Картофельные баталии
Они с родителями переехали в деревню буквально неделю назад, и Ванька еще не влился в новый для него ритм жизни. Сельские будни ему казались какими-то диковинными, непонятными… Оно и немудрено, ведь в городе все иначе. Да, он с классом бывал на уборке свеклы и моркови, ездил к деду с бабушкой в деревню, но дальше сбора черемухи там дело не доходило. Поэтому приходилось учиться, как говорится, на ходу. Спрашивать Ваньке казалось стыдным, да и засмеют… Он понимал, что великой сложности, скорее всего, никакой не было, но, учитывая, что участвовать в таком мероприятии ему не доводилось, это уже само собой создавало сложность.
«Посмотрю, как делают все», — резонно рассудил он, и встал немного в стороне. Первый парень уже начал копать лунки, за ним с ведром картошки пошла девушка. И тут произошло неожиданное — учительница посмотрела прямо на Ваньку и сказала: «А ты чего стоишь? Давай за ними». Деваться некуда, он встал в начало рядка и начал копать лунки. «Ничего сложного», — обрадовался было Ванька, однако, то ли от волнения, то ли еще от чего, но он не сообразил, что землю надо бросать не в сторону, а в лунки первого ряда…
В этот день посадка картофеля чуть не сорвалась: все, кто находился рядом, сначала замерли в недоумении, а потом просто покатились наземь… Случилось именно то, чего Ванька боялся больше всего — его подняли на смех даже учителя, и смех этот показался ему жестоким и унизительным. Он готов был улететь хоть на Луну, хоть на Марс, лишь бы скрыться от всех прочь. Парнишка злился на себя, что не догадался, на родителей, что увезли его из города, на ребят за их смех… Впрочем, никто не собирался его унижать. Посмеялись, пошутили: «Эх ты, городской», — и пошли работать, но настроение у него было в тот день ужасное.
Ванька даже не догадывался, что самое сложное испытание его и старшую сестру ожидало впереди. Это домашний огород размером в тридцать пять соток, который годами не видел руки человеческой и был отдан на попрание крапиве, чертополоху, одуванчику и еще чему-то желто-зелено-синему… В первый год деревенской жизни огород для них стал самым настоящим полем боя. Отец наладил две тяпки и вручил им со словами: «Это ваше задание на лето».
Именно тогда Ванька понял смысл выражения: «Битва за урожай». Это действительно была битва. Уже через две недели после посадки картошки трава полезла так буйно, что в тяпке смысла не было никакого. И они просто поползли по огороду на коленях, руками вырывая все, что годами росло здесь буйно и беспрепятственно. Кроме того, оглядываясь на пройденный уже участок, они осознавали, что стена свежей травы очень скоро вырастет снова… Посему, когда деревенская молодежь ходила купаться на Чумыш, они купались в собственном поте и травяном море.
Всему этому страданию придавал «огоньку» Матвеич — сосед пенсионер-пчеловод. Время от времени он просматривал ульи. Раззадоренные пчелы устраивали митинги протеста, и тут уж всем доставалось с лихвой. Они, словно маленькие жужжащие военные самолетики, выпускали свои пушки-жала, и нападали с отчаянной отвагой на всех подряд. Доставалось и Ваньке с сестрой. Матвеич, жалеючи их, выдал им две маски, чтобы, хотя бы лица сберечь от пчелиных атак. Ну а в качестве компенсации, после каждой откачки непременно угощал свежим душистым медом.
Постепенно огород сдавал позиции и уже не зарастал так дико, как в первое лето. Да и брат с сестрой научились управляться с тяпкой достаточно ловко, и тоже успевали покупаться на речке, сходить в поход или в лагерь за яблоками, исследовать Вторые камни, где, как говорят, была пещера… Одним словом, стали жить обычной жизнью деревенской молодежи.
Со временем Ванька научился пасти коров, крутить копны и стоять под стогом на сенокосе, строить… да много чему, что необходимо уметь в повседневной сельской жизни. Он полюбил деревенский уклад, такой размеренный, без суеты и помпезности. Есть своя простая мудрость в этом укладе. Люди в деревне более открытые, чистые от городского горделивого налета и снобизма… Эта небольшая деревушка, расположившаяся прямо под горой на берегу Чумыша, стала для Ваньки такой же родной, как и любимый ему город. Но картофельные баталии первого лета навсегда стали для него плохой «прививкой» от дел огородных…
Свидетельство о публикации №225042600696