путь "морального падения", что крайне не приветствовалось в советском кинематографе.
И вот тогда могло прийти просто гениальное сценарное решение: а что, если образ феминизировать? То есть, вместо мужчины дать женщину? Тогда все вполне было бы объяснимо с точки зрения куда более тонкой и ранимой женской психики. И, возможно, даже в самоубийстве потребность бы отпала, вполне достаточным было бы попадание в ДТП. Для этого достаточна потеря самоконтроля ввиду легкой депрессии, вполне объяснимой тонкой женской психикой. Или просто желание от всего жизненного негатива отрешиться.
Это финал, а начало? Тоже вполне понятно какое: красавица, комсомолка, спортсменка... Затем годы зрелые, угасание, увядание, не очень удачная жизнь личная, конфликты с родственниками, депрессии... Не лучшие отношения с родственниками, не лучшая удовлетворенность от детей...
Но ведь нечто подобное не очень легко изобразить... Но ведь нечто подобное не очень легко сыграть.. Молодость и зрелые годы - здесь вообще вопрос ставится о двух разных актрисах, хоть как-то друг на друга похожих..
Стоп... А ведь от этого можно вообще и не изображать. А ведь вполне себе можно ограничиться сценами молодости, причем даже без видео, причем даже в виде статичных фото ! Семейный фотоальбом... А сцена гибели была бы одной-единственной видео-сценой с героиней... А конфликты в семье, пусть даже потенциальные, можно прописать, к примеру, в сценах похорон и поминок... Да, но это все не тянет на сюжет художественного фильма - но... Из этого вполне бы получилась сюжетная линия...
 
 
Стоп, стоп... Дорогие читатели ! Фильм как, начинает узнаваться? 1978 год выпуска...
А сюжетная линия фильма такова, что главная героиня попадает под колеса автомобиля. Зовут ее Анна Егоровна. Кто ее играл, не вполне понятно: в титрах такая роль отсутствует, а в стоп-кадре единственного видео-отрезка с ней узнается мужская фигура. Затем о неких подробностях ее жизни начинает говорить сцена похорон, где среди прощающихся узнается актер Евгений Леонов. Затем - сцена поминок в ее квартире, куда герои, муж плюс жена (фамилия их героев - Веденеевы, играют их Купченко и Янковский, причем в момент ДТП именно персонаж Янковского был за рулем), попадают в разгар следствия. Там выходит на первый план весьма напряженная семейная атмосфера, в которой самым колоритным выглядит персонаж Юрия Назарова по фамилии Королев, пьющий некую жидкость прямо из горла бутылки и произносящий гостям весьма откровенную фразу "Катись отсюда"!
 
 
И, разумеется, хэппи-энд, где персонаж Янковского оправдан. Сцена торжества любви вместе с героиней Купченко.
 
 

Да, даже немного досадно, что фильм малопопулярен. Как хочется верить, он вполне себе идентифицирован: Вадим Абдрашитов. "Поворот". По сценарию Александра Миндадзе. С официальной версией - экранизация романа Вениамина Каверина "Крутой поворот".
Вот так интрига.. Официальная версия - одна, версия автора этих строк - совсем другая..
При этом... При этом имя Вениамина Каверина, автора знаменитых "Двух капитанов", экранизированных за два года до этого, в титрах отсутствует.
При этом... При этом в списке его литературных произведений отсутствует произведение под названием "Крутой поворот". По крайней мере, в той версии его биографии, что висит в интернете. Это навевает мысли весьма грустные...
Кто здесь, в этом вопросе, был бы наиболее компетентным? Наверняка и здравствующий, и творящий Александр Анатольевич Миндадзе. Уж что-то, а сценарные способности генетически было ему от кого перенимать: его отцом был Анат;олий Бор;исович Гр;ебнев (псевдоним, настоящее имя Густав Борисович Айзенберг) - известный советский сценарист, что написал сценарии для: - "Дикая собака динго" (1962) - "Июльский дождь" (1966) - "Сильные духом" (1967) - "Ни слова о футболе" (1968) - "Утренний обход" (1979) - "Карл Маркс. Молодые годы" (1980) - "Прохиндиада, или Бег на месте" (1984)
 
