Право на выстрел

     "Собака - единственный ангел, который добровольно захотел остаться с человеком на Земле." Почему это пришло на ум Максиму? Он не помнил, где и когда её услышал.
     На душе было тяжело. Такое чувство, словно после похорон близкого человека. Да, были похороны, но не человека. Два дня назад Максим похоронил собаку, любимца семьи. Максим прохаживался по квартире, в которой стало так тихо. Жена уехала к своей матери. В последнее время тёща чувствовала себя очень плохо, не вставала с кровати. Жена взяла на работе отпуск за свой счёт и уехала к ней.
     Сын уехал на учёбу в другой город. А он был оставлен на ведение хозяйства и присмотр за Шансом, любимого всеми пса породы "хаски".
     Всего лишь два дня назад Шанс проводил его до двери квартиры и улёгся на коврик возле двери. Он всегда так делал, когда Максим уходил из дома. Ложился на коврик и ждал его возвращения.
     Возвратившись домой, Максим открыл ключом дверь и сразу увидел Шанса, лежащего на боку. Шанс не дышал. И словно куда - то бежал, раскинув лапы на полу, лежал, раскрыв пасть. Глаза его были устремлены в одну точку, словно он хотел запомнить что-то надолго.
     Максим убедился, что Шанс мёртв, прошёл на кухню, зачем-то налил в стакан воды и поставил на стол. Сел на табурет и снова взглянул на Шанса." Вот и кончилась ещё одна жизнь на Земле. Жизнь собаки," - подумалось Максиму.
     Он взял стакан и выпил воду. "Нужно похоронить пса. А где? Может там, где я его нашёл? Да, это будет правильно. Там хорошее место. Нужно взять лопату, мешок. Да, машину заправить нужно, там бензина мало," - отрешённо подумал он.

     Максим тщательно выровнял холмик могилы, обложил его срезанным дерном, подровнял немного. Он не знал, что поставить на холмик. Какой памятник ставят собакам? Решил оставить как есть. Всё сохраняется в памяти людей. И сами люди, и животные. Присел рядом с холмиком и закрыл глаза. Вспомнилось, как он здесь встретил Шанса.

