Чернышевский. Очерк личности с помощью цитат
"Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте» - слова не мальчика, но мужа...
"Да она еще какое слово сказала: ежели, говорит, я не хочу, чтобы другие меня в безобразии видели, так мужа-то я больше люблю, значит, к нему-то и вовсе не приходится не умывшись на глаза лезть" - да, неумытая жена вряд ли своего мужа любит
"Люди, говорящие разные пустяки, могут говорить о нем, как им угодно; люди, имеющие правильный взгляд на жизнь, скажут, что вы поступили так, как следовало вам поступить; если вы так сделали, значит, такова была ваша личность, что нельзя вам было поступить иначе при таких обстоятельствах, они скажут, что вы поступили по необходимости вещей, что, собственно говоря, вам и не было другого выбора" - опять крепкие такие понятия... Рассудительность, основательность, здравость...
"Одного жаль: в нынешнее время на одного нынешнего человека все еще приходится целый десяток, коли не больше, допотопных людей. Оно, впрочем, натурально – допотопному миру иметь допотопное население" - наверное, деревенских презирал (ну, и холопов да баб непросвещенных). Фанатик прогресса и "передовых" идей-теорий? Что неудивительно для 19 века... "Допотопных" и теперя полно... Да и все мы допотопные в том или ином отношении...
(Оказывается, поздний Чернышевский пришел к идее социализма на основе крестьянской общины!)
"Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других" - знания без труда абстрактны... И ведь сразу к "счастью" переходит как забубенный романтик... (Хотя он прав и тут, конечно)
"Любовь к науке была только результатом, возникавшим из дела, а не причиною его, причина была одна – выгода" - хотел, чтобы любили науку, прогресс больше низкой выгоды - опять романтика
"Но главное – независимость! Делать, что хочу, – жить, как хочу, никого не спрашиваясь, ничего ни от кого не требовать, ни в ком, ни в ком не нуждаться! Я так хочу жить!" - сильная личность, крепкая (в литературе такие не нужны?! И даже теоретики должны быть более чокнутыми...)
«Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости» - да, надо любимых женщин усиливать...
"– Вы не признаете ревности, Рахметов? – В развитом человеке не следует быть ей. Это искаженное чувство, это фальшивое чувство, это гнусное чувство, это явление того порядка вещей, по которому я никому не даю носить мое белье, курить из моего мундштука; это следствие взгляда на человека, как на мою принадлежность, как на вещь" - жену дать поносить, покурить?! (Но это он в первый раз заврался. Причем, наверняка с чужого плеча прогрессивная идейка)
"Я сам пробовал принуждать себя. У меня тоже есть воля, как и у тебя, не хуже твоего маневрировал. Но то, что делается по расчету, по чувству долга, по усилию воли, а не по влечению натуры, выходит безжизненно" - да, но всегда ли прогрессивны влечения нашей натуры...
"Нужно иметь такое дело, от которого нельзя отказаться, которого нельзя отложить, – тогда человек несравненно тверже" - деловой и твердый... Он мне всё время нравится, вот что интересно (в школе так всё преподавали, что "революционных демократов" я возненавидел чуть ли не всех подряд! Типа, это всё были родоначальники совка...) Это был демократ того же толка, что и Радищев, и Грибоедов - с победой таких людей Россия стала бы обычной европейской страной... Но мало было таких, поэтому победы быть не могло... Крестьян было слишком много и они были слишком бедными - один этот факт напрочь отрывал от европейскости, делал скорее азиатами...
Всё же, это люди настолько важные, яркие и сильные, что с удовольствием вник бы в детали их очень трудных биографий. (Я люблю европейцев?! ...Наверное, есть надежда, что именно на русской почве европейскость, просвещенность показала бы всю свою силу - ведь Россия гораздо крупнее и сильнее, чем западные мелкие страны... И даже тот же "коммунизм" был богатырской ошибкой этого же толка... Не будь преобладания евреев, всё могло бы пойти по более правильному и здоровому пути... Во времена Чернышевского ни одного еврея ещё не было...)