 
Наиболее значимым из этих фильмов считается фактически своего рода кино-гимн шестидесятников "Июльский дождь" (1966), снятый грузинским режиссером Марленом Хуциевым (Хуцишвили). Влияние, если не сказать более жестко - подражание фильму Фредерико Феллини "Сладкая жизнь" вполне себе ощутимо, только об этом не всегда принято говорить. Если не сказать жестче.
 
 
Его сын Александр взял фамилию от матери, поэтому он всему миру кинематографа и стал известен именно как Миндадзе, а не как Гребнев или Айзенберг. И тогда, когда сын работал над сценарием нашего "Поворота", его отец вполне себе мог работать над сценариями фильмов "Двое в новом доме" (1978), "Путешествие в другой город" (1979), "Утренний обход" (1979) (кстати, с Андреем Мягковым в главной роли и неплохо пропиаренный, к тому же самый громкий фильм из фильмографии Аиды Манасаровой, урожденной Елиховой), "Карл Маркс. Молодые годы" (1980), "Частная жизнь" (1982), "Время желаний" (1984). Последний из них считается последним фильмом Юлия Райзмана, в представлении не нуждающимся. Уже упомянутый здесь как режиссер «Коммуниста».
Волею судеб он стал автором известной фразы, сказанной в адрес Абдрашитова: "Дипломный фильм снял? Пошли работать!". Так было сформулировано приглашение на Мосфильм. Что автоматически поставило Вадима Юсуповича в роль наследника традиций Ромма (во ВГИКе он начал учиться именно на его курсе) и Райзмана. И это ему службу добрую еще сыграет.
А "Поворот" оказался его вторым фильмом. Первым, тоже весьма небанальным, было "Слово для защиты" с весьма небанально звучащей женской темой...
 
 
Стоп... Да, в изложении этого материала пора сказать "стоп". Ощущение, что тема раскрыта хоть как-то, имеется. Необъятное объять невозможно. О Вадиме Юсуповиче Абдрашитове автор этих строк обязательно еще что-то напишет. А, может быть, даже смонтирует: материал его проводов в последний путь и прощания с ним в доме кино примерно два года назад, снятый автором, пока вообще не задействован. В том, что все началось с Вайды и с попытки творческого ответа на "Человек из мрамора", пусть даже и с применением наработок русскоязычной литературы и кинематографа, автор статьи не сомневается.
Кстати, из отзывов о «Повороте» на "киноэксперте".. «Совсем не типичный фильм советского кинематографа».
И, помимо прочего, возник же весьма занятный пиаровский тупик: а как это фильм вообще пиарить? "Поворот" этот... Ведь настолько ясно было видно, что, дай волю размаху, был бы фильм с солидным временным охватом, но вот размаха то и не было... Вот особо и не пиарили... Мнение читателей? Ну и самое последнее, о чем точно нельзя забывать, когда говоришь о кино... Ах, финансы, финансы... Откуда-то и по какой-то причине они ведь появились...
И совсем уж напоследок. Конфликтная линия на сугубо производственную тему, приведшая к гибели  главного героя, весьма неплохо просматривается в фильме И.Шатрова по повести В.Липатова «И это все о нем». Там погибший герой неплохо зарабатывает, но вот производственная власть в виде мастера участка не ахти как идеальна. А он, как назло, секретарь комсомольской организации.  К тому же влюбленный в дочь своего начальника.
Но: это тема отдельного разговора.
А упомянутая еще  "Даешь гол, Польша" оказалась источником вдохновения для "Россия с нами не пропадет".


