Поэт в России больше, чем поэт. Евгений Евтушенко

Не важно – есть ли у тебя преследователи,
а важно – есть ли у тебя последователи.
Что стоит наше слово, если в нём,
заряженное жаждой пробужденья,
не скрыто семя будущих времён –
священная возможность продолженья?!               
                Е. Евтушенко

2009 год. Новый Уренгой. О том, что поэт с мировой известностью приезжает в далёкий северный город, любители поэзии узнали раньше, чем организаторы гастрольного проекта распространили полагающиеся в таком случае рекламные анонсы. Признанный классик, один из самых читаемый в мире русских поэтов ХХ века прибывает в наш северный регион – это событие.

«Я счастлив, что оказался первым поэтом, который приехал в ваш уникальный город», –  сказал на встрече с жителями Нового Уренгоя Евгений Евтушенко. В свою очередь, мне посчастливилось услышать от самого автора строку, давно ставшую крылатой: «Поэт в России – больше, чем поэт». Сегодня, анализируя достижения и заслуги Евгения Александровича, эту фразу можно смело отнести к нему самому. Она характеризует  жизнь и творчество самого Евгения Евтушенко.

Евтушенко Евгений Александрович – поэт, прозаик, публицист, киносценарист, кинорежиссёр, член Союза писателей Москвы. Почётный член Американской академии искусства, действительный член Европейской академии искусств и наук,  почётный профессор Брянского, Казанского и Петрозаводского университетов, а также Питтсбургского университета, университета Санто-Доминго и других. Лауреат Государственной премии СССР за поэму «Мама и нейтронная бомба», обладатель многочисленных международных литературных премий. Награждён общественным орденом «Живая легенда», государственным орденом «За заслуги перед Отечеством».  В 19 лет после выхода первой книги «Разведчики грядущего» Евгений Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Человек очень активной гражданской позиции, Евтушенко всегда высказывал свой взгляд на события в мире и стране, остро реагируя на то, что происходит в обществе. Он считал, что литература всегда была и должна быть направлена на объединение человечества. Реалист. Глобалист. Его Слово – смелое и свободное. «Я импульсивный человек. Пишу обо всём, что меня волнует»,  –  сказал поэт Евтушенко. По его творчеству можно изучать историю. Он и сам – живая страница нашей истории.

В КСЦ «Газодобытчик» состоялся не просто вечер известного литературного деятеля. Это была очень интересная,  живая встреча с поэтами и писателями города, с любителями поэзии, с теми – а есть и такие – для кого имя Евтушенко стало нарицательным.
Я благодарна судьбе за встречу с таким необыкновенным человеком. Никогда в своей жизни я не встречала такого чтеца! Удивительный исполнитель, декламатор, обаятельный рассказчик... Как же всё-таки умело он доносил до слушателя каждую фразу, каждое слово! Чёткая дикция, выразительная интонация, живой, слегка ироничный взгляд, невероятная артистичность и почти юношеский пыл... А голос? Вибрируя нотами и паузами, он так умело проигрывал события разных времён!  Увлекательное чтение дополнялось жестами. Они удивляли и восхищали – эти жесты, настолько точно подчёркивали они сказанное!

Многим  известны песни на слова Евгения Евтушенко. Это и  «Хотят ли русские войны», и «Дай Бог...», и «Бежит река», и «А снег идёт», «Вальс о вальсе», «Серёжка ольховая», «В нашем городе дождь».  Поэтому зал энергично подпевал Татьяне Савиной: «Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня». Зал одарил аплодисментами молодую певицу Алёну Абрамову, трогательно исполнившую под аккомпанемент Виктории Лазаревой (Лизнёвой) ещё одну композицию на стихи поэта  – «Песню Лары» из кинофильма «Доктор Живаго».
 
Евгений Евтушенко вспоминал военное детство, станцию Зима, что в Иркутской области, где он родился и где рождались его первые робкие литературные творения, и –  читал. Читал стихи самых разных периодов своей жизни. В этих стихах – протест и исповедь, крик души о России и призыв к единению человечества, глубокая нежность к женщине и сострадание к обездоленным, возмущение  несправедливостью, неравнодушие, не успокоенность, не безразличие...

Не сотвори из Родины кумира,
но и не рвись в её поводыри.
Спасибо, что она тебя вскормила,
но на коленях не благодари.
Она сама во многом виновата,
и все мы виноваты вместе с ней.
Обожествлять Россию – пошловато,
но презирать её – ещё пошлей.

«Я видел много  замечательных людей, жизнь которых потрясает своим смыслом, своей трагедией», – рассказывал Евгений Александрович.  А о людях у Евтушенко написано достаточно много и в стихах, и в прозе. «Людей неинтересных в мире нет», «Нет событий важнее людей. Каждый – это событие», – продолжал читать поэт и добавлял при этом, что самые интересные люди –  не всегда самые знаменитые. Интересные люди  полны жизнелюбия, деструктивные же, полные нытья, – они ни на что не способны. Поэт  искренне обеспокоен, что в нашей стране так мало читают и мало уделяют внимания поэзии. Выразил надежду, что хорошо бы, наконец, появиться в России плеяде новых поэтов, сродни Пушкину. И я с большой гордостью и надеждой храню его книгу с пожеланиями, адресованными нашим местным авторам: «Дай Бог, чтобы были у нас великие читатели и писатели».

Его называют символом и легендой шестидесятых. Им написано и издано только в России более сотни книг. Его работы переведены на 70 языков мира. Евгений Евтушенко – один из тех, кто вывел поэзию из камерных залов на многотысячные стадионы и площади.  Он выступал в самых больших залах страны, читал перед двумястами тысячами человек на Красной площади во время путча. «Международный» поэт объехал 98 стран, выступал в больших городах и маленьких селениях, и, как он сам признался новоуренгойцам, «был счастлив от этого». Автор поэм «Братская ГЭС», «Под кожей статуи Свободы», «Фуку!»  и других,  лучшим своим произведением считал поэму «Голубь в Сантьяго», которая переведена на 12 языков мира.

