Север-Юг России с Востока - Предпосылки
Родившись любопытной натурой и построив свои нейронные связи путем задания миллионов вопросов окружающим и действуя методом проб и ошибок, множество людей к какому-то моменту останавливается в зоне своего комфорта и предпочитает не делать лишних движений, тыкая в смартфон и позволяя компьютерным алгоритмам выбирать что-то новое, следуя рекомендациям в удобных сервисах. И уже невозможно понять, действительно ли Вам рекомендуют узнать что-то новое, исходя из лично Ваших интересов или, быть может, это чей-то корыстный интерес и желание задержать Вас на платформе и опробовать на Вас статистические модели поведения толпы.
А может, стоит вместо этого разговаривать с людьми, перенимая уникальные крупицы опыта в обоюдно-интересном диалоге на разные темы, которые в дальнейшем могут привести к быстро разворачивающемуся клубку разговоров с подчас непредсказуемым сюжетом?
Современные теории человеческого интеллекта говорят о том, что люди развили в себе и многократно реплицировали часть мозга животных, позволяющую запоминать моменты, связанные с местами (белка помнит, где лежит орех) и построили на этом связи абстрактных понятий с уже ранее усвоенными первичными и уже переосвоенными понятиями, соответственно, если мы будем связывать получение новых знаний с определенными местами, мы будем идти по опыту древних предков и осваивать данную информацию наиболее эффективно.
Давайте знакомиться, меня зовут Сергей, я успел родиться в обществе развитого социализма с отличными условиями для рождения и первоначального воспитания; пережил крах системы, будучи в поездке по путевке с родителями по Трансазиатской магистрали, получив камень в окно купе от одного из некогда союзных народов; впитал школьное физико-математическое образование от учителей еще старой закалки по действительно трудным и интересным учебникам; поступил в местный универ на бюджет в до-ЕГЭ эру и, таким образом, не был натаскан и не думал о поступлении в другой регион, как это сейчас модно; благодаря усидчивости и тяги к программированию окончил вуз на отлично, а позже и аспирантуру по компьютерной тематике; успел поработать программистом и даже сделать это из Таиланда, а также поплавать на яхте в Турции в успешные для страны годы. Также я имею хороших друзей и брата, с которыми все детство мы гоняли в футбол и крутились на турниках, что позволило далее не потерять форму и постепенно заставлять себя заниматься различными активностями, а не просто сидеть на стуле.
В настоящее время я занимаюсь преподавательской и научной деятельность, чувствуя со всей силы образовательный кризис как во всем мире, так и в отдельно взятой стране, и особенно в регионах, а также неравномерность развития научных дел. В последнее время, при каждом получении денежного довольствия и глядя на равнодушные сытые взгляды бывших студентов, меня больше и больше посещают мысли о целесообразности моей текущей деятельности, моем месте в мире и ощущении потерянности программы накопления первоначального капитала, однако я остаюсь оптимистом, ведь у меня имеется много свободного “своего” времени, а неприятные моменты в жизни позволяет пережить природа Сибири и Алтая вокруг, наши реки и горы.
Большинство наших городов находятся на реках. Большинство крупных городов — у крупных рек. В ковидные времена я открыл себе простые радости речного города — делать свои дела дома до 5 вечера и далее выдвигаться на любимом стареньком, но бодром велосипеде вниз, по центральному проспекту, практически не крутя педали; прилагать некоторые усилия далее, переезжая через мост; весело съезжать по плитам и, в конечном итоге, оказываться на песчаном пляже у реки Обь. Именно не на оборудованном пляже с дорожками и спасательной вышкой, а на пляже, представляющем из себя обычный песочек среди дикорастущих деревьев, которые постоянно обваливает и уносит река. Данный пляж обычно занят рыбаками и автолюбителями, коих, впрочем, не так уж и много. Туда приезжают пожарить шашлыки, встретить закат, порыбачить и провести время, просто глядя на реку. В последние годы на середине реки образовалась песчаная мель, до которой можно плавать и потом гулять по ней, чувствуя себя тут главным. Конечно, кажется, что скоро песок захватит половину реки, ведь глобальное потепление чувствуется и у нас, Алтайские ледники растают и Обь будет уже не такой, мутной рекой километровой ширины с быстрым течением. А пока ты приезжаешь к реке, плывешь до мели, а потом вылезаешь сушиться и почитываешь книжки, щурясь на солнце и лениво наблюдая за происходящим у реки. Вот проезжает яхта, "капитан" катает девушек. Вот проходит “речной трамвай” с верандой, который, видимо, откупили на корпоратив. Вот по основному руслу медленно плывет буксир и тащит гравий. Вот "Москва" возвращается с часового рейса с прогулкой вдоль реки, оглашая долину гулом своего далеко не нового дизеля вперемешку с модными танцевальными мелодиями. Тем временем на мели наглые чайки невозмутимо сидят в месте самого большого мелководья, где накатывает мелкая волна и омывает им лапки. Эта стая появилась тут в последние годы и полюбила это место, на краю мели, с видом на заходящее солнце. Периодически я плавал туда специально спугивать их, и, при приближении, каждый раз, одна из чаек замечала меня и передавала остальным тревожную новость: "человек тут!", после чего чайки улетали на наблюдательную позицию и возвращались, как только я пропадал из поля видимости. "Пусть не расслабляются", - думал я и уплывал назад. При этом, можно было видеть, что не все чайки улетали сразу за лидерами, некоторые оставались сидеть, подпуская меня ближе, но, поскольку тревожный гул от других чаек нарастал, даже самые бесстрашные (или ленивые) поднимались в воздух, чтобы немного полетать и потом вернуться.