Эту статью может увидеть больше людей
Настройте продвижение для привлечения внимания к публикации и роста числа подписчиков
Настроить продвижение
Cпорт. Наука. Искусство
ваш канал
Перейти в Студию
Из замысла "Человека из мрамора" по-советски получился... В плане подготовки к 100-летию Анджея Вайды в марте 2026
26 апреля
14
18 мин
Стоп... С чего начинать? Может быть, с того, что после пары занятных статей за прошлую недельку, о первой межрегиональной торговой операции (первая) и о переформатировании понятия "бронзовый век" (вторая) ближайшее, то что более-менее наклевывается - это весьма долгожданный 50-летний юбилейный показ "Даешь гол, Польша" ("Polska, Gola" на языке оригинала), который будет объявлен дополнительно... (правда, осталась лишь такая "мелочь", как найти мало-мальски серьезных и промотивированных партнеров:) ), и, если все будет отлично, то его можно будет показать буквально этим летом (ха-ха).

Определенную закономерную полонофобию приходится, правда, преодолевать ежедневно... Большинство современных граждан России представляет Польшу беспросветным русофобским государством. Говоря по-крупному, зря, хотя то, что наблюдается - это то, что эмоции страха определенных слоев общества Польши перед Россией переформировались в эмоции страха определенных слоев общества России перед Польшей... Может быть, комплексы, связанные с ожиданием ответных ударов, может быть, ожидание некоего возмездия, может быть, неготовность и неумение говорить на европейском языке, может быть, еще что-то... При этом о том, что Польша, говоря по-крупному - это страна переплетения противоречий, причем весьма неплохо проинформированная о жизни в России, часто забывается.

Но, в любом случае, русофильские слои общества в Польше существуют, некоторые их представители даже овладели техникой ведения видеохостингов, о чем автор этих строк однажды рассказал в видео-виде, и многие из их членов весьма активно отметили день 80-летия Победы.

Футболка "80 лет Победы" стоимостью в 35 злотых.. Около 600 р. в российских деньгах
Теперь попытаемся понемногу приближаться непосредственно к теме статьи. Автору этих строк как-то захотелось еще раз взглянуть на игру Радзивилловича и Янды (исполнители главных ролей в "Человеке из мрамора", как несложно догадаться), и ему удалось с высокой степенью подробности освежить сюжет фильма... который в свое время взбудоражил многих, и которому, кстати, в году будущем исполняется пятьдесят лет.

Радзивиллович и Янда в кадре
И тут подступила первая волна интриги.. Передовик производства, родившийся в селе недалеко от Кракова, прошедший и через почет и уважение, и через славу, и, после одного фатального поворота в его жизни, и через ложные обвинения, и через тюрьму, и через бегство жены, уже давно превратившийся в маргинала и оппозиционера, и в конечном счете, услышав однажды выстрелы при столкновении сил официальной власти и бастующих рабочих, прямо пошедший в самое пекло столкновения и сраженный насмерть пулей... Причем в этот момент, как ясно следует из эпизода во втором фильме сиквела, "Человек из железа", он вел себя так, будто сам смерти и искал...

Главный герой за секунду до гибели
А на этом о сиквеле Вайды, наверное, и все. Не забыв упомянуть о том, что он сумел за короткое время завоевать сердца многих кинокритиков и зрителей по обе стороны от железного занавеса. Психологическая драма без малейших себе намеков на социалистический реализм. Если вспомнить определение этого жанра, данное прекрасной дамой по фамилии Толстая, по имени Татьяна, по профессии писательница и телеведущая, "социалистический реализм - это не более чем искусство лести начальству в доступной для него форме".

В свете того, что, повторимся, у Вайды на этот самый социалистический реализм - ни намека, у кое-кого из представителей русскоязычного пространства, советского кинематографа вызвать отвисание вниз подбородка от удивления, обилие всплесков озарения в стиле "вот как надобно снимать!", и... просто примерные сценарные схемы того, как без этого самого соцреализма можно было бы обходиться...

Анджей Вайда (1926 - 2016)
Можно дать кадры из этих фильмов, но именно в этом месте статьи это было бы немного маргинально и отвлекало от главной мысли.