Уренгойцев одинаково интересовало всё его творчество. Заговорили о книге «Весь Евтушенко». Автор подчеркнул, что на самом деле – далеко не весь: произведений у него втрое больше, чем размещено в этой огромной книге. «Эта книга – предельно откровенный автопортрет и галерея поэтических портретов моих современников... Перед вами приключенческий роман в стихах о моей жизни... Моя исповедь, мои дружбы, мои надежды...»,  – пояснил автор. Коснулись и  сборника  «Идут белые снеги...», изданного к  75-летию поэта, в котором  речь идёт о спектакле-поэтории, написанном в содружестве с композитором Глебом Майем. В книге опубликованы текст рок-оперы и краткая информация об участниках спектакля.

Листая страницы этого издания, я восхищалась насыщенностью и многогранностью жизни поэта. Очень интересная с географической точки зрения биография!  Вот фотографии с Юрием Гагариным, Луи Армстронгом, Робертом Кеннеди, Николаем Караченцовым, Андреем Вознесенским, Марком Бернесом, Эдуардом Колмановским. 
Очень интересен и сборник поэта «Граждане, послушайте меня…», куда  вошли стихотворения и поэмы Е. Евтушенко, написанные им в разные годы жизни. Помимо любовной лирики здесь и стихотворения, в которых  поднимаются острые социальные проблемы общества. В этой книге – его знаменитый «Пролог», написанный еще в 1955 году,   «Нет, мне ни в чём не надо половины!..» и стихотворение, посвящённое бывшей жене Белле Ахмадулиной,  «Со мною вот что происходит…» В сборнике преобладают стихотворения-отклики на различные политические события. Хотя сам поэт признавался, что не любит, когда его стихи называют «политическими»: «Мне гораздо ближе выражение «гражданская поэзия». Я никогда не был ни в одной партии, я не был никогда антикоммунистом. Как можно, если люди шли в бой, на смерть со словами «Считайте меня коммунистом!».

Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
и потому – я настоящий русский!

Представил поэт и уникальную, на мой взгляд, книгу «Памятники не эмигрируют». Помимо стихотворений последних лет и цикла, посвящённого русским поэтам, сюда вошёл перевод, скорее, интерпретация,  «Слова о полку Игореве».  Евтушенко и здесь проявил свой новаторский дух. Казалось бы, этот исторический памятник – давно свершившийся факт и реставрировать его – дело рискованное. Однако Евтушенко рискнул, «осовременил» наше «Слово...», внёс в текст лёгкость, свободу, музыкальность, дополнил и наполнил его новыми оттенками в надежде, что это произведение будет понятнее и ближе молодому поколению.
 
К сожалению, программа пребывания Евгения Евтушенко в городе была ограничена, но как человек, не щадящий себя, он и в этот раз успел многое. На пресс-конференции с журналистами города Евгений Александрович с удовольствием  отвечал на любые вопросы.

Он дал высокую оценку работе журналистов, подчеркнув её значимость для общества,  говорил о вере и религии, о любви и предательстве, об искусстве и государстве, о времени и о себе, о Родине, молодежи и её ценностях, и, конечно же, о литературе. «Самая главная опасность молодого поколения, общий недостаток –  это то, что они не читают, – подчеркнул поэт. –  Неправда, что поэзия в наше время не востребована, просто у нас нет ни одной организации, которая бы всерьёз поддерживала её. Есть люди, которые не хотят признать существование поэзии, зато ежедневно зомбируют заговором пошлости на телевидении,  искажая вкус нашей молодёжи, и она уже не может читать Пастернака, Мандельштама, Ахматову, потому что отравлена этой пошлостью, льющейся ежедневно с экрана».

Евгений Александрович привёз с собой много своих книг. После концерта все они были раскуплены. У столика, где поэт раздавал автографы, выстроилась огромная очередь. Это было ещё одно, не запланированное, но самое увлекательное действо. Здесь каждый мог задать Евгению Александровичу интересующий его вопрос, сфотографироваться, пообщаться с ним и получить именной автограф со словами, предназначенными только ему. Книгу в подарок и автограф в рифму получила и я: «Дорогая Полечка, не разлюблю нисколечко!».

Как заведено, в конце общения – традиционное общее фото. Несмотря на то, что его торопили  сопровождающие его  в поездке,  Евгений Александрович дал согласие.  Теперь это фото – одно из самых дорогих мне.

И вот – пора прощаться. Уже почти вдогонку спросила, можем ли мы надеяться на очередную встречу с ним в нашем городе. Ответ был отрицательным.
Прошли годы. Он действительно больше не приехал. Когда дописывала эти строчки – с экрана телевизора сообщили, что Евтушенко не стало.   
 
Благодарю судьбу, что свела меня с великим поэтом – настоящим сыном своей страны. Помню его слегка сутулый вид, уставший, но проницательный взгляд. Помню, как было мне легко и просто общаться с ним.
Евтушенко умер, но поэтический дух живого классика по-прежнему витает над северными широтами, а в памяти всплывают строки:

Но когда я умру –
нашумевшим сибирским Вийоном, -
положите меня
не в английскую,
не в итальянскую землю –
в нашу русскую землю
на тихом холме,
на зелёном,
где впервые
себя я почувствовал
всеми.



© Полина Росошик, Ямал,
г. Новый Уренгой,  2009-2017гг
Фото из личного архива автора


Рецензии