Правильно, Сигизмунд, это Евтушенко!

В продолжение темы http://stihi.ru/2025/04/25/1074
"С ним одним она была добродушна, весела..."

Давай, мой читатель, посмотрим на живопись,  легитимировавшую династию Романовых.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду
Неврев Н.В.

Что нам сообщается искусствоведами и историками:

  Николай Неврев написал эту картину в 1874 году. Художник изобразил реальное историческое событие — встречу Лжедмитрия I и польского короля Сигизмунда 15 марта 1604 года. На ней они подписали договор, который объявил Лжедмитрия законным претендентом на российский престол.

  Лжедмитрий выдавал себя за выжившего царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, который умер в возрасте восьми лет при невыясненных обстоятельствах. Сигизмунд официально признал самозванца наследником. Взамен он попросил отдать Польше часть земель в районе Смоленска, поддерживать Польшу во внешней политике и распространить католицизм в России. Картина изображает момент, когда договор подписан и участники встречи прощаются друг с другом.

  Слева Неврев запечатлел польского короля. Он одет в черный костюм с белым воротником и золотой цепью. Сигизмунд поднимает шляпу, выражая свое почтение гостям. Надменен профиль польского короля, церемонно и торжественно раскланивающегося с Лжедмитрием. Строг и аскетичен его черный костюм с белоснежным гофрированным воротничком и золотой цепью, на которой лучик света выхватил зеленый огонек изумруда.

  Самозванец  стоит справа и жестом благодарит польского короля. Лжедмитрий облачен в нарядный кафтан, подбитый дорогим мехом, на поясе висит богато украшенное оружие. Легкая небрежность позы самозванца контрастирует с чопорным обликом и некоторой экзальтированностью его визави. Лжедмитрий внешне спокоен и как бы равнодушен к происходящему. Но его некрасивое лицо внимательно и сосредоточено. Большие светлые глаза пристально и изучающе смотрят на Сигизмунда. Хитрость, холодный трезвый расчет и некоторый испуг читаются в этом взгляде.

  Подобострастно и угодливо внимает государю папский нунций, подготовивший эту встречу. Клаудио Рангони, представитель Папы Римского в Польше в розовом, он выступает как организатор встречи. Согнутая фигура духовного стража исполнена напряженного ожидания результата сделки.

  Автор написал простую композицию — все фигуры расположены на переднем плане и развернуты вполоборота к центру изображения. Неврев использовал насыщенную палитру — малиновый, красный, голубой, золотистый, зеленый. Однако он приглушил их, чтобы создать полумрак в комнате. Он скрыл от зрителей источник света и расположил его как бы вне картины.

  На столе среди книг в кожаных переплетах, бумажных свитков, подсвечника, сияющего мягким блеском письменного прибора - документ договора, ради которого и собрались все действующие лица. Встреча, видимо, была довольно краткой, и все ее участники пришли в эту комнату совсем ненадолго - об этом говорят брошенный впопыхах на стул плащ Сигизмунда и неплотно запертая дверь.

  В середине 70-х годов XIX в. в Москве появился проект организации Русского исторического музея, который предполагалось "украсить картинами из Отечественной истории".

  Неврев представил полотно «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду» публике на выставке в 1881 году, спустя семь лет после создания. За картину он получил высокую награду — первую премию Московского общества любителей художеств. Однако путь к ней был не простым.

  Николай Неврев родился и всю жизнь прожил в Москве. Его семья была очень бедной, и, чтобы заработать деньги, художник с юного возраста писал портреты на заказ. В 21 год он поступил в Московское училище живописи и ваяния, но не закончил последний курс. Неврев работал в жанре портрета, писал исторические картины и пейзажи и даже создал один автопортрет, который хранится в Третьяковской галерее в Москве.

  В 1885 году картину «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду» купил меценат и коллекционер Сергей Третьяков. Впоследствии он подарил полотно Радищевскому музею.

***
Это все очаровательно.

Скажи, мой просвещенный читатель, тебя не удивляет столь подробное описание картины, вплоть до цвета платьев на героях - и странное молчание: четвертое лицо на картине.

Лицо Богородицы! С Младенцем. Отчего троица героев присяги описана, а о картине-иконе ни гу-гу. Мало ли что там висит в углу на стене!

А там висит не "мало ли что" эти поляки оторвы там повесят! А что-то очень значимое для всей сцены присяги и дальнейшей легитимности власти Государя Российской Империи.

К слову сие объясняет один преудивительный факт, который мне стал известен совсем недавно - в диалоге Андрея Фурсова с писателем Игорем Яковлевым (http://stihi.ru/2025/04/22/6680).

Игорь Яковлев, проводя изыскания в архиве, обнаружил, что во время опалы на Романовых при Борисе Годунове, мать Ксении Шестовой, тогда уже примерно Романовой, потому что муж Ксении - Федор Никитич Романов - первый носитель этой фамилии в роду - видимо, присвоил её самочинно. Так вот: мать Ксении - Мария Шестова (в девичестве, допускаю не только я, Отрепьева) была сослана, пострижена в монахини, её было запрещено куда-то выезжать, выходить, общаться с кем-то вне стен монастыря, к ней не допускались никакие родные, близкие или посетители.

Напоминает мне стены принудительной психиатрической клиники наших дней.  Когда тебя не ссылают в какой острог. Тебя замуруют так: мало не покажется.

Вопрос в причине! Они там все Романовы не подарок, однако ни с кем так не обошлись серьезно как с женщиной.

Что там с монахиней не так, что её пребывание могли доверить только стенам монастыря?

(продолжение следует)
 


©
http://www.youtube.com/watch?v=KTTHOrwReLc
НТВ в Гомельском старообрядческом храме
Про икону Казанской: лица живые, смотришь - как будто в мультфильме
Человек в разуме несет пургу?
5-ый сюжет ролика

Татьяна Ульянина-Васта   25.04.2025 18:43


Рецензии