25. Соня

Меня буквально разрывало от страха. Ну почему, почему, почему я не вспомнила про историю раньше!? Почему не повторила утром русский? Я могла бы быть уже готова!
Геометрия. Задача пятьсот восемьдесят шесть. "В прямоугольном треугольнике ABC к гипотенузе BC проведена высота AH, sin;B=0,5, AC=10 см. Найдите высоту AH". Получается, угол В равен тридцати градусам, ВС - двадцати сантиметрам по свойству катета против угла, равного тридцати градусам, дальше через косинус угла В можно узнать, что АВ равно десяти корням из трёх сантиметров, и тогда снова по свойству катета против угла в тридцать градусов находится AH. Пять корней из трёх сантиметров. Вообще у меня геометрия хорошо выходит: математичка всегда хвалит меня за чертежи и аккуратное оформление. После того, как... в общем, теперь я стараюсь вообще не использовать ластик, стирающуюся ручку или корректор - если не получается, вырываю лист и пишу снова. Исправлять стараюсь лишь мелкие детали, чтобы не было грязи.
Урок закончился - всё успела. Оглушительно протрещал звонок.
Ненавижу перемены. Я аккуратно сложила тетради и учебник в рюкзак, дождалась, пока все выйдут из класса, и быстро зашагала к кабинету истории. Вокруг все галдели, кричали, бегали, что-то оживлённо обсуждали. Тут же оказались и первоклашки, изучавшие наш четвёртый этаж тайком от своей классной руководительницы. Ученики жили своей бурной школьной жизнью. Когда-то и я в неё вписывалась.
Я приткнулась в угол, но к стенке прислоняться не стала, хотя так все спокойно делали - даже девочки в юбках сидели на полу, - и никого не волновали ни пыль, ни грязь, ни упавшие кусочки булки из столовой, ни прилепленная к стене жвачка, ни чернильное пятно посреди коридора. Достала учебник, стала торопливо перелистывать страницы, ища глазами пункт параграфа, в котором говорилось о Джордано Бруно. Философ и математик, родился в тысяча пятьсот сорок восьмом году в Неаполитанском королевстве, в тысяча пятьсот семьдесят втором пошёл в Доминиканский монастырь, где священники посвятили его в духовный сан, но ему пришлось оттуда бежать, потому что его подозревали в чтении запрещённых книг. Хм. Чем-то мы похожи. Меня тоже подозревают. Точнее, пытаются раскрыть - в моём случае можно лишь утаивать правду. И я тоже убегаю.
В кабинет истории я вошла на ватных ногах - я понимала, что читала, учила, повторяла, но мне было до смерти страшно. Учительница истории, игнорируя разговоры, смешки и крики моих одноклассников, равнодушно проверяла работы на разрезанных пополам тетрадных листочках и то и дело ставила пометки красной ручкой. Как обычно, она пришла в своём любимом зелёном свитере - интересно, как она умудряется успевать его стирать и нигде не испачкать посреди этого школьного дурдома? В сентябре учительница пробовала приходить в футболках с принтами на исторические темы, но к её... так сказать, объёмной фигуре они не очень подходили, и она быстро сменила имидж и прекратила эксперименты с одеждой.
Сейчас мы будто существовали в разных мирах: школа в одной реальности, живой, весёлой, шумной, я - в другой, холодной и жуткой. Снова раздался звонок. Одноклассники, посмеиваясь и перебрасываясь последними репликами, заняли свои места. Я косилась на ямку в парте, выдолбленную карандашом и покрытую замазкой изнутри. Кажется, замазка ещё не высохла - наверное, на прошлом уроке кому-то было очень скучно, и учительница не заметила, что на третьей парте во время занятия идут ремонтные работы. Как бы не выпачкаться... Я переложила салфетки из кармана куртки в рюкзак, но от замазки в школьных условиях вообще не спастись. Я почувствовала, как напрягаются мышцы. Нет! Я могу быть сильной! Сейчас нельзя! Нельзя, нельзя, нельзя!
Я подумала: а вдруг мне станет плохо? Я похолодела. Сердце металось в грудной клетке.
- Воздух! Воздух! Нет воздуха! - кричало оно, кричали мои мысли.
Я поняла, что задыхаюсь. Из глубин класса на меня пополз дым. В школе пожар?! Но что тогда делать? Нужно бежать отсюда!
- Соня расскажет нам про Джордано Бруно, - услышала я голос учительницы. Нет пожара. Но и воздуха тоже нет. - Соня, бери учебник, выходи к доске.
Я встала, не чувствуя своего тела. Пугала мысль, что сейчас я упаду в обморок у всех на глазах, поднимется паника, вызовут скорую, родителей, папа и мама снова будут из-за меня ругаться - папа скажет, что мне нужно в конце концов взять себя в руки, а мама будет меня защищать. Ну и, конечно, всё узнает Виолетта Сергеевна. Скольким людям я могу принести неудобства! И всё исключительно из-за меня. Как и всегда...
