Север-Юг России с Востока - Барнаул-Новосибирск

Предыдущая глава: Север-Юг России с Востока - Предпосылки

В 8 утра и в 3 часа дня с Барнаула ходят согласованные электрички до Новосибирска, это означает, что где-то посередине между Алтайским краем и Новосибирской областью — в селе Черепаново — производится "стыковка" или пересадка оставшихся в электричке "не жителей окрестных деревень". Каждая такая электричка проезжает примерно по сотне километров, и суммарный путь может занимать от четырех до шести часов. Есть две опции — доехать медленно или доехать быстро, и для первого варианта ранние электрички едут с пропуском неких неважных остановок, тогда как дневные — останавливаются почти у каждого столба. Тем не менее, цена поездки на электричке Барнаул-Новосибирск является минимальной на данном маршруте из всех видов транспорта (на момент написания — около 250 рублей), и, что особенно мне нравится, такая поездка является максимальным "эко" транспортом, по сравнению с автобусом и тем более с личным автомобилем. Последние могут доехать путь и за 2,5 часа, однако сжечь бензина (с выделением CO2 на подсолнухи у трассы) на сумму от 600 рублей. Вообще, трасса эта знаменита своим названием — "Чуйский тракт" (ведь соединяет Новосибирск через Барнаул с Горным Алтаем и Монголией), она постоянно расширяется, вот с недавних времен по большей территории Алтайского края даже можно проехаться по двухполосной дороге с заграждением в обе стороны. Однако, как и машин становится все больше и больше, так и дорожных камер. Это влечет некоторые ограничения по скорости, да и при подъезде к Новосибирску можно надолго застрять в пробке на Бердском шоссе (переходящим в улицу Большевисткую города Новосибирска), поскольку с данного направления изначально была сделана одна дорога для всех (местные, транзит, приезжающие), как ее не обходи. А электричка едет себе и едет по своим личным путям.

Интересно, что власти постоянно думают о двухполосных шоссе, о строительстве различных обходов, в то время как о железнодорожной инфраструктуре все почему-то давно забыли. Еще до революции, дорога Новосибирск-Барнаул проектировалась как стыковка Транссибирской и Трансазиатской магистралей, и с тех пор осталась примерно в том же состоянии, рассчитанном на пропуск небольшого трафика тех времен. Электрички, грузовые и пассажирские поезда  вынуждены ждать друг друга, и о каком скоростном движении, о каких "Сапсанах" между регионами может идти речь, если местами там вообще лежит только один путь (второй поворачивает на Кузбасс)? Но, с другой стороны, и сами наши жители не сильно заинтересованы в скоростях. Было дело, тут ходил двухвагонный поезд-экспресс, который отменили из-за малой наполняемости. Поэтому, электрички на сегодня остаются самым доступным средством социального передвижения между регионами, ведь цена и эко-ориентированность — это реальный топ, по скорости же все зависит от того, рано или нет ты встал, по комфорту — “сойдет”. И, главное, по "социализации" они, по моему мнению, вне конкуренции: разный "люд" кругом, постоянно слышны обрывки разговоров, здесь полное отсутствие перегородок и большие окна, из которых видна Русь.

Около трех часов дня я закинул рюкзак "ручей" на верхнюю полку местной электрички. Предстоит долгий путь непонятно куда и особенно на счет обратно, совершенно пока непонятно. Но для начала мне нужно выехать из домашнего региона и посетить столицу Сибири. Вообще, этот путь уже не очень интересен для меня, поскольку тут я ездил многие десятки раз. Я сел у окна и стал думать об организации путешествия и сохранения его результатов "для потомков". Нужно, однако, примечать и записывать различные детали кругом. Вести дневник, как это делают настоящие путешественники вроде Тессона. Но вести бумажный дневник в 2022 это все-таки уже не очень современно, хотя я и захватил с собой блокнотик с ручкой (где, как уже упомянул, записано расписание электричек со всеми вариантами, для случаев отказа техники). Я открыл приложение с заметками на телефоне и решил, что буду все записывать туда. Что же записывать? Что-то необычное, что вижу кругом. Но и что-то то, что позволит потом мне написать эту книгу.

