Стандартный тупик

В некотором царстве, в некотором государстве вновь зазвонил набат. И не просто зазвонил, а зазвонил в Госдуме! Депутат А. С., зорким оком окинув ниву педагогическую, узрела страшное: профессиональный стандарт для учителей, оказывается, "морально устарел и перестал отвечать потребностям системы образования".

Да что вы говорите! А мы-то, наивные, думали, что потребности системы образования – это дети, горящие желанием знаний, современные учебники без ляпов, и, конечно, зарплата учителя, позволяющая ему не только преподавать, но и, прости господи, кушать.

Но, видимо, мы чего-то не понимаем в высоких материях. Главное, оказывается, – актуализировать приказ №;761н!  Или, если совсем уж разойтись, разработать новый, сверкающий новизной, профессиональный стандарт.  Представляю себе, как учителя по всей стране, забросив тетрадки и конспекты, затаив дыхание, ждут этого момента. Наконец-то! Теперь-то заживем!

Ведь, как справедливо замечает депутат, отсутствие современного стандарта лишает педагогов "возможностей профессионального роста, адекватной оценки их деятельности и эффективной мотивации к повышению собственной квалификации".  То есть, учить детей – это еще не рост, проверять тетрадки – это не оценка, а работа в две смены за скромную зарплату – это, видимо, высшая форма мотивации.

Позвольте, но как же тогда учителя все эти годы умудрялись "расти", "оцениваться" и "мотивироваться"? Наверное, по старинке, – любовью к детям и преданностью профессии.  Но это, конечно, не по-современному.  Нужен стандарт!  Чтобы каждый учитель, как солдат по уставу, знал: шаг влево, шаг вправо – расстрел (в смысле, выговор и лишение премии).

Интересно, а кто будет разрабатывать этот новый чудо-стандарт?  Наверняка, специально созданная комиссия.  В которую войдут… кто? Правильно, чиновники от образования.  Те самые люди, которые, судя по количеству реформ и "оптимизаций", лучше всех знают, как надо учить.  И вот они, засев в кабинетах, приступят к священнодействию – будут изобретать велосипед, квадратное колесо и параллелепипед одновременно.

И что же мы увидим в итоге?  Скорее всего, увесистый том с перечислением всего, что учитель и так должен делать: знать свой предмет, уметь находить подход к детям, владеть современными технологиями, вести документацию, участвовать в конкурсах, писать отчеты, проходить аттестацию…  Список можно продолжать до бесконечности.

А что изменится в реальной жизни?  Да ничего.  Учителя как работали, так и будут работать.  Дети как учились, так и будут учиться.  Только бумаги станет больше, да головной боли у педагогов прибавится.

Впрочем, может быть, я и ошибаюсь.  Может быть, новый стандарт действительно станет тем волшебным ключом, который откроет двери в светлое будущее образования.  Только вот что-то подсказывает мне, что вместо этого ключа мы получим очередной замок – на двери учительского кабинета.  А ключик от него, как всегда, будет надежно спрятан… в Госдуме.


Рецензии