Свет мой, зеркальце, скажи...
Как, восставши из мертвых с мечом, —
Три угодника — с Гришкой Отрепьевым,
Да с Емелькой придем Пугачем.
Из стихотворения "Стенькин Суд" Максимилиана Волошина. Написано 24.12.1917-го года.
Удивительно, конечно, что Максимилиан Волошин составил свою Троицу Угодников из Степана Разина, Емельяна Пугачёва и Григория Отрепьева.
О чем мне и заметили когда-то на моё:
Стенька
Татьяна Ульянина-Васта
Погулял, и поел, и попил, -
А за всё, что творил неуказанного,
Лютой смертью своей заплатил….
«СТЕНЬКИН СУД»
Волошину М.
Да всё так же сияет несглазена
Храмов, церквей Его красота,
Но уже не проклинают в них Разина,
В воскресенье в начале поста.
Позабыты кровавые драмушки;
Новый век над Россией взошёл,
Только сальные свечи у батюшек
Чаще всё же свечей восковых.
Как неслись твои чёлны над Волгою,
Как шумела младая братва,
Миг прошел – запрокинулись головы,
И твоя немила голова.
Но хочу я сказать тебе, Стенька,
Что цари как-то тоже прошли.
Лютой смертью взошла в мире зоренька,
На погосты всех лишних снесли.
И восставши из мёртвых с мечом
Три Угодника Стенька с Отрепьевым
За Емелькой зашли Пугачём.
© Copyright: Осенний-Каприз Капри, 2011
Свидетельство о публикации №11107163281
Рецензии
Начну с вопроса: что у современных батюшек сальные свечи? А разве такие существовали? Сальные плошки в прошлом бытовали. А свечи - восковые (раньше), стеариновые, парафиновые - ныне.
Из числа Угодников следовало бы вычленить Отрепьева. Там место Болотникова.
У меня такое сложилось впечатление (общее из всего прочитанного): Вам есть что сказать и оно заслуживает интереса, но Вы не умеете пока это выразить. Может нет опыта, литературной школы, а может русский язык Вам не родной.
Я пожелаю Вам совершенствования.
Виктор.
Виктор Коврижных 2 23.07.2011 09:37 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
кто с неродным русским ввяжется в Отрепьева?
а выбор не случаен - это старообрядцы их судьбы во многом схожи (у всех троих) но это очень большая тема, нужны ли такие исследования при общей ненужности и старообрядцев, и вольнодумцев, да и целом русских, как явления
а свечи сальные - по Брокгаузу и Ефрону:
"...В начале IV в., при имп. Константине во время праздника Пасхи, Константинополь был освещен лампами и восковыми С. В рассматриваемое время С. (восковые) по дороговизне употреблялись только при богослужении и в домах богачей. Горение восковых С. определенной длины и толщины служило, между прочим, и для показания времени. В XII в. сальные С., по своей дешевизне, быстро вошли во всеобщее употребление..."
здесь скорее в переносном смысле, если это явствует из текста
Осенний-Каприз Капри 24.07.2011 22:20 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
© Copyright: Татьяна Ульянина-Васта, 2011
Свидетельство о публикации №111092603090
В "Ясне" ясно рассказывают про стенку Разина
и стену Плача - обсерватория для наблюдения
за восходом и закатом светил.
Большаков Алексей 12.11.2021 10:42
Итак, Григорий Отрепьев.
Сегодня известно из лекций не ангажированных современными веяниями историков про родственную связь Отрепьевых и Романовых.
Согласно имеющееся в нашем распоряжении сказке: род Отрепьевых идет от дворянского рода Нелидовых. В конце XIV века на службу к Московскому князю Дмитрию Ивановичу прибыл польский шляхтич Владислав Неледзевский (герб Правдзиц, «муж знатен Короны Польския»), для участия в Куликовской битве. По итогам победы над Мамаем было даровано шляхтичу московское дворянство и руссифицированный вариант фамилии: Нелидовы.
В четвертом колене один из братьев Нелидовых - Семеон Борисович получил при Иване III Васильевиче прозвище - Отрепьев, ставшее фамилией. "Я тебе отреплю космы!" (Я тебя на место поставлю).
В более позднее время известно: имение дворян Отрепьевых, в котором вырос наш Григорий Отрепьев - тогда Юшка Отрепьев (с польского - Юрий), примыкало к селу Домнино, костромской вотчине боярина Фёдора Никитича Романова, которое Федор Никитич получил в качестве приданого своей жены, Ксении Шестовой.
Вот тут у исследователей возникает определённое предположение:
девичья фамилия матери боярыни Ксении Шестовой, супруги Федора Романова, была Отрепьева.
Отец Григория Отрепьева, Богдан Иванович, и мать Ксении Шестовой, Мария Ивановна, были родными братом и сестрой. Таким образом, Григорий Отрепьев приходился супруге Фёдора Романова двоюродным братом. А сын Фёдора Никитича, будущий царь Михаил Романов, получается, был двоюродным племянником.
Так лишний в ряду "самозванцев царской крови" Отрепьев либо нет?
По-моему: нет. Потому что, как я и рассказывала ранее, в Гомеле есть старообрядческая церковь - Ильинская - на которой установлен до сих пор памятный знак:
"В лето от Сотворения Мира такое-то в сей Церкви прошла тайная вече'ра, где Емельяну Пугачеву были вручены верительные грамоты на исконность царствования на Руси."
А куда пошел Емельян Пугачев с грамотами, понимать ополчение? В Мечетную Слободу! К игумену Филарету.
Вот кто-то в здравом уме поверит, что случайно, возвращавшиеся после амнистии Петра III на Русь беглые старообрядцы, поселились в слободке, имя которой они дали - Мечетная поскольку, видите ли, нашли на месте своего нового поселения руины - Мечети!
Вот такое вот поклонение в веках людей старой веры, отменной Романовыми с Никоном их - татаро-монгольским завоевателям?
(продолжение следует)
Иллюстрация: Польский Герб Правдиц
Описание из Википедии
В голубом поле выходящий из стены лев, обращённый влево. В передних лапах он держит железный круг или шар (на картинке вариант герба. возможно Рахмановых, где лев обращен вправо, держит в лапах «железное» кольцо (кольцо - это "Истина" - зеркальце) и «намёт» вокруг герба голубого цвета. В польской Википедии лев действительно обращен влево и держит золотое кольцо. Также есть расхождения в фамилиях родов. Та же фигура видна на шлеме. В Польше герб этот был известен с XIV века.
Утверждён герб в 1351.
Использование в России:
гербы Елагиных (I, 46);
Зеленцовых (IX, 159);
Лутовиновых (VIII, 20);
Нелидовых (I, 48);
Презентов (IV, 141);
Рохмановых (V, 63);
гр. Сологубов;
Хрущовых (II, 111);
Шубиных (VIII, 99);
Плишевских (ХХ, 1903)
В польской традиции и русской гербы различаются направлением выхода Льва.
Польская версия: Лев идет в другую строну - влево.
Вот вам и двуглавый - Один Лев на восток, другой - на Запад.
Лев Сапега))) о коем расскажу далее.
(продолжение )
Свидетельство о публикации №225042700412