Один тонкий момент. Соцреализм – это всего лишь творческий метод. Но есть еще такое понятие, как жанр. И взгляд на вопрос с этой точки зрения сможет пролить свет на многое… Ну, если не на многое, то кое на что. А заодно проведем некие рассуждения. Как хочется верить – не очень скучные для читателей.

* * *

Если паренек – передовик труда, эдакий бравый мастер на все руки, да еще стахановец, да еще с миром окружающим в ладах пребывает, то любо-дорого глядеть на это все. Он вселяет во всех окружающих спокойствие и уверенность, это выражается в потоке положительность эмоций, в том числе в добром юморе, и в кинематографе наиболее органичное воплощение этого – это лирическая комедия. Чем-то напоминающая простенькую русскую добрую сказку. К тому же с весьма широкой целевой аудиторией.

Но, разумеется, есть и другие жанры. Есть эпопея, есть мелодрама, есть просто драма, есть трагедия. Есть экстремальные формы фантазий: фантастика, фантасмагория и т.д.

Различия между некоторыми жанрами часто стираются. Есть просто попытки синтеза жанров как оптимальный путь творческого решения.

Немного конкретных примеров, не очень сильно вдаваясь в подробности.

Заслуженный первый по порядку номер в списке – это «Светлый путь», реж. Г.Александров по сценарию В.Ардова, 1940. Весьма удачное, с точки зрения многих, сочетание различных жанров: и эпопеи, и лирической комедии, и даже фантастики. Шутки связаны в основном с ухаживаниями мужчин за главной героиней, а эпическая компонента - с производственной карьерой главной героини Тани Морозовой в исполнении Любови Орловой. Корни фильма банальны – разворачивающееся в стране в те годы стахановское движение.

Несколько иначе тема труда звучит в «Свинарке и пастухе» И.Пырьева по сценарию В.Гусева, 1941. Правда, там уже конфликтная линия более поляризована и более подчеркнута: конкуренция между двумя женихами за одну невесту.

Так-с… Автору статьи хочется повести себя навязчиво и мягко намекнуть, что как раз русскоязычные фильмы с данноц тематикой

Можно вспомнить не только видеопроизведения в целом, но и отдельные эпизоды из них. К примеру, сцену с репризными шутками, связанными со словом «ударник», прозвучавшими в лирической комедии А.Павловского «Архимеды», 1975.

Теперь эпопеи. Они грандиозны, многоперсонажны, т.е. с обилием персонажей и сюжетных линий, многотематичны, и куда лучше подходят под формат сериалов, чем под формат отдельных фильмов. Целый букет конфликтных линий удалось изобразить в сериале «Мужество», реж. Б.Савченко, на основе одноимённого романа В.Кетлинской, , 1980, о строительстве Комсомольска-на-Амуре, 1980. В снятом за несколько лет до него сериале «Наследники», реж. В.Исаков по роману Н.Сизова. Четко видна конфликтная линия между хорошим и очень хорошим, весьма характерная для т.н. советского производственного кинематографа.

Звучала и тема героизма во имя высоких достижений. Как это имело место, к примеру, в фильме А.Зархи «Высота», 1957, автора сценария Михаил Папава. Тогда это привело к травматизму одного из героев фильма, и при этом не обошлось без черт отрицательного героя у его начальника, который не рискнул брать ответственность на себя.

Теперь давайте бросим взор на крайнюю форму конфликтности. На Д’Артаньянство. Это когда «вы все нехорошие люди на разные буквы….., а я хороший человек на букву «д»». И взгляд на уже упомянутый фильм Ю.Райзмана «Коммунист», по сценарию Е.Габриловича, 1957, был бы объективен не только с точки зрения рассмотрения нашей любимой темы героизма во имя высоких достижений, но и с точки зрения фактически очень жесткой и многопараметричной конфликтной линии фильма, вызванной весьма специфичным характером героя. Фактически он был в конфликте с очень многим и очень многими из окружающего его мира, и с точки зрения воспроизведенный несколькими страницами выше цитаты, вполне был похож на былинного героя.

