Свет мой, зеркальце, скажи...

Мы устроим в стране благолепье вам, —
Как, восставши из мертвых с мечом, —
Три угодника — с Гришкой Отрепьевым,
Да с Емелькой придем Пугачем.

Из стихотворения "Стенькин Суд" Максимилиана Волошина. Написано 24.12.1917-го года.

Удивительно, конечно, что Максимилиан Волошин составил свою Троицу Угодников из Степана Разина, Емельяна Пугачёва и Григория Отрепьева.

О чем мне и заметили когда-то на моё:

Стенька

Татьяна Ульянина-Васта

                Погулял, и поел, и попил, -
                А за всё, что творил неуказанного,
                Лютой смертью своей заплатил….
                «СТЕНЬКИН СУД»

                Волошину М.
 Да всё так же сияет несглазена
 Храмов, церквей Его красота,
 Но уже не проклинают в них Разина,
 В воскресенье в начале поста.

 Позабыты кровавые драмушки;
 Новый век над Россией взошёл,
 Только сальные свечи у батюшек
 Чаще всё же свечей восковых.

 Как неслись твои чёлны над Волгою,
 Как шумела младая братва,
 Миг прошел – запрокинулись головы,
 И твоя немила голова.

 Но хочу я сказать тебе, Стенька,
 Что цари как-то тоже прошли.
 Лютой смертью взошла в мире зоренька,
 На погосты всех лишних снесли.

 И восставши из мёртвых с мечом
 Три Угодника Стенька с Отрепьевым
 За Емелькой зашли Пугачём.


© Copyright: Осенний-Каприз Капри, 2011
 Свидетельство о публикации №11107163281

Рецензии

 Начну с вопроса: что у современных батюшек сальные свечи? А разве такие существовали? Сальные плошки в прошлом бытовали. А свечи - восковые (раньше), стеариновые, парафиновые - ныне.
 Из числа Угодников следовало бы вычленить Отрепьева. Там место Болотникова.
 У меня такое сложилось впечатление (общее из всего прочитанного): Вам есть что сказать и оно заслуживает интереса, но Вы не умеете пока это выразить. Может нет опыта, литературной школы, а может русский язык Вам не родной.
 Я пожелаю Вам совершенствования.
 Виктор.

Виктор Коврижных 2   23.07.2011 09:37   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания

кто с неродным русским ввяжется в Отрепьева?
 а выбор не случаен - это старообрядцы их судьбы во многом схожи (у всех троих) но это очень большая тема, нужны ли такие исследования при общей ненужности и старообрядцев, и вольнодумцев, да и целом русских, как явления
 а свечи сальные - по Брокгаузу и Ефрону:
 "...В начале IV в., при имп. Константине во время праздника Пасхи, Константинополь был освещен лампами и восковыми С. В рассматриваемое время С. (восковые) по дороговизне употреблялись только при богослужении и в домах богачей. Горение восковых С. определенной длины и толщины служило, между прочим, и для показания времени. В XII в. сальные С., по своей дешевизне, быстро вошли во всеобщее употребление..."
 здесь скорее в переносном смысле, если это явствует из текста

Осенний-Каприз Капри   24.07.2011 22:20   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания


© Copyright: Татьяна Ульянина-Васта, 2011
Свидетельство о публикации №111092603090

В "Ясне" ясно рассказывают про стенку Разина
и стену Плача - обсерватория для наблюдения
за восходом и закатом светил.

Большаков Алексей   12.11.2021 10:42

Итак, Григорий Отрепьев.

Сегодня известно из лекций не ангажированных современными веяниями историков про родственную связь Отрепьевых и Романовых.

Согласно имеющееся в нашем распоряжении сказке: род Отрепьевых идет от дворянского рода Нелидовых. В конце XIV века на службу к Московскому князю Дмитрию Ивановичу прибыл польский шляхтич Владислав Неледзевский (герб Правдзиц, «муж знатен Короны Польския»), для участия в Куликовской битве. По итогам победы над Мамаем было даровано шляхтичу московское дворянство и руссифицированный вариант фамилии: Нелидовы.

В четвертом колене один из братьев Нелидовых - Семеон Борисович получил при Иване III Васильевиче прозвище - Отрепьев, ставшее фамилией. "Я тебе отреплю космы!" (Я тебя на место поставлю).

В более позднее время известно: имение дворян Отрепьевых, в котором вырос наш Григорий Отрепьев - тогда Юшка Отрепьев (с польского - Юрий), примыкало к селу Домнино, костромской вотчине боярина Фёдора Никитича Романова, которое Федор Никитич получил в качестве приданого своей жены, Ксении Шестовой.

Вот тут у исследователей возникает определённое предположение:

девичья фамилия матери боярыни Ксении Шестовой, супруги Федора Романова, была Отрепьева.

Отец Григория Отрепьева, Богдан Иванович, и мать Ксении Шестовой, Мария Ивановна, были родными братом и сестрой. Таким образом, Григорий Отрепьев приходился супруге Фёдора Романова двоюродным братом. А сын Фёдора Никитича, будущий царь Михаил Романов, получается, был двоюродным племянником.

Так лишний в ряду "самозванцев царской крови" Отрепьев либо нет?

По-моему: нет. Потому что, как я и рассказывала ранее, в Гомеле есть старообрядческая церковь - Ильинская - на которой установлен до сих пор памятный знак:

"В лето от Сотворения Мира такое-то в сей Церкви прошла тайная вече'ра, где Емельяну Пугачеву были вручены верительные грамоты на исконность царствования на Руси."

А куда пошел Емельян Пугачев с грамотами, понимать ополчение? В Мечетную Слободу! К игумену Филарету.

Вот кто-то в здравом уме поверит, что случайно, возвращавшиеся после амнистии Петра III на Русь беглые старообрядцы, поселились в слободке, имя которой они дали - Мечетная поскольку, видите ли, нашли на месте своего нового поселения руины - Мечети!

Вот такое вот поклонение в веках людей старой веры, отменной Романовыми с Никоном их - татаро-монгольским завоевателям?

(продолжение следует)


Иллюстрация: Польский Герб Правдиц
Описание из Википедии
В голубом поле выходящий из стены лев, обращённый влево. В передних лапах он держит железный круг или шар (на картинке вариант герба. возможно Рахмановых, где лев обращен вправо, держит в лапах «железное» кольцо (кольцо - это "Истина" - зеркальце) и «намёт» вокруг герба голубого цвета. В польской Википедии лев действительно обращен влево и держит золотое кольцо. Также есть расхождения в фамилиях родов. Та же фигура видна на шлеме. В Польше герб этот был известен с XIV века.

Утверждён герб в 1351.
Использование в России:
 гербы Елагиных (I, 46);
Зеленцовых (IX, 159);
Лутовиновых (VIII, 20);
Нелидовых (I, 48);
Презентов (IV, 141);
Рохмановых (V, 63);
гр. Сологубов;
Хрущовых (II, 111);
Шубиных (VIII, 99);
Плишевских (ХХ, 1903)

В польской традиции и русской гербы различаются направлением выхода Льва.

Польская версия: Лев идет в другую строну - влево.

Вот вам и двуглавый - Один Лев на восток, другой - на Запад.

Лев Сапега))) о коем расскажу далее.

(продолжение )


Рецензии