Эта длинная история — про изучение окружающей действительности исходя из увиденного глазами, протоптанного ногами и прогуденного гудками поездов, на основе десятков разговоров с неизвестными до и после “не лицами, а личностями”. Когда наступило лето, и полтора месяца уже потрачено, то неизбежно ты придешь к раздумьям, что, кажется, лето скоро ведь будет слито, если не действовать немедленно. Если ты работаешь в университетской среде, то ты имеешь большое количество дней отпуска, но не имеешь практически средств, чтобы этот отпуск провести в отпускном смысле этого слова. Если ты еще работаешь в научной среде, то должен читать статьи, общаться с коллегами и предлагать идеи, а также оформлять их на бумаге. Эта работа может быть выполнена из любого места, хотя некоторые "эффективные" руководители предлагают контракты, привязывающие тебя к месту. В последние годы я выстраивал свои отношения с работодателями так, что необходимость моего присутствия на месте была бы сведена к минимуму. Если ты представляешь свою ценность, то ты можешь сделать что-то необходимое и в отложенный момент, с ожидаемым качеством, но в то время, когда это будет удобно тебе.
А что было раньше? Раньше я вёл занятия в университете с утра и потом шел делать работу в компании, и потом опять вел занятия и доделывал работу в компании, а также пытался писать научные статьи и заниматься еще чем-то своим. Организм это вытягивал с трудом, но всё, тем не менее, тянулось вперед, на работе вот была взята должность лидера команды, а в университете — звание лучшего молодого преподавателя. Опять же, тут моя натура пытаться делать всё и сразу заставляла действовать.
Однажды, возвращаясь с рабочего офиса на машине (я туда заехал, чтобы доделать дела), я стоял на тормозе на светофоре и тут, вместо зеленого после желтого и красного, светофор вдруг перешёл в мигающий желтый. Я посмотрел время — ведь уже ровно 2 ночи, и светофору время отключаться, “а ты, раб, всё ещё не дома”, - внезапно осознал я. В результате было принято решение постепенно избавляться от работы в компании и заняться некоторое время исключительно университетской деятельностью, "а там посмотрим". 2014 год стал судьбоносным не только для решений в стране, но и для меня.
После осуществления этого хода, как я помню, несколько дней просто пребывал в отлежке. Я никогда не имел столько времени! А потом занялся ремонтом машины и после этого отчалил в одиночный авто-тур по маршруту Барнаул-Сочи. Это было время скоростей, дум, ночных перегонов, смотрящих вдаль глаз, ознакомления со всей широтой страны и абсолютной свободы.
“Возьми два пирога, что я их зря испекла?”, - сказала бабушка в ларьке в центре Челябинска. “В дом вошли двое, я и граната”, - гласила надпись на Мемориале в Волгограде. “В Сибири климат не очень, но люди не то, что здесь”, - сказала алтайская владелица отеля в олимпийской парке. “Ещё утро, но уже нарушаем”, - прозвучало от ГАИшника под Уфой. “Ты, должно быть, преподаватель физкультуры, раз прикатил сюда в одного”, - выдал сосед по гостевому дому в Архипо-Осиповке. Оглядываясь назад, я осознаю, что впитал тогда в себя терабайты видео с дорог, запах придорожной еды, укус медузы в море напротив стадиона Фишт. Тем не менее, позже я пришел к заключению, что ведь я почти не общался с людьми! Я видел ремонты дорог, перемещения тысяч видов машин, дома и домишки, речушки, реки и море, но я обозревал все достаточно издалека и с большой скоростью. Я промчался по половине России, но никто не заметил меня и я не заметил никого.