"Это всегда так бывает: если явилось в человеке настроение искать чего-нибудь, он во всем находит то, чего ищет; пусть не будет никакого следа, а он так вот и видит ясный след; пусть не будет и тени, а он все-таки видит не только тень его, что ему нужно, но и все, что ему нужно, видит в самых несомненных чертах, и эти черты с каждым новым взглядом, с каждою новою мыслью его делаются все яснее" - фанатики-демократы были точно такими же! Да и теперь любые общественники подбирают факты под себя - ведь море фактов в целом обществе, всегда можно найти подходящие...
"Лопухову кажется, что ты удивительная девушка, это так; но это не удивительно, что это ему кажется, – ведь он полюбил тебя! И тут нет ничего удивительного, что полюбил: тебя можно полюбить: а если полюбил, так ему так и должно казаться" - немного смешные, но тоже здравые рассуждения...
"Но годы идут, и с годами становится лучше, если жизнь идет, как должна идти, как теперь идет у немногих. Как будет когда-нибудь идти у всех" - тут он не революционер никакой, а эволюционист (он наверняка и во всем был им: если и хотел свергнуть самодержавие и всех держиморд, то только как препятствия на пути эволюции)
"Читатель, ты, конечно, знаешь вперед, что на этом вечере будет объяснение, что Верочка и Лопухов полюбят друг друга? – разумеется, так" - ха! (На всякого мудреца довольно простоты и допотопности...)
«Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви» - и про любовь он знал, и природу любил... - от таких людей никогда не исходит ничего плохого, а одна только польза (преследовал его, кстати, либеральный царь Александр Второй, причем преследовал очень жестоко... - наверняка это была одна из причин, почему революционерам его было не жалко убить)
"Истина – хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей" - да, всё искупает... (И ярчайшие примеры тут: Толстой и Достоевский. Достоевский, например , писал перегруженно, но увлеченность истиной и искренность его оправдывали... И Чернышевский тоже честный человек, он старался судить объективно... )
"а ведь это великое достоинство, Марья Алексевна, уметь понимать невозможность!" - из этого достоинства проистекает европейская умеренная эволюция
"Умри, но не давай поцелуя без любви!" - он - автор?! (На эти темы наверняка всё проговорили ещё самые-самые древние)
"Теперь уж ровно ничего нельзя было разобрать, – и дурак, и умно" - честное признание, откровенное, пусть и не про себя. ...Люди обычно не признаются себе, что они наполовину умны, наполовину глупы, наполовину добры, наполовину злы, наполовину сильны, наполовину слабы (в результате чего их словно бы и не существует на свете, несмотря на беспрерывные попытки доказать ровно обратное)
"Мы грубы, но от нашей грубости терпим мы же сами. Мы исполнены предрассудков, но ведь мы же сами страдаем от них, это чувствуется нами. Будем искать счастья, и найдем гуманность, и станем добры, – это дело пойдет, – поживем, доживем" - романтика, но романтика добрая и умная - полезная. Ищут счастья только светлые люди (а уж публицисту счастье искать - моветон).
Но жизненного опыта до каторги у него было слишком мало, а после - слишком много. Поэтому он был сначала немного смешной... (Боролся с "идеализмом", а сам счастья искал!)
"Поблагодари же меня; ведь ты охотница кланяться тем, которые пренебрегают тобою, – поклонись же и мне" - подобный реализм Островского напоминает. Это русский реализм, крестьянский , достаточно жёсткий и суровый...
"Кто работает, тому некогда ни пугаться, ни чувствовать отвращение или брезгливость" - настоящая работа сильно укрепляет (но не так много настоящих работ в мире подневольных наёмников...) ...Настоящая работа как выживание, с одной стороны и как превращение в бога, с другой....
"Я сердит на тебя за то, что ты так зла к людям, а ведь люди – это ты: что же ты так зла к самой себе" - прямо братство проповедует (да и невозможно, проповедуя счастье, не проповедовать братства)
"Мне жалко и смешно смотреть на тебя: ты так немощна и так зла от чрезмерного количества чепухи в твоей голове" - хоть и был сторонником женщин, но всё же прорывалось...
В общем, зауважал я Чернышевского... Называл себя "материалистом"? Во-первых, это был общий дух эпохи, а во-вторых, он был скорее реалистом и прогрессистом (правда, тоже как многие)
Свидетельство о публикации №225042701151