Вера, надежда, любовь - 1-4

Философические мысли, рассуждения и, возможно, заблуждения хорошо пожившего человека

Часть 1. ВЕРА
1.4. РЕЛИГИЯ И НАУКА

     Религия должна уничтожить науку, ибо наука – враг религии.
                (Папа Павел II – Пьетро Барбо, XV век)

     Вера и наука – это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится
        к созерцанию истины. Папа Иоанн Павел II – Ка;роль Юзеф Войтыла, XX век)

     Здесь попытаюсь хотя бы частично ответить на два вопроса: 1) Что говорит христианская религия о науке? 2) Что говорит наука о христианстве?
     Ответ на первый вопрос содержится в эпиграфах к данному эссе, из которых видно, что за промежуток от XV века до XX века имел место заметный прогресс. Для ответа на второй вопрос нужно вспомнить, что главным в христианской религии является личность Иисуса Христа.
     В конце 2019 года вышла книга Волоколамского митрополита Илариона* «Иисус Христос. Биография». Говорить и писать об Иисусе Христе – для митрополита дело обычное. Необычным является то, что эта книга вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»). В предисловии к книге дается следующее объяснение: церковь считает, что Иисус Христос – в полной мере Бог, но и в полной мере человек, и это последнее обстоятельство делает возможным рассматривать именно его «человеческую» биографию.
     Надо сказать, что это объяснение несколько противоречит логике. Ведь если кто-то даже не вполне, но хотя бы немножко человек, то он уже не вполне бог, а если кто-то хотя бы немножко бог, то он уже не вполне человек. Не будем, однако, останавливаться на этом, так как гораздо более существенным является вопрос об историчности Иисуса из Назарета.
     В советское время марксистским (считавшимся в то время единственно правильным) взглядом было, что ни Иисус, ни его апостолы на самом деле никогда не существовали. В вузах на лекциях по «общественным дисциплинам» нам сообщалось, что это всего лишь миф. Поэтому я был весьма озадачен, когда обнаружил, что основателем этой мифологической теории является на самом деле Бруно Бауэр**, а основоположники марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс вовсю его критиковали, утверждая, что тот «хватил через край» и что при таком его взгляде «исчезает всякая историческая почва для новозаветных сказаний об Иисусе и его учениках»***.
     О жизни и деятельности Иисуса Христа повествуют четыре канонических Евангелия и множество неканонических – так называемых апокрифов. Во многих описаниях одних и тех же событий авторы Евангелий противоречат друг другу. Это признает и митрополит Иларион, делая отсюда верный вывод, что евангелисты писали независимо друг от друга. Но если Евангелия могут не быть вполне достоверным источником сведений о жизни Иисуса, то они должны, однако, считаться вполне надежным подтверждением его существования. Если бы евангелисты писали о несуществующем человеке, то они сразу были бы изобличены их современниками, которые тогда ничего бы ни о каком Иисусе не слышали, хотя старейшие из них могли сами встречать Иисуса, а младшие – слышать о нем от людей старшего поколения, что, очевидно, и было на самом деле.
     Но, пожалуй, самыми убедительным доводом в пользу историчности Иисуса Христа являются упоминания о нем в древних нехристианских сочинениях, среди которых первое место занимает так называемое «флавиево свидетельство» – сообщение о нем в сочинении «Иудейские древности» римского историка еврея-нехристианина Иосифа Флавия (37–101 гг.). Имеются ввиду следующие два отрывка из этого произведения:
     1) «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетельностью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия, что он был тогда живым и будто бы он Мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки»****.
     2) «Анан же младший (первосвященник – Ю.К.) ... принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенной жестокостью. ... Он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями»
     И, наконец, об Иисусе упоминает даже еврейский Талмуд, правда, там он называется колдуном, который «соблазнил Израиль».
     Таким образом, историческая наука считает вполне доказанным фактом существование в начале первого века нашей эры популярного проповедника Иисуса из Назарета. Был ли он Мессией, как утверждают евангелисты, или Богом, как утверждает церковь, – это уже вопрос не науки, а вопрос веры. В настоящее время имеем следующий расклад:
   ~ христиане всех разновидностей (составляющие треть населения земного шара)
верят, что он Бог (точнее, одна из трех ипостасей единого Бога);
   ~ мусульмане (четверть населения земного шара) верят, что он один из пророков бога («пророк Иса»), и называют его «Расуль Аллах» (посланник Аллаха);
   ~ атеисты (одиннадцатая часть населения земного шара) верят, что он харизматичный проповедник, обожествленный его последователями;
   ~ иудеи (пятисотая часть населения Земли) судят о Христе по своему Талмуду;
   ~ остается менее 1/3 части населения Земли, из которой отметим так называемых «антитринитариев» (т. е. не признающих Троицы), которых ныне буквально единицы. Они считают Иисуса Христа тем же, что и атеисты, но называют себя христианами, потому что в своем отношении к людям и к Богу руководствуются проповедями Христа. Наиболее известные антитринитарии прошлого – Исаак Ньютон, Мигель Сервет и Лев Толстой. Об остальных представителях этой части населения можно сказать, что половина их вряд ли когда слышала об Иисусе Христе.
________________________________________
     * Церковное имя Иларион, в отличие от «мирского» почему-то всегда пишется с одним «л».
    ** Бруно Бауэр (1809–1882) – немецкий философ, богослов и историк христианства.
   *** К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 22, стр. 474.
  **** Эта цитата дана в том виде, как она цитируется в рукописи египетского епископа Агапия (жил в Х в.), так как в обычно употребляемых текстах обнаруживается явная правка христианских переписчиков: воскресение и божественность Христа там подаётся не как сообщение его учеников, а как мнение самого Флавия, в то время как в древне-христианских сочинениях Флавий осуждается как раз за то, что не считал Иисуса Богом и не верил в его воскресение.

Продолжение:     http://proza.ru/2025/05/03/797


Рецензии