     В тот день Максим возвращался домой от тёщи. До города оставалось не более пяти километров. "А не проверить ли мне лес, может грибы уже есть? " - подумал Максим и остановил машину. Не то чтобы он был большой любитель грибов, просто ему нравилось неспеша бродить по лесу, вслушиваться в звуки леса. Он остановил машину, достал сапоги и дождевик из багажника, переоделся и, взяв пластиковый пакет, положил в него бутерброд, фляжку с водой и нож.
     Максим направился в лес по едва заметной в траве тропинке. Медленно передвигаясь, он осматривал места, где вполне возможно могли находиться грибы. Пока что ничего не было, кроме сыроежек. Но какой же грибник будет их собирать? Хрупкие они, пока донесёшь в труху превратятся.
     Почему он свернул направо, он и сам не помнил. Слева вероятность встречи с грибами была выше, все приметы указывали на это. Но случилось так, как случилось. Может кто свыше заставил Максима повернуть.
     Он лежал на земле. Он даже не тявкнул. Наверно уже не было ни сил, ни голоса. Просто слегка оскалился, увидев чужака. Верёвка, которой он был привязан, была слишком коротка, чтобы он мог её перекусить. Это он уже понял, сделав много попыток. И теперь он просто смотрел на чужака. Такого же человека, как и тот, который привязал его к дереву, и ушёл прочь, несмотря на его неистовый лай. Но человек не вернулся, хотя он скулил. И мать не пришла, хотя всегда прибегала на его скулёж и защищала его от беды. Никто не пришёл.
     Максим от неожиданности остолбенел.
     - Что же это такое, это как же, это какая же сволочь это сделала? - пробормотал он. - У кого же ума хватило на такое? Подожди, браток, сейчас помогу. - Максим перерезал верёвку. Щенок оскалился, неуверенно махнув хвостом.
     - Воды хочешь, сейчас, я мигом. - Максим достал флягу с водой из пакета, свернул пакет кульком, и, налив в кулёк воду, протянул щенку. Тот начал жадно лакать, отрываясь и поглядывая на Максима.
     -Да, браток, плохие люди это с тобой сотворили. Найти бы да удавить на этом дереве за такое. Да где ж их найдёшь то. Хуже зверей стали люди. А вот чем ты провинился? Ну-ка поглядим. Щенок лёг на землю, похоже утолил жажду.
      Максим осмотрел щенка. Щенок как щенок. А, вон оно что. Одно ухо не стоит, слегка согнуто. Вот и всё. Именно это и повлияло на судьбу щенка. За это его обрекли на голодную смерть.
     - Сволочь, падаль - выругался Максим. Залез в пакет и достал бутерброд с колбасой, что с собой взял в лес. – Ну-ка, браток, держи, подкрепись маленько. - Он протянул щенку бутерброд. Щенок снова оскалился, но уже неуверенно, и на всякий случай замахал хвостом более радостно. Схватил бутерброд и стал есть.
     - Ну и что дальше будем делать, а? Как поступим с тобой? - Максим потёр подбородок. - Может тебя к себе взять? Не знаю, как к тебе мои отнесутся, но попробовать стоит. Вот как поступим. Я пойду, а ты уж решай, сам ты по себе, или со мной пойдёшь. Дадим тебе второй шанс. Первый был, когда я тебя от смерти спас. О, вот и назову тебя Шансом.
     Макс поднялся, поглядел на Шанса и медленно пошёл к машине. Где-то на полпути его догнал Шанс.
     - Что, выбрал свою дорогу? - спросил Максим, - ну пошли вместе. Представлю тебя своим. Не знаю правда, что из этого выйдет.

     Всё вышло довольно хорошо. Максим рассказал историю Шанса, жена и сын выслушали и решили оставить у себя щенка. Не годится мол такому породистому щенку становиться бездомной собакой. А что до уха, то и без выставки проживёт. Особенно рад был сын. Его давняя мечта о собаке сбылась. Жена тут же предложила возложить обязанности по уходу за Шансом на сына. Тот был согласен.

     Максим вспомнил, когда его жена стала относиться к Шансу гораздо лучше, чем вначале знакомства. Беда любого города - бродячие животные. Особенно собаки. Собаки стайные животные и объединяются в стаи. Так им легче выжить.
     Каждый год начинается страстный диалог защитников животных, и пострадавших от бродячих животных. Как обычно это начинается с нападения бродячего животного на человека. Снова поднимается тема, что делать с бродячими животными, тема поводка, намордника, уборки какашек за домашними собаками на улице. Затем всё стихает и жизнь идёт своим чередом до следующего нападения.