И в итоге главный герой гибнет. Как со временем гибнет, кстати, и исполнитель главной роли Евгений Урбанский.

А вот это совсем уж интригует, ибо дело тут ни много ни мало попахивает шекспировщиной. Уж у последнего в трагедиях герои гибнут регулярно. При этом одно резонное замечание, что не хотелось бы упускать из виду и хотелось бы сакцентировать на нем внимание: он в конфликте со многими, но ни в коем случае не со своим партийным начальством ! И он борется с окружающим миром именно за претворение в жизнь решений своего начальства, но ни в коем случае не занимается ни внутрипартийной борьбой, ни реструктуризацией производственных отношений. Он как бы появляется в готовой производственной структуре и в ее рамках действует.

Минутку - скажет читатель - Неужели сюжет с трагической гибелью главного героя во имя идеалов добра и справедливости впервые имеет место здесь, в этом произведении?

Нет, разумеется. Не здесь. Но: здесь главный герой является представителем мирной, отнюдь не силовой профессии

* * *

Опять три звездочки. Опять новые грани, новые вопросы. Новый раздел статьи.

А теперь о т.н. шекспировщине с гибелью главного героя как крайней форме развития конфликтной линии более подробно. У обычного человека обычная жизнь имеет две грани: жизнь производственная и жизнь личная. В отдельных случаях человека хватает и на жизнь непроизводственную, с такими ее сферами, как спорт, наука и искусство. Но они вне нашего рассмотрения, вне темы нашей статьи, ибо спорт в его классическом понимании есть борьба благородных, и любые противоречия, в том числе столкновения интересов, вполне себе могут разрешаться, у людей из мира науки интеллектуальный потенциал вполне достаточен для того, чтобы разрешать многие вопросы, связанные с антагонизмами. А искусство, как известно, связано во многом с тонкими материями и проявляется часть в весьма и весьма бережном отношении творческих единиц друг к другу. Несмотря на отдельные конфликтные ситуации.

Выраженную мысль можно продолжить: есть еще жизнь клубная, где в центре внимания находится круг общения человека. Но она весьма гибка и адаптивна, особенно в условиях городской среды.

Есть еще жизнедеятельность, связанная с защитой чести и достоинства, как своей, так и родных и близких. Есть для особо выдающихся и способных, для особо сильных и мощных, борьба за власть. Есть еще жизнь партийная, в ряде случаев тесно сопряженная с борьбой за власть.

А она выглядит по-разному для разных систем, но для социализма существовала жесткая иерархия. И жесткие программа, устав, манифест, принципы, традиции. Сквозь нее проходило многое: и борьба за власть, и борьба за влияние… А раз подобная борьба, то и почва для конфликтогенности..

Правда, здесь нужна одна оговорка: не лишне будет напомнить, что жизнь партийная в условиях СССР носила как производственный, так и территориальный характер.

В целом: если мы продолжим рассмотрение взаимосвязи конфликтности и шекспировщины, точнее, взгляд на шекспировщину как весьма вероятный трагичный путь разрешения конфликтов, связанный с уходом из жизни героя, то мы должны в столбик выписать вышеперечисленные три типа конфликтов:

- производственные
- семейные, или лично-семейные
- связанные с борьбой за власть или защитой чести и достоинства

Для четкой конкретности последнюю фразу хочется уточнить: без влияния каких-либо производственных отношений.

Несмотря на всю банальность, хочется как-то сакцентировать внимание на том, что это не одно и то же. Последний тезис будет весьма ярко просматриваться сквозь кинематограф.

* * *

Вновь взгляд на «Человека из мрамора». По сюжету главный герой получает ожог, оставляет профессию строителя и занимается делами социальными. Далее он сталкивается с несправедливостью по отношению к своему другу, непонятно за что обиженному органами власти, в результате чего у него резко меняется к ней отношение. Тип конфликта из трех вышеупомянутых – связанный с защитой чести и достоинства.