Народу тем временем набилось в электричку порядком. Лето, жара, но пота, тем не менее, нет, ведь электрички у нас Демиховского завода с кондиционерами. Конечно, они уже не отвечают современным требованиям к комфорту, так как в них добавлены только мягкие сидушки и кондиционер, но этого ведь многим достаточно, в том числе и мне. Необходимый минимум. В Новосибирской области обычно пересадка идет на печальные вагоны старого типа. Когда региону нужно много вагонов, они все на ходу, и тут уже как повезет. Солнце светит в глаз из больших окон, но тут виноват ты, севший куда не надо, а не производитель, который не сделал стекла затемненными. Зато тут ярко и ты видишь все натуральные цвета Алтая.
 
Переезжаем старый мост через реку Обь, мост автомобильный, он также совмещен и с железнодорожным. Река у нас широкая, на повороте — под километр, но уже видны со стороны обоих берегов косы песчаных банок, и можно с сожалением отметить, что Великая Сибирская река мелеет. А как же она тут разливается! На другом берегу — заливные луга, где весной стоит вода, и потом куча комаров рождается здесь, так что все июнь и июль только успевай их бить. В детстве мы ездили на одну из здешних проток, Лапу, главное тогда было дойти от электрички до заливчика и не быть покусанным. Тут постоянно сидит куча рыбаков, а также в этом районе построен гребной канал для тренировок олимпийских сборников. Люди берут от реки все. Покидаю я Барнаульскую Обь, такую знакомую и оттого немного скучную, посмотрим, как же поживают в стране другие реки!
 
В этой поездке мне необходимо настроить свой мозг на примечательность и наблюдательность, хотя я, в принципе, такой и есть. Когда маршрут хорошо известен, можно и осмотреть людей вокруг. Я никогда раньше особо специально не делал такое, но в этой поездке это будет одной из моих целей. Смотрю, прямо напротив меня — нетипичный представитель в электричках, девушка весьма интеллектуального вида, везет несколько книг в специальном пакете. Неожиданно, что выходит почти сразу в соседнем городке — Новоалтайске, видимо, ею был осуществлен тур в Барнаул за книгами… Новоалтайск (Алтайка в простонародье) — место достаточно суровое, у меня в универе была группа, переведенная оттуда (все филиалы вузов в одно время закрыли) и там один студент сначала вроде нормально сдавал работы, но потом вдруг исчез. "Где же этот товарищ?" - я спросил в конце семестра у его одногруппников. "Убил человека, посадили..." Хотелось бы, чтобы времена менялись, и такие небольшие города стали удобным местом проживания для интеллектуальных людей, как эта представительница. Ведь тут нет пробок, куча территории и природа рядом, но не так все просто у нас... Наблюдаю далее, рядом едет деревенская семья средних лет, мужчина и женщина. "Жарко, голова болит, а дома пивко холодное", - говорит женщина. Вот это уже похоже на наш местный контингент! Что еще делать в жарких городах, когда есть свой домик в деревне, огородик и холодное пиво... Правда ведь и развития с такими мыслями совершенно не будет у жителей. Хотя они его и не хотят.
 
Проезжаем село Среднесибирское. Тут вроде бы железнодорожный узел и дальше идет дорога на Кузбасс и однопутка некоторое время на Новосибирск, примерно до Тальменки, что, как я уже отмечал, сильно снижает возможности данной железной дороги. По селу гуляют козы. Они привязаны к столбикам на достаточно длинные веревки, сами козы щипают себе травку в радиусе своей веревки, ни о чем не думая. Неожиданно кто-то рядом замечает: "Купи коз и стань врагом для соседа, как говорят на Кузбассе". Переезжаем мост через реку Чарыш (вроде бы в детстве мы туда ездили и даже переходили ее вброд) и заезжаем в крупную деревню Тальменка.