     Была весна. Время "собачьих свадеб". Когда бродячие собаки сбиваются в стаю вокруг самки. И стаи бродячих собак перемещаются по улицам. И горе тому, кто случайно окажется на их пути. Могут и покусать.
     Максим вышел на прогулку с Шансом. Во дворе была небольшая собачья площадка для выгула собак, куда они и направились. Пёс давно не был похож на того щенка, найденного Максимом в лесу. Это был крупный дрессированный кобель. Воспитанием занимались все члены семьи. Шанс не обращал внимания на кошек, людей и других собак на прогулке, терпеливо ожидал ушедшего за продуктами, или вещами в магазин. Шанс никогда и ни на кого не лаял. Ему просто достаточно было оскалиться, и обидчик любого из членов семьи Максима предпочитал уйти в сторону.
     В квартире Шанс мог прогуливаться по комнатам, но больше всего он любил лежать в ногах Максима и его жены в гостиной возле дивана. А когда все уходили по своим делам, Шанс ложился на коврик в прихожей и терпеливо ждал их возвращения.
      Сын Максима возвращался из магазина, куда его послали за хлебом и молоком. Увидев отца, он помахал рукой, и прошёл к подъезду.
     Максим отстегнул поводок и Шанс медленно пошёл, принюхиваясь к воздуху, обнюхивая встречные предметы. Максим вдохнул весенний воздух и закрыл глаза, подставляя лицо яркому весеннему солнцу. Всё было прекрасно.
     Вдруг раздался истошный крик сына. Максим обернулся и увидел его, лежащего на земле, а вокруг стояла свора собак. Максим не видел, что случилось до этого, но бросился сыну на помощь. Шанс быстро его обогнал, остановился возле лежащего, встал, мощно расставив лапы, и оскалил зубы, поводя головой в разные стороны. Хвост был напряжён.
     Собаки начали на него лаять, но он продолжал стоять, ощетинившись, и просто молча обводил глазами собак. Наконец собаки отбежали в сторону. А тут и Максим подоспел. Он положил руку на загривок Шансу и успокаивающе его погладил. Шанс успокоился, шерсть улеглась, клыки спрятались, и он лизнул руку Максиму. Сын был больше напуган, он нисколько не пострадал. В его взгляде даже гордость была за то, что его собака не испугалась. Он поднялся с земли и стал обнимать Шанса. Максим только сейчас успокоился, поняв, что всё в порядке.
      После этого случая все сомнения насчёт собаки навсегда покинули жену Максима.

     Максим открыл глаза. Ну вот и всё, пора ехать домой. Он очистил лопату, сапоги, ещё раз взглянул на холмик, повернулся и пошёл к машине. Нужно было ещё придумать, как подготовить сына и жену к плохой вести.

     Прошло два дня после смерти Шанса. Максим был дома. Зазвонил телефон. Максим достал телефон из кармана, включил приём и поднёс к уху. Звонил Стас.
     - Алло, слушаю, Стас.
     - Привет, Макс, мы здесь собрались на охоту, компанию не составишь? Все наши знакомые собираются. Кстати, можешь и пса прихватить.
     - Пса нет. Помер.
     - Ну не помер, издох. Так обычно говорят. Сочувствую, толковый пёс был. Так что по поводу охоты? - в трубке ждали ответ.
     - У меня нет лицензии.
     - Будет. У меня там знакомые работают, всё оформят в лучшем виде и быстро. Ружьё и охотничий билет не выбросил? В общем, все бумаги я оформлю, не беспокойся. Нужно просто твоё согласие. Ну как?
     - Согласен. - Максим понял, что ему может именно это и нужно, побыть в компании знакомых, отвлечься.
     - Ну всё, пока. В этот выходной тебя ждём. - Стас отключил связь.

