Детство, опаленное войной

 
   Отклики Великой Отечественной
                Детство, опалённое войной,
                То, что без еды и без игрушек,
                Радовалось миру той весной,
                Без бомбёжек и стрельбы из пушек.

   Вот уже 80 лет Великой победе над фашизмом. За это время наша страна испытала голод неурожаев, послевоенную разруху, трудные годы пятилеток, кризис экономики и перестройку. Но старшее поколение в любых ситуациях говорит:"Переживём, не война." И, действительно, война - бедствие для народа.
    Как отклик тех лет сохранились воспоминания моей мамы о своем нелёгком детстве. Для неё война запомнилась с того момента, когда ее отец ( мой дедушка, Пётр Иванович), молодой розовощёкий деревенский парнишка, в зеленой гимнастерке нес её, шестилетнюю Нину, на руках до поезда, отправляющегося на фронт. Лето 1941...
    Писем от него было немного. И вскоре, в январе 1942 последнее" Пропал без вести"
    Отсутствие мужчины в семье было ощутимо. Моя бабушка, Анна Григорьевна, рано овдовев, все военные годы работала в колхозе с утра до позднего вечера за какую-нибудь малость, чтобы прокормить себя и к тому времени уже троих детей. Младшая дочка - Валя родилась в августе 1941 года. Мама и ее младший брат Миша были уже вполне самостоятельными детьми. Они помогали собирать в колхозе урожай зерна и картофеля. Оставшиеся на поле не собранные колоски и подгнившую картошку подбирали и сьедали, не доходя до дома. Но не почувствовав насыщения и чтобы заглушить изрядное чувство голода, ели  жмых, после чего мучили боли в животе. А дома на обед  зачастую был суп из лебеды или листьев щавеля с небольшим добавлением крупы и нескольких кусочков картофеля, либо каша на воде. Спасением было-молоко. Большую его часть оставляли, чтобы варить кашу и кормить грудную сестру в течении дня, пока Анна Григорьевна трудилась в колхозе.
Как-то раз мама и ее брат решили отведать этой каши в чугунке. Уж больно вкусно пахло. Да так увлеклись, что ничего малышке не оставили. Она плакала, кормить ее в тот день было нечем,  и дети раскачивали ее колыбель-люльку, подвешеную на крючок к потолку избы, до тех пор пока она не уснула. Вечером досталось обоим.
   Но долго сердиться бабушка не умела, да и не могла, понимала, что голодно. Жалко было всех. Однажды Анна Григорьевна принесла детский паёк- два килограмма макарон. Дети ели их сырыми, лёжа на печи, пока сушилась одежда после стирки.
   В то время с одеждой была беда. Если в послевоенные годы её можно было донашивать после старших детей, то во время войны она снашивалась до дыр. Купить в деревне было негде , да и не на что. Кое-что перешивали из старых сарафанов и зипунов, но этого было недостаточно. Поэтому в " банные дни"  приходилось сидеть на печи и ждать, когда вещи высохнут.
   А банный день был как праздник. С дровами было проблемно, впрчем как и со всем остальным. Тело парили берёзовыми  или дубовыми вениками. А голову мыли из настоев лопуха, крапивы, ржаных колосьев. А чтобы не завелись вши (случалось и такое)
использовали дёготь. Несмотря на все трудности, женщины и старики работали, а дети учились, помогали по хозяйству, присматривали за скотом, ходили на речку за водой.
   Школа находилась в соседнем селе- в пяти километрах от деревни. Мама порой невыспавшаяся и полуголодная вставала рано утром, чтобы добраться до школы, ведь занятия начинались ровно в восемь часов. Шла пешком, долго. А потом в холодном помещении школы с трепетом и вниманием слушала учителя, выполняла задания угольком на дощечках, заучивала наизусть стихи. Знания, полученные в детстве, впоследствии стали крепким фундаментом в жизни.
    Уставали безмерно. Но всё-таки находили время на игры. Игрушки!..какое изобилие их сейчас в магазинах. А тогда... были палочки-свистульки, фигурки из дерева, в основном пистолетики и флажки. Деревенские мальчуганы представляли себя защитниками и яростно вели бои с представляемым противником, по-детски играя в войну. А девочки сворачивали из лоскутов куклы, собирали для них бусинки и цветные  стекляшки. Всё-таки какое-никакое  украшение.
     Гостей в доме встречали с радостью, но они были редко. В основном приходила Арина Фёдоровна, моя пробабушка. Она была рада повидаться с внуками. Проходила большое расстояние, чтобы принести днтям настоящее лакомство-кусочки сахара. Войдя в избу, немного передохнув, она долго искала сахар в своих глубоких карманах. Дети с благодарностью принимали гостинец, залезали на печь, делили поровну, медленно посасывали, получая наслаждение, и были счастливы этим.
      Деревня, где прошло детство мамы, было достаточно удалена от боевых действий, но раненые время от времени появлялись в избах. Их проживание скрывали. Втайне выхаживали. Помогали чем могли. Кто-то приносил кусочки марли и ткани, из которых делали стерильные повязки на раны. Кто-то делился молоком и хлебом. Летом выручали небольшие огороды. Но иногда люди пропадали из деревни, расплачиваясь за  свою гуманность и доброту.
      И вот тёплым майским днём как обычно Анна Григорьевна , обув калоши и прихватив два ведра с коромыслом,  отправилась на речку за водой. Услышав весть о капитуляции фашистских войск и обьявлении Победы, не помня себя, прибежала домой с пустыми вёдрами, босиком( калоши позабыла на берегу реки.) Перецеловала всех. Слёзы душили от радости....
      После окончания войны в деревню возвращались мужчины. Кто контужен, кто с увесчьем. Некоторых не дождались...  И все равно счастье от  того, что дожили до Победы, переполняло сердце каждого, кто вкусил это горькое слово"война".
      Многих давно уже нет в живых. А дети, опалённые войною, выросли с железной волей, стойкими к любым испытаниям, и в то же время сочувствующими, сопереживающими и отзывчивыми на чужую боль и горе. Умеющими искренне радоваться успехам других, обладающими великим жизнелюбием и оптимизмом, независимо от ситуации, и на редкость гостеприимными и хлебосольными.
      Низкий поклон им за это!


Рецензии