Отдай мое сердце

(Московский детский Театр Теней. Режиссёр Алексей Смирнов)

Как часто злая зависть нас гнетёт,
Что кто-то «слишком весело» живет,
Богаты у него отец и мать,
И денег ему «некуда девать».

А я, несчастный, днями и ночами,
Жгу уголь в этой чёрной яме,
И,  в благодарность — (поняли вы сами?) —
Едва-едва свожу концы с концами.

Так уж недолго угодить в капкан,
Что мне Михель поставил, великан.
Любого он «надует» и обманет,
И денег куча у него в кармане.

Но нечего ему  мне, право,  дать —
Вот разве… сердце жаркое продать?
Раз нету места мне в подлунном мире —
Пусть он свою «коллекцию» расширит!
(Экспромт)

«Кто путешествует по Швабии, пусть не забудет хоть ненадолго наведаться в Шварцвальд…» Нет, нет, совсем не так, как сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце», начинается спектакль «Отдай мое сердце» Московского детского театра теней.  Ну и хорошо, что не так.  Ибо, минуя усыпляющие (имхо) подробности быта, рабочих будней и предметов гардероба жителей Той и Другой сторон Леса, мы сразу переходим к тому, что нас действительно интересует. А именно, к горячему, трепещущему, любящему сердцу, кое один глупый угольщик Петер Мунк отдал «в коллекцию»…

… А вот и он, «коллекционер» собственной персоной. Красив, высок, но нынче жутко недоволен, разочарован и охвачен совсем не великанским состоянием а-ля  «все пошлО не по плану».
С ним, собою любимым Михелем-голландцем (в ярком исполнении артиста Андрея Тушканова) мы и проведём ещё час с лишним. В полутьме, но с очень красивым и все время меняющимся освещением. А как иначе за Тенями наблюдать? Забыли, что ли, как театр сей называется?

Да, да, кроме Михеля,  других артистов мы на сцене не увидим: разве что на поклонах они появятся. Но они будут незримо присутствовать, двигая реалистично разрисованных плоских кукол.  И мы, поражённые открывшимся нам зрелищем, сопровождаемым мелодичным хард-роком, совершенно забываем о том, что видим лишь «марионеток».  Да и «занавес», на котором все действо происходит,  настолько похож на частицу огромного бьющегося сердца, что всякие сомнения насчёт реальности существования кукол отпадают. Они живые — и все тут!

Прямо диву даёшься, сколько самых разных человеческих качеств «обитает» в этой сказке! В первую очередь это, конечно, Зависть, — когда все время кажется, что тебе что-то недодали. В случае с Петером Мунком в этом, конечно, есть весомая доля правды. Но давайте подумаем: а готов ли молодой необразованный угольщик прямо сейчас, без серьёзной подготовки и тщательных расчетов, владеть богатством, чтобы не лишиться его в одночасье? Да так, чтобы никого не обманывать, не обирать бедных, чтить старенькую мать и во всем ей помогать? Он ведь по натуре добрый, Петер Мунк, да и сердца своего горячего тогда ещё не лишился!

Вот здесь-то мы переходим ко второму качеству, присущему Петеру.  Это невероятная Глупость, корни коей лежат в необразованности, доверчивости, и… в том самом горячем сердце, которым он тогда ещё владел.  И Петер разбазаривает неслыханное богатство, раздавая деньги направо и налево; проигрывая их в карты и тратя на кутежи.  И вот, однажды, Глупость приводит в трактир свою подругу — Гордыню. Ибо так легко, обладая неожиданно полученными деньгами, вообразить, что все, тебя окружающие, восхищены именно тобой, любимым, а не твоими щедрыми подачками! И как же тяжело бывает «падать» с высоты тобой надуманной «звездности»!

Неблагодарность — ещё одно нехорошее качество, с нетерпением ожидающее твоего падения. Нужно же  во всем этом кого-нибудь обвинить? Ну не себя же, в самом деле? Вот Петер Мунк, например, быстрехонько нашел «козла отпущения» в лице Стекляшника, совсем недавно вырвавшего его из цепких лап бедности.  И я бы с возмущением воскликнула: «Ну что за свинская неблагодарность!» — но боюсь, что благодарные свинки на меня обидятся.

К чему я все эти качества перечисляю? Да к тому, что уверена: по окончании спектакля «Отдай мое сердце!» родителям будет очень интересно обсудить со своими детьми — подростками и старше — те «уроки», что они из него вынесли.
Вполне допускаю, что многое вы и ваши дети воспримете по-разному.  Но надеюсь, что вы будете солидарны хотя бы в одном: и Петера, и прекрасную жену его Лизбет, и  старенькую его матушку спасла Любовь. Да, да, —  та самая, что «бесконечна, вездесуща, всеведуща, всемогуща». Ее не убили ни каменное сердце, ни тяжёлая рукоятка кнута, ни жадность, зависть и гордыня…

«Лучше довольствоваться малым, чем иметь золото и всякое добро, но при этом холодное сердце», — вот к какому выводу пришёл угольщик Петер Мунк, пройдя через жестокие испытания.
Но сказка «Холодное сердце» написана два века назад, и прагматичные современнные подростки, я уверена, выскажут вам своё личное мнение по данному вопросу. Ну, например, такое: «Лучше проявить ум и смекалку, чтобы заработать деньги, чем продавать своё сердце». Или: «Прежде чем идти с деньгами в трактир, нужно подумать, чем все это может кончиться».
Ну, и так далее: вариантов превеликое множество. Но главное, что они есть, варианты эти. А значит, титанический труд по подготовке и показу этого спектакля не прошёл даром.

Несметной добротой сердца богаты,
Ты не спеши менять ее на злато:
Еды исчезнут горы и питья  —
И разбегутся лживые друзья.

Но знай: не поздно все вернуть назад:
Родные и обнимут, и простят,
Счастливый смех развеет вечный страх,
И ты поймёшь, что счастье — не в деньгах!


Рецензии