Стоит ли иметь личную машину сегодня? Стоит ли ездить в авто-туры “на дальняк”? Возможно да, если имеешь семью. Возможно нет, если живешь один. Однозначного ответа, конечно же, нет, но ведь мы же все свое детство провели без машин, ходили в садик и в больнички, жили и не тужили. А что насчет выхлопов CO2? Если померить выхлопы в килограммах, мой вояж до Черноморского побережья явно не был незаметен для природы. Кроме этого, страна получила мельчайшие кусочки резины от шин и железную раковую пыль от тормозных механизмов. Возможно, всё это просто сдуло на придорожные сорняки и борщевики, которым это в радость и в рост. Никто не узнает, какой вред нанес я лично, однако можно что-то посчитать по общей статистике и поделить общий вред на каждого. Но очевидно то, что для перемещения лишь одного человека пришлось перемещать тонну, и это не было эффективно. В последнее время моя бывшая машина работает как новая инвестиция. Я получаю какие-то дивиденды и не трачусь на ремонты. В городе существует несколько различных способов добраться с места на место, весь вопрос лишь во времени. Однако время несчетно и сложно оценивать его потерю или приобретение, как и влияние автомобиля на другие параметры в жизни из-за их огромного количества таких параметров.
Как только я продал машину, случился ковид. Свобода перемещения резко убавилась. Недоверие к людям вокруг, выпученные глаза масок без лиц, студенты, которых никогда не видел вживую, истерии с “чипирующими вышками”, тяжелое дыхание при подъеме по лестнице в маске. “Снимайте ролики и идите сидеть домой, все законы и конституция поменяны”, - сказал мне патруль, поймав меня на лавочке, когда я катался на роликовых коньках на пустой парковке администрации, не пересекаясь ни с кем. Никто, возможно, так и не узнает, откуда возник вирус, и по какой причине пандемия пошла так, а не иначе, используют ли все это для контроля людей государства и корпорации, или все просто заботятся о своих жителях. Очевидно только, что людей стало слишком много на планете и пора задумываться как о месте человека в экосистеме планеты, так и о своем здоровье.
Я честно соблюдал все меры по безопасному нахождению в обществе, пока не заразилась моя любимая бабушка. С тех пор вирус пришел в нашу семью. Как-то записывая доклад на конференцию, я ощущал, что не хватает воздуха сказать фразу до конца, и понял, что и во мне вирус оставил след. Такой след можно вымести только подъемом в горы на Алтае, прогулками и активными перемещениями. С другой стороны, если ты уже оковидился, то явно вируса бояться не стоит. Любые биологические системы учатся на повторяемости, следовательно, иммунитет после встречи с вирусами будет только усиливаться, естественно, при здоровом организме. Поэтому для меня пандемия завершилась в конце лета 2021 года, когда я попробовал совершить небольшую поездку до конца уходящего лета на поезде в Сыктывкар через Екатеринбург, Ярославль, Ростов и вернулся оттуда с новыми идеями и технологиями поездок. Тут пришлось действовать в ограниченном временном окне, однако, это помогло мне планировать мою настоящую северную поездку, раздумывая далее еще о ней на берегу Оби, на пляже, щурясь от солнца по вечерам.
2021. Представьте, что у Вас осталась неделя летнего отпуска и некоторая небольшая сумма денег, и, опять же угрызения совести, что лето почти утрачено. Вы еще колеблетесь, ведь с экранов сыпется статистика о тысячах заражений. Но стоит только решиться, и Вам откроются невиданные ранее земли.