И… вновь возврат к деятелям советского кинематографа, ощутивших обилие всплесков озарения в стиле"вот как надобно снимать!" после просмотров этого фильма. Берем, строим сценарную схему... Берем весь опыт темы передовиков производства в кинематографе. Частично упомянутый в этой статье.

А здесь уже реалии чуть другого реализма, не вполне социалистического. Если можно так сказать. Дело в том, что среди представителей советского рабочего класса у тех, кто некогда отличился как передовик или ударник были следующие естественные пути развития ситуации:

· он делает служебную карьеру (вступает в партию, идет в начальство, органично продвигается по службе вверх),
· он просто, в случае регионала, переселяется в Москву,
· он остается на всю жизнь трудиться на том же месте, что весьма характерно для сельских тружеников
· он получает производственную травму и... этот момент часто оказывается ключевым, и история может обрасти некими ответвлениями... при этом в одном пикантном случае
· в случае экстремальной психики, он спивается (если это он), а она сходит с ума (если это она)

Да, но вот тип конфликтной линии – это таковая, связанная с защитой чести и достоинства против не вполне заслуженных посягательств со стороны власти. Или всякого рода негодяев, засевших во власти. Получался бы мотив борьбы с «врагами народа», засевшими во власти. Своего рода сталинизм дня сегодняшнего.

Кстати. К тому моменту, к середине 70-х, духовная оппозиция власти вырисовалась примерно по трем течениям:

- т.н. почвенники, или т.н. "русопятые", если позволить себе рискнуть в подборе такого выражения, видевшие жизненную опору свою в традиционном русском укладе жизни,

- т.н. "ортодоксальные марксисты", видевшие в представителях власти вероотступников и всячески их критиковавшие, причем не хуже, чем это делал журнал "Китай", и

- диссиденты. Пиаровски везло больше всего именно им. Два предыдущих течение разве что нашли отражение в литературе и публицистике

Вернемся к сценарной схеме...

На выходе сценарной схемы наш герой должен был трагически или не очень трагически уйти из жизни. Так было у Вайды (у него. правда, герой предварительно куда-то пропадал, выпадая из поля зрения многих на долгое время). Просто вступление в ряды некой оппозиции и даже попираемой церкви было просто исключено - получилась бы слишком нежелательная политическая окраска, ярко конфликтующая с пиаровско-идеологической установкой той эпохи "о руководящей и направляющей роли КПСС"..

Тогда что же оставалось? Тогда выход был один: он гибнет по причине личной жизни. Технически: то же самое самоубийство... Или смерть по причине небрежности... Второе несколько менее трагично, но значительно более идеологически нейтрально.

С одним маленьким тонким моментом: у нас при этом меняется тип конфликтной линии! О которых речь шла немного выше.

Если позволить себе пройтись по негативу... Не выдержала психика? Но годы ведь... Уже явно не первая молодость.. Семейные невзгоды? Ну, допустим, жена, дети как-то плохо себя ведут, склоки по причине не лучшей взаимной уживчивости и вообще все идет не туда...

Но как-то все равно цельный образ складывался бы с трудом... Так или иначе нужно было бы изобразить эпизодов так десять перехода от высокого позитива молодости до крайне низкого негатива жизни взрослой... Иначе не потянуло бы это все на достойный отклик Вайде. И вообще это все получалось как своего рода путь "морального падения", что крайне не приветствовалось в советском кинематографе.

И вот тогда могло прийти просто гениальное сценарное решение: а что, если образ феминизировать? То есть, вместо мужчины дать женщину? Тогда все вполне было бы объяснимо с точки зрения куда более тонкой и ранимой женской психики. И, возможно, даже в самоубийстве потребность бы отпала, вполне достаточным было бы попадание в ДТП. Для этого достаточна потеря самоконтроля ввиду легкой депрессии, вполне объяснимой тонкой женской психикой. Или просто желание от всего жизненного негатива отрешиться.

