Воскресение. Антипасха. Неделя апостола Фомы
Читается Евангелие от Иоанна 20,19–31 (зач. 65).
Тропарь Недели Антипасхи
Запечатану гробу,/ живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/ и дверем заключенным,/ учеником предстал еси,/ всех воскресение/ дух правый теми обновляя нам,// по велицей Твоей милости.
Кондак Недели Антипасхи
Любопытною десницею/ жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже/ созаключенным бо дверем яко вшел еси,/ с прочими апостолы вопияше Тебе:// Господь еси и Бог мой.
Величание Недели Антипасхи
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради во ад сшедшаго/ и с Собою вся// воскресившаго.
***
«Слово «Антипасха» многих вводит в заблуждение, потому что в русском языке приставка «анти» обычно означает «против». Как, например, слова «антицерковный», «антирелигиозный» и так далее. Что же означает Антипасха? В греческом языке приставка «анти» обозначает «вместо». Отсюда слово «антидор», означающий «вместо Святых Даров», то есть речь здесь идет о благословенном хлебе для тех, кто по каким-либо причинам не смог причаститься. Отсюда же и слово «Антипасха», то есть пасхальное торжество для тех, кто по каким-либо причинам не смог участвовать в пасхальном богослужении.
Какие же могли быть причины в древние времена? Например, человек стремился попасть на Пасху на богослужение, а на море случилась буря, корабль задержался, и человек опоздал. Или, например, болезнь могла воспрепятствовать человеку присутствовать на пасхальном богослужении, или еще какие-либо причины. И поэтому первое воскресенье после Пасхи получило название «Антипасха», чтобы для тех, кто не смог участвовать в пасхальном богослужении, этот воскресный день становился своего рода Пасхой, которая приходила к ним с недельным опозданием.
...
Мы слышим сегодня в евангельском чтении о том, как Фома, один из 12 апостолов, когда ему сказали о том, что Иисус воскрес, не поверил и ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25). И Господь является апостолам, когда Фома находится с ними. Он обличает его в неверии, и тогда Фома произносит те слова, которые являются смысловым центром всего четвертого Евангелия: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20. 28).
Это самый первый и самый короткий Символ веры, который был произнесен устами одного из апостолов: Фома исповедал Иисуса Христа Господом и Богом. В этом исповедании заложена основа нашей веры в Иисуса Христа не просто как в человека, который учил добру и правильному поведению, или же в одного из пророков, как многие воспринимали Его при жизни, но как в Воплотившегося и пришедшего на землю Господа и Бога нашего.
Именно в этом исповедании вся суть нашей веры, и в этом отличие христианства от других религий. Ведь очень многие веруют в единого Бога, поклоняются Господу, совершают Ему молитвы, но при этом не признают Богом Его Единородного Сына. Они утверждают, что Иисус Христос был одним из пророков или одним из учителей нравственности, что Он стоит в одном ряду с Буддой, с Конфуцием, с Сократом и с другими мудрецами древности. Так, например, учил и наш русский писатель Лев Толстой, и, в частности, за это он был отлучен от Церкви.
...
В сегодняшнем Евангелии Господь говорит Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20. 29). Этими словами Он напоминает о том, что вера в Бога и Его Единородного Сына должна быть основным содержанием и главным стержнем нашей жизни. Именно эта вера должна мотивировать все наши поступки и все наши деяния, озарять наш жизненный путь. И эта вера проявляется не только в ежедневном чтении Евангелия или утренних и вечерних молитв, в регулярной исповеди и причащении Святых Христовых Таин. Прежде всего, наша вера призывает воплощать в жизнь слова Господа Иисуса Христа и учиться воспринимать волю Божию как свою собственную волю, а свою волю подчинять воле Божией. Мы должны стараться никогда не совершать дела, не угодные Богу, учиться вслушиваться в голос Божий, который к нам обращен, и в те сигналы, которые Господь нам посылает. Ведь часто бывает, что Господь посылает нам эти сигналы – один, другой, третий, четвертый, пятый, – а мы не желаем их слышать, ибо нам хочется поступить по-своему».
_____________________
Фрагмент из проповеди:
Глава: «Вера в Бога и Его Единородного Сына должна озарять наш жизненный путь. 2018 г.»
Автор: Митрополит Иларион (Алфеев)
Источник:
Свидетельство о публикации №225042701601