Меня вот стал тянуть в последнее время север страны. Север с большой буквы. Наверное, с момента покупки теплого зимнего костюма "Vogak" (Вожак), в котором я стал много гулять в мороз, по снегу да против ветра, с лицом, закрытым бабушкиной вязанной "горжетткой" почти до глаз, на улицах с малым количеством прохожих в такую погоду, или на Семинском перевале Алтая, наступая на человеческие и нечеловеческие следы. "Русский Cевер будут стараться захватить иноземцы", - читал я в новостях прогнозы разного рода аналитиков. "Российский научный фонд объявляет гранты на разработку проектов для Севера", - находил я в научных рассылках. "Северный (Арктический) федеральный университет", - видел я в списке ВУЗов. "Два капитана", - отмечал я стоящую на даче старую книгу, которую любил в детстве. "Список городов на Оби", - смотрел я в Википедии и видел там Салехард... Все это казалось таким далеким, просто другой реальностью. Непонятно было, с чего начинать понимание этого суровой части страны, и с какой стороны и как туда заехать, я был во многих крупных городах страны, но севернее Томска все никак меня не заносило. Оказалось, что путь далее мне открыли книги. Прочитав на лавочках, у рек и в домиках на базах Горного Алтая за последние два года несколько книг Сергея Алексеева с его постоянными вставками про Северный Урал и Манарагу, я постоянно стал раздумывать об этих загадочных местах. Ведь это как раз и "Ворота на Север"! Не то, чтобы там мне этот автор что-то "нашептал", скорее у нас совпали некоторые аспекты критериев интересности этих полудиких мест. Сложно судить о землях на картах, не привязав карты в голове к реальности. Поэтому, посмотрев на наличие в принципе не совсем дорогих билетов, я тогда решился на вояж впервые за два года и поехал на "оценочную" поездку до столицы региона Коми (как потом выяснялось, "родину лыж") с пересадками в районах "Золотого кольца", с целью узнать вообще, что там вообще за регионы, а также посетить местные музеи, в которых “прячут древние письмена”. Это, конечно, далеко не дикие территории, но по пути и на месте становится примерно понятно, что там за места, народ и куда дальше ведут пути.
В качестве своего уголка в поезде я тогда выбрал места в плацкарте на боковушке, ведь во всех поездах с некоторого момента я стараюсь занимать прежде всего 52-е место, поскольку я как-то уже брал его и заметил, что тут в принципе и выход близко, и все чаи рядом. Почему же верхняя полка и боковушка? Все дело в том, что тут можно просто весь день лежать как в отсеке, причем поперек поезда, и в твои ноги никто не врезается. Перед тобой часть верхнего окна, ты лежишь и думаешь, лежишь и читаешь, лежишь и обозреваешь все вокруг. Сверху все видно. Вирусы с людей падают вниз, и они не падают на тебя. Иногда можно поддержать диалог с нижесидящими, но это не обязательно — ты волен это делать или не делать в зависимости от того, понравятся или нет тебе люди рядом. На других местах не так: то нужно предоставлять свой столик, в твои ноги постоянно врезаются, ты больше зависим от людей, мимо тебя ходят, в общем, нет ощущения капсулы!
В описываемой моей мини-поездке главным было, прежде всего, то, что я вырвался наружу, прочитал нужные книги по специальности, походил по улицам древнего Ярославля, еще более древнего Ростова и по берегу замечательного озера Неро, в котором рано наступившей ночью отражались монастыри и Полярная Звезда. Все интересное, конечно, начинается с Северной Железной Дороги, кстати, построенной на частные деньги неким обществом во времена последних царей. “Нет места московскому мусору на Архангельской земле”, - гласили плакаты, на станциях был пар изо рта и дым из вагонов, которые растапливали углём, а ведь недавно до этого был высокий лес Кирова и конфета с вокзала Костромы. Лесозаготовки и угрюмые на вид деревушки, но это ведь это то, что лишь видно с поезда. Кто знает, какова жизнь там? Зеленый город Сыктывкар встретил меня в хорошем состоянии, с интересными музеями, но больше всего мне тут понравился непринужденный вид на реку, который начинается сразу после главного проспекта и аутентичный деревянный речной вокзал на противоположном берегу. В северных регионах очень много деревянных строений и они бесподобны! На обратном пути было посещение в Екатеринбурге речушки с интересным названием Исток с касанием ее грязной воды и встреча с бывшим дипломником, который работает в местной компании, занимающей целый район города. Кто хорошо работает, тот работает в хороших условиях. Но опять же, реальной свободы я там не увидел. В результате, я тогда понял, что нужно пытаться тратить свободное время на бюджетные путешествия, читать книги, лёжа на полке и смотреть кругом, это потом дает тебе стимул на будущее. Ты видишь, какие места проносятся мимо, и, при необходимости, впоследствии можно будет осуществить более углубленное их изучение. После данной вылазки я еще долго читал в интернете о найденных местах... Если при поездке на автомобиле для меня главными словами были скорость и дорога, и окно было лобовое, то в данном случае, я смотрел уже в боковое окно, и как бы реальность не шла на меня, а проходила сбоку и я был тут скорее как свидетель, а не участник, и слова тут можно подобрать такие как спокойствие и невовлеченность.