Отсюда у меня было несколько студентов-дипломников и все они ведь были чрезвычайно способными! Вспоминаю вечно улыбающегося Романа, которого мне дали на научную работу и которого потом я почти сразу же встретил в такой же электричке, и мы по пути обсуждали задание! Дальше он не вытянул тяжести программисткой учебы и ушел на годик в академ, чтобы потом все сдать и защитить отличный диплом! Позже я его устроил в компанию, а еще позже мы с ним сходили на спектакль в "Молодежный театр", где он выгуливал новый пиджак перед отъездом в Белоруссию, а затем и в Питер. Нас тогда чуть не прогнали из-за его фотосессии в пиджаке в перерыве на фоне реквизитов спектакля "Обыкновенное чудо"! Вспоминаю очень маленькую, но очень умную и женственную студентку Наталью, которая приготовила для меня танец на конкурс "Лучший преподаватель", и которая постоянно подсаживалась сдавать лабораторные со своим ноутбуком, где были открыты страницы поиска типа "как приготовить пирог для любимого", "как сделать мужчину счастливым". Это все было для ее Алешки, я как то видел их вместе поедающих шаурму, и результатом таких запросов были свадьба сразу после вуза и дочка-красавица. Притом, что она сделала достаточно сильную работу для администрации края по расчету налогов, но защитила ее с трудом, по непонятным для меня причинам человек с администрации стал придираться к фразам в тексте и откровенно валить, но моего положительного отзыва тогда хватило на "четверку", чему мы были несказанно рады. 

Сейчас отмечаю там, в Тальменке, только припаркованный странный поезд с надписью "экологический вагон-лаборатория", далее к нему присоединены старые вагоны, на одном — ТВ-антенна из банок, повсюду сидят мужики и сушится одежда. Экологи в экспедиции? Я вспомнил, что в электричке была надпись, смотрю ее опять: "2021 — год экологии". Да, моя поездка будет обязательно посвящена, в том числе, и экологическим наблюдениям!
 
Едем далее, у дороги стоит деревенский дом, там во дворе стоят трое детей и они вдруг начинают синхронно махать руками, приветствуя электричку! Дети чувствуют хорошее, и проезжающая электричка приносит им радость, и этой радостью охота делиться, вот они и машут, от души. С проезжающим машинами обычно все не так... Вспоминаю из недавнего, как один мальчик на въезде в Бийск "расстреливал" из игрушечного автомата въезжающие в город машины, а два пацана-алтайца в глухом селе на мопеде показывали неприличные жесты в сторону дымящих машин. Дети видят чужаков в машинах и видят друзей в электричках.
 
Начинаются черепановские засеянные поля, приятные для глаза, ведь они так ухожены. Где-то тут граница между регионами. Подумал было, что цвет как-то вроде поменялся на более светло-зеленый, возможно, из-за разных технологий обработки в регионах, но нет, это же облако нашло на солнце и изменило цвет, конечно, тут граница между регионам размыта. Заехали в Черепаново, пересадились в другую электричку, где-то полчаса теперь ждать, ведь я еду днем, и электрички тут "долгоиграющие".  По этому поводу взял беляш с кофе на вокзале, ведь я просто обожаю такие вокзальные кафешки! Смотрю в окно. На улице на лавочке — рыжая девушка с собакой на клетчатых штанах, где каждая половина — разных оттенков (одна нога красная, другая — темная), она тоже ест беляш. Одновременно поели беляш, синхронность какая-то, она видит меня в окно и улыбается. Смотрю далее, какой-то работник железной дороги вышел из небольшого здания рядом с вокзалом. На здании написан год постройки — 1915, само здание отремонтировано и выглядит аккуратным. Но, интересно, знает ли данный работник, что там до капитального ремонта лет 10 назад был общественный туалет с общей ванной, ужасно вонючий? Может и не знает... Немного в регионах остаются людей, кто помнит, что тут было изначально, я же езжу тут с детства, и явлюсь свидетелем всех изменений... Иду выкидывать кофе и пакет от беляша. Некая девушка поднимается в вагон электрички через ее высокую лестницу (анти-низкопольная электричка же), а ей пытается помочь какой-то мужик. Она не принимает помощь со словами: "Неет, я же не беременна, не дай Бог, я просто поела!" Улыбки кругом. Лениво щурюсь на слабое шестичасовое вечернее солнце, и мы отправляемся далее в Новосибирск.

Следующая глава: Север-Юг России с Востока - Нск-Томск-Нск


Рецензии