Это финал, а начало? Тоже вполне понятно какое: красавица, комсомолка, спортсменка... Затем годы зрелые, угасание, увядание, не очень удачная жизнь личная, конфликты с родственниками, депрессии... Не лучшие отношения с родственниками, не лучшая удовлетворенность от детей...

Но ведь нечто подобное не очень легко изобразить... Но ведь нечто подобное не очень легко сыграть.. Молодость и зрелые годы - здесь вообще вопрос ставится о двух разных актрисах, хоть как-то друг на друга похожих..

Стоп... А ведь от этого можно вообще и не изображать. А ведь вполне себе можно ограничиться сценами молодости, причем даже без видео, причем даже в виде статичных фото ! Семейный фотоальбом... А сцена гибели была бы одной-единственной видео-сценой с героиней... А конфликты в семье, пусть даже потенциальные, можно прописать, к примеру, в сценах похорон и поминок... Да, но это все не тянет на сюжет художественного фильма - но... Из
этого вполне бы получилась сюжетная линия...

Собственно, стоп-кадр единственного видеоэпизода с главной героиней. Примерно 10:23. За секунду до трагичного ДТП. Лица не видно, и такое ощущение, что в кадре мужчина..
Стоп, стоп... Дорогие читатели ! Фильм как, начинает узнаваться? 1978 год выпуска...

А сюжетная линия фильма такова, что главная героиня попадает под колеса автомобиля. Зовут ее Анна Егоровна. Кто ее играл, не вполне понятно: в титрах такая роль отсутствует, а в стоп-кадре единственного видео-отрезка с ней узнается мужская фигура. Затем о неких подробностях ее жизни начинает говорить сцена похорон, где среди прощающихся узнается актер Евгений Леонов. Затем - сцена поминок в ее квартире, куда герои, муж плюс жена (фамилия их героев - Веденеевы, играют их Купченко и Янковский, причем в момент ДТП именно персонаж Янковского был за рулем), попадают в разгар следствия. Там выходит на первый план весьма напряженная семейная атмосфера, в которой самым колоритным выглядит персонаж Юрия Назарова по фамилии Королев, пьющий некую жидкость прямо из горла бутылки и произносящий гостям весьма откровенную фразу "Катись отсюда"!

Персонаж Юрия Назарова по фамлии Королев здесь не самый приветливый персонаж
И, разумеется, хэппи-энд, где персонаж Янковского оправдан. Сцена торжества любви вместе с героиней Купченко.

Торжество любви
Да, даже немного досадно, что фильм малопопулярен. Как хочется верить, он вполне себе идентифицирован: Вадим Абдрашитов. "Поворот". По сценарию Александра Миндадзе. С официальной версией - экранизация романа Вениамина Каверина "Крутой поворот".

Вот так интрига.. Официальная версия - одна, версия автора этих строк - совсем другая..

При этом... При этом имя Вениамина Каверина, автора знаменитых "Двух капитанов", экранизированных за два года до этого, в титрах отсутствует.

При этом... При этом в списке его литературных произведений отсутствует произведение под названием "Крутой поворот". По крайней мере, в той версии его биографии, что висит в интернете. Это навевает мысли весьма грустные...

Кто здесь, в этом вопросе, был бы наиболее компетентным? Наверняка и здравствующий, и творящий Александр Анатольевич Миндадзе. Уж что-то, а сценарные способности генетически было ему от кого перенимать: его отцом был Анат;олий Бор;исович Гр;ебнев (псевдоним, настоящее имя Густав Борисович Айзенберг) - известный советский сценарист, что написал сценарии для:
- "Дикая собака динго" (1962)
- "Июльский дождь" (1966)
- "Сильные духом" (1967)
- "Ни слова о футболе" (1968)
- "Утренний обход" (1979)
- "Карл Маркс. Молодые годы" (1980)
- "Прохиндиада, или Бег на месте" (1984)

Коллаж всят с https://vk.com/wall-5197510_59233
Наиболее значимым из этих фильмов считается фактически своего рода кино-гимн шестидесятников "Июльский дождь" (1966), снятый грузинским режиссером Марленом Хуциевым (Хуцишвили). Влияние, если не сказать более жестко - подражание фильму Фредерико Феллини "Сладкая жизнь" вполне себе ощутимо, только об этом не всегда принято говорить. Если не сказать жестче.