Так уже получилось, что на Русский Запад направления поездок выпадают у меня чаще, чем на Русский Восток, однако, на Востоке у меня есть и свои места — купеческий город Иркутск и немного Байкала рядом. В начале лета 2022 я сидел в иркутской кофейне с двумя иностранцами, французом и бельгийцем, которые совсем не собирались отсюда уезжать, несмотря на кучу предостережений их посольств. В течение последних двух ковидных лет я периодически принимал участие в французских кино- и разговорных клубах, благо они приходили онлайн, и был в состоянии сказать пару фраз по любому поводу. Теперь настало время пообщаться очно. Франсуа, преподаватель из Франции, который приехал сюда, прежде всего, из-за Байкала, только что получил от меня в подарок книгу “Россия: мы и мир” Алексеева (интересно, откроет ли он её когда-то?). Нас объединяло одно, что мы оба ранее прочитали произведение Сильвана Тессона “В сибирских лесах” ("Dans les forets de Sibrie"), которое представляло собой дневник француза-путешественника, поселившегося на зиму в избушке на Байкале и бродившего по снегу в качестве наивысшей точки дзена. В результате Франсуа прибыл именно в этом место поработать преподавателем, а я увлекся чтением книг данного автора, и по-другому взглянул на наши места и на наших людей. Французам импонирует, что мы живем несмотря ни на что и то, что “завтра будет хуже, чем сегодня” просто принимается как должное. Я изучил основы французского, ровно для того, чтобы поддерживать разговор и читать Тессона. Бенуа, владелец бельгийского ресторана, повторял про бесконечный потенциал сибирских ресурсов и ленивость русских, а также на вопрос "Пуркуа ля Рюсси?" отвечал со смехом "Ле фам". Я спросил его, знает ли он про суперкомпьютер “Зверь” в Брюсселе, который якобы присваивает людям номера, тот стал гуглить и после этого опять смеялся. Не знал. Потом они неожиданно спросили меня, куда же я собираюсь на лето... Интересно, ведь я пока не думал, но похоже, что нужно выдвигаться на мое направление, на Север, и охота бы к концу Оби, в Салехард. Так и сказал им и показал на Обскую губу. В ответ были такие восторженные взгляды...
Действительно, ведь я давно ужа начинал думать побывать в низовьях Оби, насколько будет возможность сделать это с наименьшими затратами (ведь можно, конечно, пролететь и на вертолете над Обской губой, кому-то, но не мне). Я смотрел дорогу туда для авто-путешествия еще в году так 2016-м, но в тот момент, автодороги (асфальтовой, не зимника!) до Салехарда из Сибири еще не было (сейчас я не знаю, да и все равно уже на авто туда не поеду). Вот такие оторванные, разъединенные места и интересны для путешественников со стажем. Уже опробованная Северная Железная Дорога же позволяет туда добраться, понятно, что далеко не вглубь, но хотя бы позволяет прикоснуться к заветным для меня местам, куда мне всегда хотелось. Все дело в том, что мой родной город Барнаул стоит в верховьях (то есть в начале) Оби, он является первым городом на ней, поскольку река Бия впадает в Катунь за Бийском примерно в 150 км от нашего города. Как пишут в научных статьях, “поэтому актуальным является” ... посетить и последний город на Оби, выехав из первого. Железная дорога, которая ведет туда — золоторудная, каторжная, это не Транссиб, который уже был давно пройден и для меня уже похож на путь, а не на путешествие. Да-да, пройден мною, но не за раз, а по частям. Кучу поездок из наших мест в Европейскую Россию и один раз через другую половину — 4 дня в поезде с Владивостока до Новосибирска, с прочтением трех книг… Такие пути мне уже можно считать “попсой”. Ведь ты просто платишь деньги и едешь. Немногие вот знают уже упомянутый тут ТуркСиб, а ведь он начинался в Барнауле и заканчивался на Туркменском Каспийском море, хотя сейчас уже данный путь превратился в сети суверенных дорог. Северная Железная Дорога — это еще один самобытный путь, и его пройти суждено немногим. Хотя это все сравнительно доступно, просто мало кто задумывается об этих направлениях. В общем, после этой встречи на французском, я стал еще больше думать о новом, действительно интересном для меня путешествии, тем более в сложное время, когда нет ни смысла ехать куда-то в чарующую иностранную даль, так и нет особых возможностей, да и, кроме того, когда есть некое желание быть рядом с нашими людьми, такими разными и такими далекими.
