Инклюзия в России

 Начну с записки( так это раньше называлось) на тему, предложенную на работе. На докладную или научную эта форма не тянет. Особое мнение. Тема:
 Как растить юное поколение, чтобы облегчить вхождение в класс ученика - инвалида.
 Как наладить инклюзивное обучение.
 Решила высказаться, больше, правда,  о перспективах инклюзивного обучения в России.

 Для начала стоит познакомиться.
По распределению учительствовала в  школе - интернате для олигофренов в лёгкой степени. Два  высших образования.  30 лет сижу на коляске.
 О состоянии умов и психики знаю из высказываний однокурсников, знакомых преподавателей. Преподавателей высшей школы, на чьи странички подписана.
 Мнение родителей особых детей, учащихся в инклюзивных классах взято со страниц форумов,  из статей. Есть личные знакомства.
 Скоро  год  живу в доме инвалидов и престарелых.
 Есть   личный опыт «общения» с,  так скажем, особенными людьми, инвалидами с детства. Знаю, как работают наши психиатрические комиссии.
  По всем перечисленным причинам  со  скепсисом отношусь к идее инклюзивного образования в России.

  Все статьи подробно и хорошо пишут о специальных комиссиях со   множеством специалистов, которые определяют, в каком детском садике будет учиться,  воспитываться ребёнок. Есть специальные садики, занимающиеся детьми с самыми разными проблемами. Даже очень тяжёлыми.  Школы со специальной доступной средой, позволяющей учиться слепым, глухим, заторможенным детям.

 С не скромным вопросом. Где и за сколько.

 Как ни считай, большая часть ребятишек остаётся вне продвинутых детских дошкольных учреждений и школ. Но это, видимо, мало волнует людей, забывающих о деталях.
 Мы добиваемся соединения не соединимых вещей. Здоровой психики и  высокотехнологичного общества.  На эту тему лучше поговорить с антропологом или с педагогом, работавшим в советской педагогической системе.
  Которая была построена на дисциплине в первую очередь.  На относительном благополучии семей с   нормальной   психикой.

 Психика современного  общества в таком состоянии, что приводить больных детей в инклюзивные классы, скорее, вредить  ребёнку, чем помогать.  Родители на форумах говорят, специальные классы  с малым количеством детей на одного педагога дают больше информации, пользы,  чем класс, в котором даже обычные дети ведут себя, как, почему, «как»,  дети  условно  психически здоровые.

 Знакомые  педагоги  делятся тем,  как легко малолетний шизоид  сбивает  класс  в стаю,  не желающую учиться. Вредят процессу и детям, пришедшим в класс  за знаниями.
 Справедливости ради отмечу,  один подобный ученик мне спасал уроки  в классе, тупо и тихо игнорировавшем учёбу. Это были уроки  в нормальной десятилетке.   Но там  совпали  неуправляемость ребёнка и его интерес к истории. Думаю, преподаватели других предметов воспринимали мальчика иначе.   

Следует  учитывать  тенденции. Я приехала просто в дом инвалидов и престарелых. В мае прошлого года. Не  прошло  и года,  никто не  скрывает,  нормальность многих   проживающих  относительна.   Два раза проходила психиатрическую  комиссию. Не понятно, зачем.
  Людей с больной психикой  в обществе столько, что их распихивают по всем инвалидным домам, не обращая внимания на заявленный статус принимающего учреждения. Как  проходят комиссии,  я знаю. Ели бы это были только мои впечатления.

 Сейчас все запросы по инвалидам выдают, в первую очередь, психиатрическую информацию.   Шизофреники, шизоиды, невротики и неврастеники.  Отошли на задний план спинальники, шейники, ампутанты,  слепо - глухо - немые. Нет людей с нормальной психикой. Есть не дообследованные. Цифры ошеломляют.

 Так называемая философия независимой жизни в нашей стране маловероятна. Это, когда создаются городки инвалидов, в которых всё приспособлено для их особенных нужд. Даже юристы, представляющие интересы сообществ, из «своих». Или финансовое состояние городских особых  коммун настолько стабильно,  что они могут нанимать хороших адвокатов и финансистов из категории здоровых людей. На соревновательной основе.
 Уже существуют подобные  общины в Москве и в Новосибирске. Названия городов говорят сами за себя. Не понятно, почему в этой практике не видят стигматизации, дальнейшего разделения общества на,  временно трудоспособных здоровых и жителей особых  коммун.
 Куда девать большую часть населения нашей страны?
 Есть готовые названия. Резервация. Бантустан. При чём тут  инклюзия?

 Могу предложить  не меньшую  утопию.  Хорошую работу психологических, психиатрических комиссий.
 С дошкольного возраста. Состояние умственного и психического здоровья. Уже потом мышечное развитие. Внимательное дотошное обследование. Дошкольные учреждения  смешанные.
Но по работе головы, способности к дисциплине и самодисциплине. По желанию учиться.  Работа педагогов.

 Основная идеология - отношение к человеку не по количеству конечностей и колёс. По знаниям и способности думать.

 Основная религия - не делай того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

 Метод - поиск по экологически чистым местам. Сёла, деревни, удалённые районы. Этническое разнообразие и экологическая чистота. Биология и генетика.
 Одолевшие отбор дошкольных учреждений переходят в школу. Формирование классов по тому же принципу.

 Высшие учебные учреждения.   ""Новосибирские Академгородки».  «Шарашки». Не менее тщательное   отношение к гуманитариям.
   Даже требовательнее. Ибо не способностью считать определяется разум.  Это умеют  и вороны.
 Разум - умение писать, помнить, составлять большие тексты и делать выводы.  Логика. Умение составлять вменяемые педагогические программы,  основанные на традициях и педагогическом опыте страны. Он у нас есть.

Формирование хорошей психиатрической школы, способной выделять мыслящих детей и взрослых, а не сваливать всех в один инвалидный дом, разлагающий даже сохранившийся мозг.

Это можно назвать инклюзивным образованием.
Классы, в которых учатся здоровые и «больные», желающие учиться.
 Понятное дело, градаций физического, умственного и психологического состояния множество.
 Упрощения и облегчения для педагогов и психологов  подобны погоне за двумя зайцами.
 Знания должны быть социальным лифтом.
 Не деньги,  не условный меч.
Иначе, дальнейшее расслоение общества неизбежно. Остановка в развитии, попятное движение. Вопрос только в том, до какого уровня опустится общество без образования и учителя. 


Рецензии