"Июльский дождь". Один из кадров в начале фильма. Равнение на "Сладкую жизнь" Феллини вполне себе ощутимо, но критики эту "мелочь", как правило, опускают
Его сын Александр взял фамилию от матери, поэтому он всему миру кинематографа и стал известен именно как Миндадзе, а не как Гребнев или Айзенберг. И тогда, когда сын работал над сценарием нашего "Поворота", его отец вполне себе мог работать над сценариями фильмов "Двое в новом доме" (1978), "Путешествие в другой город" (1979), "Утренний обход" (1979) (кстати, с Андреем Мягковым в главной роли и неплохо пропиаренный, к тому же самый громкий фильм из фильмографии Аиды Манасаровой, урожденной Елиховой), "Карл Маркс. Молодые годы" (1980), "Частная жизнь" (1982), "Время желаний" (1984). Последний из них считается последним фильмом Юлия Райзмана, в представлении не нуждающимся. Уже упомянутый здесь как режиссер «Коммуниста».

Волею судеб он стал автором известной фразы, сказанной в адрес Абдрашитова: "Дипломный фильм снял? Пошли работать!". Так было сформулировано приглашение на Мосфильм. Что автоматически поставило Вадима Юсуповича в роль наследника традиций Ромма (во ВГИКе он начал учиться именно на его курсе) и Райзмана. И это ему службу добрую еще сыграет.

А "Поворот" оказался его вторым фильмом. Первым, тоже весьма небанальным, было "Слово для защиты" с весьма небанально звучащей женской темой...

Сценарист (справа) и режиссер на одном фото
Стоп... Да, в изложении этого материала пора сказать "стоп". Ощущение, что тема раскрыта хоть как-то, имеется. Необъятное объять невозможно. О Вадиме Юсуповиче Абдрашитове автор этих строк обязательно еще что-то напишет. А, может быть, даже смонтирует: материал его проводов в последний путь и прощания с ним в доме кино примерно два года назад, снятый автором, пока вообще не задействован. В том, что все началось с Вайды и с попытки творческого ответа на "Человек из мрамора", пусть даже и с применением наработок русскоязычной литературы и кинематографа, автор статьи не сомневается.

Кстати, из отзывов о «Повороте» на "киноэксперте".. «Совсем не типичный фильм советского кинематографа».

И, помимо прочего, возник же весьма занятный пиаровский тупик: а как это фильм вообще пиарить? "Поворот" этот... Ведь настолько ясно было видно, что, дай волю размаху, был бы фильм с солидным временным охватом, но вот размаха то и не было... Вот особо и не пиарили... Мнение читателей? Ну и самое последнее, о чем точно нельзя забывать, когда говоришь о кино... Ах, финансы, финансы... Откуда-то и по какой-то причине они ведь появились...

И совсем уж напоследок. Конфликтная линия на сугубо производственную тему, приведшая к гибели главного героя, весьма неплохо просматривается в фильме И.Шатрова по повести В.Липатова «И это все о нем». Там погибший герой неплохо зарабатывает, но вот производственная власть в виде мастера участка не ахти как идеальна. А он, как назло, секретарь комсомольской организации. К тому же влюбленный в дочь своего начальника. Но: это тема отдельного разговора.

А упомянутая еще "Даешь гол, Польша" оказалась источником вдохновения для "Россия с нами не пропадет".

Ну что, к 100-летию Анджея Вайды в марте 2026 готовиться можно?
Поддержка автора и канала: 2200 2460 7492 8055


Рецензии