Вообще, я не считаю себя путешественником. Ведь для меня какие-то поездки — это скорее способ переключения сознания от дел насущных. Я никогда не выбирал трудные пути. Однако, некоторые черты этих товарищей путешественников у меня есть, например, это придумывание маршрута с какой-то специальной целью. Еще я обычно не готовлюсь, а просто еду и нахожу интересные места в процессе. Возможно, что нужно бы изучать карты заранее, гуглить места, отзывы, но на это обычно нет времени и не так интересно, как встретиться с реальностью лицом к лицу.
Рассмотрим, какие подходы использовал именитый вояжер Сильван Тессон в своих путешествиях (то, что я понял из франкоязычных книг). Он, примерно в 20 лет, проехал с товарищем кругосветку на велосипеде, конечно, иногда совершая и авиаперелеты. Для этого они нашли спонсоров, маршрут был заранее спланирован, и они его незначительно корректировали, если у них не было виз и какие-то местные режимы им их не выдавали на местах. Как он отмечал, что там, где невозможно было проехать, они все равно пытались и, если уж совсем не получалось, принимали решение об использовании стороннего транспорта (о чем было потом указано, что они чрезвычайно сожалели, что не проехали какой-то участок на велосипеде). Они много проехали по арабскому миру и их все там достаточно радужно встречали, потому что иностранцев, тем более франкоязычных, там принимают с радостью и едой. Эта книга большая и я ее почитываю только в путешествиях до сих пор. В 2012 году Тессон и друзья совершили втроем путешествие из Москвы до Парижа на трехколёсном мотоцикле, повторяя путь Наполеона при его отступлении из нашей столицы. То есть поездка была приурочена к 200-летию данного отступления, при этом, чтобы почувствовать погодные условия в ту пору, они ехали зимой по трассам на своем открытом мотоцикле, получая холодный ветер в лицо и борясь со снежными волнами от грузовиков. Насколько я помню, он в начале книги описывает, что как-то они плавали на лодке, ему пришла идея, и он спросил у друзей, не хотели бы они настоящего путешествия? На Байкал он далее поехал сделать паузу, перегрузиться, почувствовать себя “Mujik”. До людей там нужно было пройти несколько километров либо по льду Озера, либо по лесу, и он был счастлив пошариться в одиночестве, как и я, впрочем, в своем "Вожаке". В книге "La Panthere des neiges” Тессон в очередной раз, чтобы перезагрузиться (после некой немного описанной в романе "лесной" дамы), поехал с профессиональным фотографом в Тибет сидеть в снежной засаде и наблюдать за снежным барсом (пантерой, как говорят они), при этом они сначала протестировали в ближайшем лесу подход ночного наблюдения за бурундуками и Тессону это понравилось. В итоге, голодного барса удалось увидеть и заснять после приманки на кабана, несмотря на осознание зверя, что за ним наблюдают. Данный момент Тессон описывает с неподдельным восторгом: “Какова же реакция пантеры на человека? Она обернулась и зевнула“. В книге “Sur les chemins noirs” он описывает пешее путешествие с юга на север Франции, после того, как упал с крыши и получил травмы позвоночника, и, для восстановления своего тела, автор пошел в тот поход длиной пару месяцев. При этом он имел при себе старые карты, на которых были обозначены уже исчезнувшие старинные объекты и пытался обнаружить их остатки. Итак, после анализа приведенных здесь подходов к оригинальным турам, я отмечаю, что путешествия — это отличный способ перезагрузиться и вернуться в строй, при этом у каждого приключения должна быть оригинальная тема. Мне в принципе не нужно при этом почувствовать себя "мужиком" или кем-то еще, но, конечно, везде должен быть свой вызов.
Лето 2022 выдалось с большим знаком вопроса, а что же будет дальше? С одной стороны, сложно в современных условиях что-то планировать, главное, похоже что надо как-то дистанцироваться от всей этой новостной повестки. С другой стороны, можно уходить в помощь другим, например своим студентам, или совмещать работу с поездками на велосипеде по лесу на дачу через шашлычника, благо Сибирь кажется теперь самым безопасным местом для жизни. Но я, как никогда, просто ждал завершения всей этой учебной кутерьмы и момента получения отпускных из двух научно-образовательных организаций, где я работаю. Когда что-то подобное на отпускные выдали, я ожидаемо констатировал, что на многое этого не хватит, но и не надо, главное ведь свобода и наличие большого количества времени. Ведь ты же сам не следовал предложениям перейти куда-то или туда-то, поскольку все эти места потенциально могли привести к потере свободы твоей деятельности. Но как только выдали хоть какие-то средства, можно просто зависнуть на весь отпуск и ни о чем не думать.
