О ляпах песенного жанра

(заметки на полях)

Это что-то нечто… для меня, во всяком случае, необъяснимое: вот ты услышал песню, сразу «зацепившую» тебя вначале мелодией, а потом - текстом. Восхитился гениальностью авторов, сумевших в огромной какофонии мелодичных звуков найти именно те музыкальные интонации, которые в сочетании с сокровенным текстом смогли создать маленький песенный шедевр. Но по прошествии времени, однажды вдумавшись в текст этой понравившейся песни, вдруг в нём обнаруживаешь (даже, как говорится, невооруженным взглядом) некоторые поэтические огрехи, а то и просто «ляпы».

Может быть (иногда думается мне), это просто некий «закон жанра». Именно песенного жанра. Ведь текстовая составляющая - она всего лишь поэтический отклик настроения, задаваемого мелодией. Мы улавливаем первоначально лишь заданность музыкальной темы и постепенно теряемся в нахлынувших чувствах, находя в плавно обволакивающем внимание тексте созвучные памяти волнения. И потому текст как бы уходит на второй план, оставаясь в ощущениях фоном  мыслей и эмоций.

Меня уже давно перестали шокировать современные песенные тексты. Перестала удивлять массовость не то что дурного, а вообще - чёрт знает какого вкуса. Ну, ладно млеет народ от безобидной белиберды типа «ягодка - малинка, хоп-хоп-хоп» или «ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже», или «одиночество - сволочь, одиночество - сука» (вот так ему и надо - этому проклятому одиночеству! Только почему сука, ведь оно среднего рода?).

Но что нам поют крутые ребята с многочислененных музыкальных площадок, расплодившихся в интернете, как поганки после дождя… Там даже беззубый Шура с его вечной кашей во рту на их фоне - просто оперный певец. Они, кажется, потому и поют гнусавыми голосами, - это чтобы отвлечь внимание слушающих их от тарабарски-заскорузлых текстов.

Но так ли уж стоит удивляться «мелкотравчатости» нынешних песенных текстов? Вспомните известный монолог незабвенного Михаила Задорнова по поводу несуразностей старых песен. Вот взять на весь мир известную «Во поле берёзонька стояла». Её мелодию как-то даже включил в одно из своих творений П. Чайковский. А ведь не странно ли звучит в этой песне такое: «Некому берёзку заломати, некому кудряву заломати», а потом после этого - рефреном: «Люли-люли, заломати, люли-люли, заломати». А дальше? «Я пойду-пойду погуляю, белую берёзку заломаю… люли-люли, заломаю, люли-люли, заломаю». Вот и пойми какому-нибудь иностранцу, услышавшему перевод этой песни, нашу беспокойную и непредсказуемую русскую душу…

Я частенько удивлялся тому, что наши популярнейшие старые песни, которые чаще всего пелись «за столом», почему-то, как правило, не выдерживают никакой критики либо с точки зрения поэтики, либо с точки зрения здравого смысла. А то и с того и другого. Вот легендарный Стенька Разин бросает за борт челна (предварительно надругавшись) пленённую им «невесту». Вот перезжает Байкал бродяга, а навстречу ему - мать с известием, что, мол, отец в могиле, а брат «давно уж в Сибири кандалами звенит». Да и с любовной лирикой - то же самое: «Напилася я пьяной, не дойду я до дома». Уже с первой строчки этой песни размышления её героини начинают вызывать в тебе невольную иронию. Или взять «Когда б имел златые горы и реки, полные вина…». Тоже почему-то после этих начальных строчек лирическое настроение переходит на иронический скептицизм.

А песни советских лет. Я имею в виду не патриотические, каких было немало (о них разговор - особый, и я к этой теме прикасаться не имею морального права), а душевно-лирические. Ну вот, к примеру, известная всему миру наша знаменитая «Катюша». Не буду ничего говорить о лиричной задушевности текста. А вот поэтика явно не выдерживает никакой критики. Там и преобладание «глагольной» рифмы - «выходила - заводила - любила», «поёт - сбережёт». Там и небрежность словосочетаний. Попробуйте, например, произнести эту строчку вслух: «Ты лети за ясным солнцем вслед». А сравнение? Вспомните: «Выходила, песню заводила про степного сизого орла». Если знать, что орёл - это катюшин парень, пограничник, то почему он сизый?

Или песня «Вот кто-то с горочки спустился». «…на нём погоны золотые», - поётся там после того, как указано, что на нём «защитна гимнастёрка». Ну ладно. Ошиблась, видимо, влюблённая девушка в солдатской атрибутике. И не в «растрёпанных» ли  чувствах вопрошает (непонятно у кого) она, в конце концов: «Зачем он в наш колхоз приехал, зачем нарушил мой покой?».

… Не потому во все времена песенная поэтика в серьёзных литературных кругах считалась как бы занятием, не имеющим никакого отношения к профессиональной поэзии. Известный поэт-песенник Михаил Танич в своих мемуарах с обидой вспоминал, каким долгим был его путь в членство Союза писателей. «Какую-то ерунду он пишет», - сказал о Таниче один из маститых поэтов. Но вот как раз об этом авторе сотен популярнейших песен можно с полным правом сказать, что он писал «крепкие» тексты.

Да, вот тут я, повидимому, буду противоречить самому себе.

Ведь таких поэтов-песенников, к счастью, было в нашей отечественной песенной хрестоматии великое множество. Я назову только некоторые (что наиболее тронули меня) яркие имена: Е. Евтушенко, Е. Долматовский, А. Фатьянов, К. Ваншенкин, Р.Рождественский, Р. Казакова, А. Поперечный, И. Шаферан, Л. Дербенёв. М. Матусовский, М. Пляцковский, М. Рябинин, Н. Добронравов…  А современные авторы хитов, такие, как О. Газманов, И. Николаев, подарившие нам великолепные тексты…
Но ведь ещё можно назвать и таких поэтов, которые специально не писали стихотворные тексты, но стихи которых были положены на музыку и после этого стали настоящими шедеврами: М. Цветаева, Б. Ахмадулина, С. Есенин…

… Да, песня, как и человек, рождённая на апогее высокого чувства, не может не иметь здоровых и уважительных амбиций. И становится очень обидно, что из-за (пускай незначительной) небрежности  творческих соавторов некоторые песенные шедевры оставляют в душах истинных ценителей песни некий нехороший осадок.


Рецензии