     Максим собирался приехать к утренней зорьке, но задумавшись, проехал нужный поворот. Свернул в следующий. Затем долго ехал по просёлочной дороге, пока до него не дошло, что он ошибся. Он года четыре не был на их стоянке. Деревья выросли. Вот и ошибся. Да ещё темнота помешала с ориентировкой. Он с досады стукнул кулаком по рулю, затем развернулся и поехал обратно.
     Подъехав к стоянке, он вылез из машины и вошёл в охотничий домик, когда-то вместе с друзьями срубленный в лесу. Там уже никого не было. Охота началась с рассвета. В лесу изредка слышались выстрелы.
     Максим решил не искать друзей в лесу. Ни к чему ему начинать охоту. Опоздал так опоздал. Решил поступить иначе. Неторопливо приготовил еду, прибрал в доме. Затем решил прогуляться. Надел дождевик, закинул ружьё за плечо, патронташ на пояс, надел сапоги и отправился в путь.
      Осенний лес всегда красив. Предчувствие скорой зимы особенно усиливает эту красоту. И даже просто небольшая прогулка заряжает бодростью и привносит новые ощущения.
      Максим поднялся на вершину небольшой гряды. Вид с этого места был замечательный, даже несмотря на хмурые тучи в небе. Он решил присесть и полюбоваться открывшейся панорамой.
      Внизу была просёлочная дорога. По ней медленно ехала машина. Затем машина остановилась. Из машины вылез мужчина, потянулся, затем заглянул в машину. Вылезла женщина, тоже потянулась, немного походила, разминая затекшие ноги. Мужчина вытащил большой лист бумаги и расстелил его на капоте. Стал что-то разглядывать на бумаге.
     "Заблудились наверно, пойду, подскажу может что," - подумал Максим и стал медленно спускаться с горы. Тем временем женщина вывела из машины овчарку и махнула рукой. Собака отошла по своей собачей нужде.
     Мужчина оторвался от листа бумаги и осмотрелся вокруг. Он заметил Максима, спускающегося с горы, и подозвал собаку к себе. Затем он сделал неожиданное. Мужчина показал собаке рукой на Максима и что-то сказал. Собака увидела Максима и рванула к нему с лаем.
     Максим опешил. На него натравили собаку? А в чём его вина? Что плохого он сделал этим людям?
     Собака приближалась. Максим сдёрнул с плеча ружьё. В одном стволе был патрон с дробью на уток, в другом картечь. Он взвёл курки и, приставив приклад к плечу, прицелился в бегущую к нему собаку. Она была уже близко." Раз, два, три…"- начал он отсчёт, медля с выстрелом, переводя ствол ружья с собаки на машину.
      Там, у машины, началась паника. Мужчина и женщина суетились, размахивали руками и звали собаку назад. Плохо было слышно, "Пальма", или "Альма" доносилось до Максима. Собака резко остановилась, поворачивая голову то на хозяев, то на Максима.
      Наконец она повернула и побежала к машине. Максим продолжал целиться в собаку. Но так как собака была уже у машины, то там, внизу, было не понять, в кого он готов выстрелить. Мужчина затолкал собаку в машину, залезли туда и мужчина, и женщина.
     Машина тронулась и, набирая скорость, уехала. Лист бумаги, брошенный в спешке, белел в кустах. Максим проводил машину взглядом и пошёл обратно к охотничьему домику. Хорошее настроение куда-то улетучилось после такой встречи с людьми.
     Вскоре пришли и друзья с охоты. Охота в этот день была не очень удачной. Может завтра повезёт больше. Максиму были рады. Начали расспрашивать, почему он задержался, ждали же его вечером. Он рассказал о своих приключениях и о встрече на прогулке.
     - И чего не стрелял? Ты имел полное право. - Спросил Вадим.
     -В кого? В собаку? В её хозяина? - ответил Максим.
     - В собаку.  Чтобы неповадно было людей травить собакой.
     -А собака при чём, если хозяин дебил?
      -Тогда по хозяевам, поверх голов. Или по машине, пусть заплатит за покушение на тебя.
     -Максим правильно сделал, что не стрелял. - вмешался Стас.
     -Почему? - недоумевал Вадим, - он же прав в этой ситуации. Он пострадавший.
     - А в чём его страдания? Он цел и невредим. А если бы выстрелил, то и ситуация была другая. – начал объяснять Стас.
     -Чем другая? - не понимал Вадим.
     - А тем. Неизвестно, что там за люди были. Убей Максим собаку, могли покушение на жизнь собаки ему предъявить, если бы в машину попал, то трудно было бы доказать, что Максим прав. Его слово против их двух не помогло бы ему оправдаться. А поверх голов выстрелить, тоже не пойдёт, могли уже покушение на их жизнь приписать, нашли бы и дробь, которой стреляли, и прочее. Так что прав Максим, что выдержал. Дурное время сейчас, могут и честного человека в тюрьму отправить ни за что.
     Друзья продолжали спорить. А Максим снова вспомнил где-то прочитанную фразу -"Собака единственный ангел, который захотел добровольно остаться с человеком".   



19 сентября 2000 г.


Рецензии