Я купил дешевый, но большой кофе в местной сети Мария-Ра и сел на бетонное ограждение на месте, которое мы с друзьями называем теперь иронично “чипатор” (из-за обилия антенн на крыше здания рядом). Стоит подумать. Какой самый дешевый транспорт? Электричка. Какой самый дешевый ночлег? Палатка. Что минимально можно есть и пить? Кофе 3-в-1, хлеб и сосиски на костре. На большее, честно, я и не заслужил, да и жировать сейчас совсем не время. Так, а чего ты хочешь? Я хочу в Салехард на Обь. А дальше? Назад? Тут я подумал, что в Салехарде холодно и надо после него потом куда-то в тепло. Когда ты потенциально почти не тратишься на еду и жилье, то можно попробовать проделать что-то грандиозное по перемещениям. “Аморе море, гудбай”, - пел Лагутенко в ковид. “Нас будет трое, я ты и море”, - вот еще что вспомнилось. Конечно, нужно на теплое море с той же палаткой, прямо с Севера.
Странные желания, на первый взгляд несовместимые... А где ночевать по дороге? И тут я понял, что ночевать нужно у рек, недалеко от городов. Ведь даже на нашем диком пляже через мост люди приезжают и ставят палатки и ночуют, просто чтобы встретить закат, половить рыбу и пожить дикарем. К тому же, как только ты проснешься утром, то, искупавшись, можно будет очнуться и начать свой новый день. То есть я примерно придумал, что нужно ехать на наш Запад, на электричках и ночевать у рек, но надо потом как-то повернуть на мой Север и еще и телепортироваться до моря. Такой созрел у меня предварительный план. На запад с востока на электричках с ночевками у рек, чем не формула путешествия?
Я, помнится, видел в книжном в продаже книгу, что-то вроде “На электричках до Байкала”, похоже, что кто-то ехал в Сибирь дикарем из Москвы. Значит что-то подобное возможно. Я пошел в университетское кафе и взял окрошку с квасом, как только начиналось лето, она всегда тут меня радовала. Используя “Расписание Яндекс”, я смог автоматически построить путь только на электричках с Барнаула до Казани. Дальше надо искать пути, похоже, вручную и применять на некоторых участках и другие виды транспорта. До моего Юга, как и до Севера пути нет. Не очень понятно, где прерывается. Ну что же, до Казани, где Казанка впадет в Великую Волгу, тоже хорошо, подумал я, а там посмотрим. Я переписал на листочек все электрички и остался недоволен, что, во-первых, в день есть всего 1-2 рейса между городами, состыковать часто можно только один и рейсы все начинаются очень рано. Поэтому и планировать что-то дальше Казани уже точно сложно, ведь можно опоздать на электричку, ее отменят, ну или мало ли что. При этом самый длинный отрезок пути это как раз, когда выезжать из Сибири — через Новосибирск, Омск, Ишим и Тюмень, с промежуточными станциями. Однако, все-таки моя идея с электричками представляется возможной. Интересно, что, например, путей Москва-Туапсе на электричках совсем не находится, вероятно, южные регионы где-то дают сбой в электрификации. Или это просто анти-конкурентный сговор? А ведь сколько бы желающих нашлось при наличии такой возможности! Интересно, что путь Барнаул-Тюмень при примерно таком же расстоянии между городами теоретически можно, оказывается, проехать на электричках, тут Сибирь идет впереди! Но чтобы проверить это, нужно еще решиться.