На меня смотрели двадцать девять пар глаз.
- Рассказывай, что помнишь, - сказала учительница.
- Джордано Бруно родился в январе тысяча пятьсот сорок восьмого года в Неаполитанском королевстве в семье солдата, - начала я. - В одиннадцать лет он начал изучать литературу, логику и диалектику, а в пятнадцать лет пош;л в доминиканский монастырь, где и получил своё имя Джордано - при рождении его назвали Филиппо.
Учительница слушала и кивала. Одноклассники, услышав, что сегодня жертвой опроса избрали меня, быстро потеряли интерес и занялись своими делами, а я читала текст наизусть. Руки предательски дрожали, хотя я прекрасно помнила все детали, и в моей памяти быстро всплывали нужные даты.
Я подошла к моменту, как венецианский аристократ Джованни Мочениго написал на Джордано Бруно донос о ереси за многочисленные научные суждения, которые упоминались Бруно в их разговорах, и последнего посадили в тюрьму, где он провёл почти восемь лет.
- Джордано Бруно был сожжён в тысяча шестисотом году.., - я запнулась. Память подвела меня в последний момент.
На несколько секунд повисла тишина.
- Точную дату помнишь? - с надеждой спросила учительница. Кажется, она была в восторге от моего ответа. - Ну, посмотри в учебнике.
Позор. Я стала быстро листать странички. Вот, Джордано Бруно. Ему посвящено две с половиной страницы параграфа. "Был сожжён в Риме на площади Цветов в тысяча шестисотом году...".
У меня пересохло горло. Мне вдруг стало очень страшно. Что со мной происходит!? Нет!!! Только не это! Всё хорошо, всё хорошо, всё хорошо!
Говори, говори, говори! У тебя должна быть пятёрка, не ниже! Ты должна всё помнить! Всё знать! Идеально справляться! Не смотря ни на что! Хотя уже плохо, ты открыла учебник.
- Семнадцатого февраля, - почти прошептала я.
- Правильно, - снова кивнула учительница истории. - Молодец! Пятёрка!
Я вздрогнула.
- Соня, всё в порядке? - заботливо поинтересовалась учительница. Она у нас добрая, никогда не кричит, подсказывает на опросах. Папа как-то говорил, что с нами надо было бы построже.
Я кивнула. Всё хорошо! У меня всё хорошо!
- Я вижу, тебя что-то волнует. Ты сама не своя. Что-то случилось?
Одноклассники отвлеклись от разговоров и телефонов под партами и снова смотрели на меня. Мою грудь потихоньку заполнял холод.
- Нет! Всё хорошо! - с трудом ответила я. Мне опять было нечем дышать.
- Если хочешь, ты можешь рассказать мне, - предложила учительница. - Я попробую тебе помочь: сделаю всё, что будет в моих силах.
- У меня правда всё в порядке! У меня всё хорошо!
Учительница истории покрутила ручку, что-то отметила в журнале с оценками и положила её на стол. Потом продолжила:
- У нас в школе есть психолог - если тебя что-то беспокоит, ты можешь поговорить с ней. Это не страшно, - сказала она маминым тоном.
- Зачем мне второй!? - то ли удивилась, то ли ужаснулась я. Я вообще ничего не понимала, несла какой-то бред. - У меня же есть Виолетта Сергеевна!
- Это твой психолог? - уточнила учительница истории.
- Психотерапевт, - хотела поправить я, но промолчала.
Я не верила, просто тупо не могла поверить в то, что говорила. Что я несу!? Меня же все слышат! Зачем я говорю это учительнице! Обо мне узнает вся школа! Они узнают, что я сделала! И что дальше!? Менять школу? Но как? А если и там про меня все узнают?! Я этого не выдержу!
- Если у тебя будет желание, ты можешь обратиться к школьному психологу, - почти настаивала учительница. Почему все считают, что мне нужна помощь? Почему все хотят мне помочь? Я этого ни на капельку не заслужила! - Я могу показать тебе, где её кабинет. Например, после седьмого урока. У вас же сегодня семь уроков? Ну вот, подойди ко мне в тринадцать-пятьдесят, и я провожу тебя. Тебе нормально будет?
Я замерла. Я не знала, что делать. Хотелось убежать, но было нельзя. Что мне говорить?! У меня всё хорошо! Как она вообще поняла, что у меня что-то не так?
- Соня? - окликнула меня учительница. - Нормально?
Нет!!! Я не знаю! Почему, почему, почему!? Что я наделала!
- Я оценку за сегодня поставлю задним числом. У нас была самостоятельная, но я ещё не проверила все работы, а оценки нужно выставить. Не запутаешься? Тебе нормально будет?
Я кивнула. Что?..
- Хорошо, - учительница истории снова кивнула в ответ. - Отличный ответ! Ребята, равняйтесь на Соню! Берите пример!
Класс вздохнул и зашуршал. Им было вовсе не нужно учить историю и равняться на меня. На меня вообще не нужно равняться... Что это вообще было?..


Рецензии