О Красной горке и её обычаях...
На Красную горку (с приходом христианства – Фомино воскресенье или Антипасха) было принято ходить по гостям. Надевались лучшие одежды, в нарядно прибранных домах накрывались щедрые столы для званых и незваных (за «дармовщинкой» ходивших от дома к дому) гостей.
С утра, после службы в церкви, поминали умерших, а с полудня и до темноты время было посвящено гуляньям и бражным застольям.
Пока взрослые бражничали, молодые пели в хороводе, плясали, качались на качелях, играли в игры: «Городки», «Лапту», «Прятки», «Кандалы, раскуйте нас», «Ручеёк», «Гуси-гуси»... Зачастую именно в играх складывались, выявлялись и обнародовались пары, отвергнутые «женихи» получали негласный, но всем понятный отказ.
Самый главный обычай Красной горки – смотрины невест. На просохших от талого снега полянках и площадках для гуляний собирались в певчие хороводы незамужние девушки, в наилучших своих нарядах, а парни выкликали или вырывали из круга полюбившуюся товарищу девицу, к которой в тот же день могли прислать сватов. Хоровод свою подругу старался вернуть и/или спрятать внутри круга, требуя от «жениха» выкуп сладостями.
По церковным канонам во время Великого поста молодых не венчал, потому Красная горка, первое воскресенье после Пасхи, считалось наилучшим днём для долгожданных венчаний и свадеб, иной раз с уже заметной «брюхатостью» невесты, которую старались скрыть пышностью платья. Кстати, вероятно именно по этой причине (по причине осуществлённой запретной любви) сложилось поверье, что «свадьба на Красную горку» сулит любовь и долгий крепкий брак.
Если весна запаздывала, то на Красную горку её призывали заклинаниями. Молодёжь собиралась на холме рядом с деревней, выбирали одну хороводницу (обязательно юную девушку) и на первый луч солнца она произносила заклинание:
«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу — того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имя) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!».
Все остальные участники подхватывали заклинание, вставляя (в пропуски) своё имя.
На Красную горку празднованием «рулили» именно представительницы прекрасного пола. Если с утра это были незамужние девушки, то в ночь наступало время замужних женщин и старух. Они к полночи с песнями и плясками выходили за околицу под предводительством шестерых самых уважаемых: четыре молодухи с сохой (тройка и пахарь) и две старухи с Казанской иконой Божией Матери. Всю ночь от нечистой силы женщины опахивали село, а на дорожках и на перекрёстках рисовали сохой кресты. Порой, согласно ещё языческой традиции, женщины проводили этот магический обряд полностью обнажёнными.
Принято было и «магическое» супружеское совокупление в огородах, садах и на полях не только «для повышения урожая», но и в случае желания зачатия крепкого здорового ребёнка.
Свидетельство о публикации №225042701668