В хрущевках есть маленькая темная комнатушка, куда припрятан всякий хлам. В детстве с папой мы иногда там запирались, проявляли черно-белые фотопленки и потом печатали фотографии. Сейчас в нее проведен свет, там стоит вешалка, полки с запчастями к компьютерам для потенциальной продажи на Авито и лежат мои знаменитые туристические вещи: спальник, палатка и рюкзак. Спальник защитной расцветки был куплен на военные сборы в университете, и в нем я спал почти месяц в большой палатке на шестерых. Он был свидетелем дикого храпа ночью со всех сторон, ранних подъемов и достаточно бесполезных действий по изучению технологий, которые не имеют никакого отношения к современным войнам, под аккомпанемент патриотических песен по дороге в столовую (плохо спел, идешь еще на один круг вместо еды). Палатка “Monodome 2” (можно так и читать: монодом на два человека, по факту на одного) и рюкзак "Creek" (ручей) были взяты более пяти лет назад для участия в волонтерских стройках во Франции. Захватив одной рукой достаточно тяжелый рюкзак за лямку с ленты багажа в аэропорту Шарля-де-Голля, я прошел с ним по улицам Парижа, спустился в метро, сел на скоростной поезд TGV, далее на электричку RER, оказался где-то в Провансе, где потом 20 дней спал в этой палатке, чтобы просыпаться рано утром и в 7 утра выезжать на стройку по восстановлению древней булыжной мостовой. Палатка эта настолько маленькая, что помещаешься в ней только ты, рюкзак и твои вещи при этом спят сбоку рядом. Один раз француженка-аниматор, заглянув в палатку, сказала “dommage”, выразив свое расстройство. Но для меня эта палатка самое то, личный одиночный монодом. После долгих проживаний в палатке, однако, возникает отторжение к такому типу сна. Как после сборов, так и после добровольческих строек, палатка и спальник были закинуты в темную комнату на несколько лет. В прошлом году, однако, про них было вспомнено, и они были захвачены на южный берег Телецкого озера в Горном Алтае, где была проведена ночь, и был дикий шторм с дождем, и положенные внутри вокруг палатки большие полена и камни не дали палатке улететь, в то время как коряги в кострах при проливном дожде продолжали догорать от сильного ветра...
Запихать спальник и палатку в “ручей” было дело несложное. Что же добавить? Фотик-суперзум и пару бумажных книг включая Тессона, а также специально купленный старый iPad в качестве читалки электронных книг. Что еще делать в электричках? Конечно же, читать. Кстати, поезда и электрички тут хорошее подспорье. Все дело в том, что запас нашего зрения не безграничен. А в вагоне, сидя у окна, можно переключать взгляд на пейзажи зеленой России и потом обратно на книгу, на деревянные домики вокруг, и на книгу, и так далее, что достаточно полезно и для внутреннего мира, для состояния своего покоя и для глаз. Поскольку планов по посещению конкретных мест на территориях по дороге у меня на момент старта особо не было, в качестве маршрута на местах будут использоваться обычные карты на телефоне и для глобального планирования с собой поедет “твердая” информация из блокнотика с переписанными расписаниями электричек.
Получив вызов от брата из Новосибирска съездить в соседний Томск на денек, я понял, что вот теперь все, пора выдвигаться. Томск и Барнаул примерно равноудалены от Новосибирска на 200 км (на север и юг соответственно), и удобно использовать такое расположение в качестве двухдневного "city-tour". Как-то раз в уже далеком 2009 году я выиграл грант в Томске на местной конференции на разработку своей диссертационной работы, и далее приезжал туда на недельное обучение, хорошо изучив город. С тех пор я передал данные знания о городе брату и друзьям, и мы туда уже несколько раз ездили побродить по центру, по кафешкам и по окрестностям, посидеть на местах с видами на реку Томь. Брат опять соскучился по бродилкам, раз уж зовет меня, а для меня это будет началом более серьезной оценки новых территорий по сравнению с хорошо уже известным Томском. Решено. Я еду Барнаул-Новосибирск на электричке, потом делаем авто-крюк до Томска, и с вокзала Новосибирска на электричках я отправляюсь дальше! Куда? Как получится!
Следующим утром мы сидели с другом (мы друзья с садика, он уже отец двух детей) на "чипаторе" с кофе. Я отдал ему подшаманенный старый ноутбук, чтобы он писал научные статьи на даче, ведь лето нужно потратить как-то.
- Куда ты собираешься? Восток или запад?
- На запад с "монодомом".
- На электричках?
- Да, сначала, а потом как пойдет.
- Ээ, опасно.
Диалог не прояснил ни ему, ни мне новых идей. Я помню, как он, однажды, глядя на мой велосипед Stels, тоже загорелся и купил велики всей своей семье. Однако, данный порыв не получил никакой поддержки, и велосипеды с тех пор застоялись. Но вот у него подрос уже второй сын-надежда, который вдруг полюбил велосипед, и папаша теперь все текущее лето проводит с ним, катаясь по центру мимо парка, а потом они заезжают на подкрепление в KFC. Интересно, все думая я, надолго ли, ведь телефон с игрушками и тиктоками теперь является сильным конкурентом велосипеду. У них есть и палатки, и друг постоянно придумывает маршруты по Горному Алтаю, но, как правило, мелкого хватает только на день, а старший игнорирует данные мероприятия. Тут у одиночного тура одно преимущество — ты "сам себе режиссер", и твой сценарий никто не испортит...
Далее: см. "Север-Юг России с Востока - Барнаул-Новосибирск"
Свидетельство о публикации №225042700691